Живага Анна (mycruises) wrote,
Живага Анна
mycruises

Categories:

Помпеи

16


Открытие Помпей и развалин других поселений поблизости стало одним из величайших событий в археологии. Подземные могилы заживо погребённых людей и жилищ не только поведали о необычайном бедствии, но и воссоздали подробнейшую и всеохватывающую картину жизни классической эпохи. Сохранившаяся живопись и мозаика по-новому осветили некоторые ценности, верования и повседневные обычаи, царившие в древнеримской культуре. Граффити и воззвания на помпейских стенах позволяют проследить за политическими перестановками тех лет. Видны и приметы прерванной работы в пекарнях, кожевенных мастерских и шерстобойнях. В садах до сих пор опознаваемы растения. Найдена и пища, которую ели люди. Руины не сокрыли даже столь деликатных подробностей, как сексуальные пристрастия иных горожан. Как сказал один из учёных, исследовавших Геркуланум, никто из жертв вулкана не успел "нацепить лживую личину, навести порядок в комнатах, обычно неприбранных, или убрать картины и статуи, чтобы не оскорбить наше пуританское чувство приличий".

Трибунал в базилике

01

02

Помпеи, закончившие существование столь страшным образом, вначале обещали блестящее будущее. Редкую местность природа одарила очень щедро. Хорошо орошаемая прибрежная равнина, удобренная минералами вулканического пепла, - одна из плодороднейших областей Аппенинского полуострова, приносящая по три урожая в год или даже чаще. Климат здесь мягкий, зима короткая, весна и осень долгие, а лето - умеренное, благодаря морским бризам. Помпеи располагались к югу от Везувия, в полумиле от берегов реки Сарн, которая служила важнейшим судоходным путём в глубь суши.

03

Немало лет прошло со дня поселения в этом регионе первых обитателей, и несмотря на разные политические бури, область продолжала процветать, превратившись в нечто вроде игровой площадки для богачей. По склонам холмов, спускавшимся к сверкающему заливу, знатнейшие и богатейшие римские семейства выстроили себе загородные дома. Это были ослепительно роскошные, пышные постройки, в иных количество комнат переваливало за полсотни. У Цицерона, великого государственного деятеля и оратора, было три имения по соседству; зять императора Августа владел здесь виллой; сын будущего императора Клавдия насмерть подавился грушей в своём загородном доме в Помпеях.

04

Среди прочих удовольствий, в городе имелся просторный (на 20 тысяч человек) амфитеатр для гладиаторских боёв. В двух городских театрах для увеселения граждан разыгрывали спектакли, давали музыкальные представления. Харчевен и лавочек, где можно было перекусить, в городе насчитывалось более сотни. Как правило, стены харчевен были сплошь покрыты рисунками и граффити эротического содержания, а также изображением Приапа - бога плодородия и мужской силы, наделённого сверхъестественной величины фаллосом. Работали три общественные бани. А помимо харчевен для разных услад существовало по меньшей мере семь лупанаров, их нехитрая отделка привлекала посетителей беззастенчивой прямотой. Кроме того, Помпеи по праву гордились десятью храмами и величественной базиликой, примыкавшей к просторному форуму. Базилика служила одновременно зданием суда, меняльной лавкой и местом встречи разного рода дельцов.

05

Городские улицы были вымощены вулканическим камнем. Вдоль дорог тянулись канавы со сточными водами и прочими отбросами; по свинцовым трубам, закопанным на небольшую глубину, прибывала свежая вода. Фонтаны - некоторые из мрамора, с изящными водомётами, - вдоволь обеспечивали питьевой водой людей и животных, проходивших по улице. Жилища отличались большим разнообразием: от обширных, роскошно отделанных построек с внутренними дворами и садами до скромных домиков в два-три этажа, разделённых на тесные помещения.

06

Круглые мельницы, перемалывающие зерно в муку, и кирпичная печь.

07

В переулке Vicolo del Citarista на тротуаре, скромно прислонившись к стене виллы Менандра, дабы не мешать движению, находится колодец водовода с боковой дверью.

10

Частыми находками при раскопках оказывались предметы, рассказывающие о нравах того времени и показали, что гедонизм и сексуальное раскрепощение было нормой общества. Самым распространённым талисманом в Римской империи в те времена был фаллос, который являлся защитным знаком и считался символом удачи. Фаллические знаки были установлены на наружных стенах магазинов и других заведений, и даже на углах улиц.

08

Фаллические формы довольно часто встречались в виде носиков фонтанов, на масляных светильниках и даже на мозаичных полах. Среди находок также известна статуя Пана и козы, которая была найдена на вилле, принадлежащей Люциусу Понтифику, крестному отцу Юлия Цезаря. Развратная в нашем понимании статуя стояла на видном месте в саду, и ей восхищались все проходящие мимо, в том числе женщины и дети.

09

А руины храма Дионисия рассказывают о практиковавшихся обрядах вакхантов. Целью вакханалий было слияние с таинствами плодородия, воспроизведения жизни, цикличных смертей и возрождений. На юге Италии, где Вакха отождествлялся с местным божеством Либером - освободителем от запретов, - подобные празднования, возможно, носили оргиастический характер. В 186 г. до н.э. римский сенат наложил запрет на вакхический культ , т.к. считалось, что он сеет беззаконие, но, по-видимому этот запрет никак не сказался на помпейском культе. Некоторые археологи даже придерживаются мнения, что в Помпеях, где грань между профанным и сакральным была весьма тонка, каждый сад служил святилищем Вакха.

11

12

В начале августа 79 г. н.э. окрестности Везувия сотрясли земные толчки.

13

В ту же пору высохло несколько источников, перестали бить родники: это были симптомы возраставшего давления внутри земли. 20-го августа в области воцарилось опасное затишье: лошади и рогатый скот проявляли беспокойство, птицы подозрительно замолкали.

14

Ночью 23 августа с вершины повалил пепел. А около часу пополудни чудовище окончательно отбросило притворство.

15

С оглушительным треском дно кратера - своеобразная "пробка" из затвердевшей лавы, давным-давно "запечатавшая" жерло вулкана, - поддалась под напором изнутри и разлетелась на куски: Везувий превратился в гигантскую пушку, дуло которой было обращено прямо в небо.

16

Расплавленная порода взлетела на 17 миль в стратосферу, превышая при этом скорость звука примерно вдвое. Раскалываясь в стремительном полёте на мелкие частицы, она постепенно теряла ускорение, расползалась в плоское облако, а затем стратосферные ветры относили его к юго-востоку. В этом направлении лежали Помпеи и Стабии, и вскоре вулканические осколки градом обрушились на них.

17

Пепел в Помпеях стал археологической благодатью, чудом сохранившей в неприкосновенности все, что погибло под его толщей. В последних фазах извержения пепел обволок множество жертв, а затем затвердел, так что впоследствии, когда плоть разлагалась, внутри оставалась полость, в точности повторявшая очертания тела. И благодаря этим полостям - "формам" (впервые их обнаружили в 1860-е годы) специалисты смогли отлить в гипсе множество поразительно жизнеподобных слепков — целую портретную галерею несчастных жителей Помпеи.

18

Когда-то Помпеи могли похвастаться двадцатью тысячами жителей. Сегодня он представляет собой некрополь - город мёртвых.

Гипсовый слепок фигуры «погонщика мулов»

19

Словно в порыве мгновенной ярости, Везувий обрушил на Помпеи бесчисленные тонны камней и пепла, "запечатав" герметично всю эту местность, остановив время.

20

Вид на Везувий

21

Источник: серия книг "Исчезнувшие цивилизации", том "Помпеи: сгинувший город".

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments