Живага Анна (mycruises) wrote,
Живага Анна
mycruises

Categories:

Кострома. VIII часть




Никак не могла придумать, как оставшиеся фотографии объединить в одну тему. Рассматривая карту Костромы, нашла две опорные точки - Богоявленско-Анастасиин монастырь и храм во имя святителя Иоанна Златоуста. Так образовались две папки с фотографиями улиц возле монастыря и улиц возле церкви.

Улица Симановского, как единая магистраль, связующая центральную Сусанинскую площадь с районом текстильных предприятий, появилась на планах города сравнительно недавно — только в 1930-е годы. Ранее же она состояла из двух самостоятельных улиц, границей для которых служил Богоявленский монастырь.
На самом деле улица очень живописна и богата исторической архитектурой, но мы остановимся только у некоторых домов перед тем, как подойти к монастырю.
Начнём пожалуй с дома, хозяин которого был тем самым человеком, который формировал облик Костромы.
Аркадий Евтихиевич Смуров (1860—1895) после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества приехал в Кострому и занял пост городского архитектора. Случившийся в 1887 г. пожар, опустошивший северную часть Костромы, доставил зодчему много работы по восстановлению и постройке жилых домов и общественных зданий.
Но, выполняя заказы преимущественно на каменную застройку, Смуров выступал приверженцем «деревянной Костромы». В 1888 г. им был выстроен деревянный дом Кравченко на Александровской улице, а через три года собственный вот этот дом. Настоящий образец, показывающий горожанам красоту деревянных зданий и демонстрирующий творческие возможности архитектора. Дом возведен в модном тогда ложнорусском стиле и имеет сложную планировку.

09

Далее идёт многоквартирный жилой дом.

10

Угловые дома по обе стороны квартала издавна связаны с семейством Солодовниковых. Оно долгие годы занималось производством солода, но в 1787 г. купец 2-й гильдии Дм.И.Солодовников основал полотняную мануфактуру средних размеров. Вот ему-то в 1810 году на углу Костромской и Пятницкой улиц принадлежали выстроенный в самом конце XVIII в. двухэтажный каменный дом (фото внизу - дальнее белое оштукатуренное каменное здание), деревянный флигель, службы, полотняная фабрика, каменная хлебная лавка, солодорастильня, большой сушильный двор и просто двор с прудом, куда запускалась живая рыба.

07

В 1821 г. все это унаследовали его дети Дмитрий и Иван.
С 1860-х гг. беднеющие Солодовниковы расстаются со своими домами. Так в 1880 году угловой дом покупает И.П.Третьяков. Третьяковы - старинный судиславский род купцов-раскольников, торговавших «сельским товаром», кроме того, они закупали в Москве шелк и галантерею и сбывали на ярмарках в провинции. Возобновив после пожара 1887 г. двухэтажный дом на углу, Третьяков надстраивает его третьим этажом и декорирует в ложнорусском стиле.
Затем Третьяков приобрел расположенный правее одноэтажный каменный дом мещанина П.М.Леднева, сломал его и на его месте возвел в начале нашего столетия трехэтажный каменный дом, декорированный в том же стиле и так же обильно, как и угловой (фото внизу).

08

В этих двух третьяковских доходных домах размещались всяческие учреждения, конторы и агентства частных компаний, отделения банков и т. д., а обеспеченным жильцам сдавались и отдельные квартиры. И.П.Третьяков умер накануне революции, в ходе которой дома были изъяты у его наследника: один из них занял губвоенкомат, а другой, угловой, получил название «Дома союзов», т.к. в нем разместились губернский профессиональный совет и губотделы отраслевых профсоюзов.

Далее по правой стороне целый квартал улицы занимает ансамбль Богоявленского монастыря. Сам монастырь (первоначально мужской) был основан родственником и учеником Сергия Радонежского старцем Никитой в первой половине XV в. Монастырь, расположенный в конце посада, прикрывал центр Костромы с севера и был не только культовым, но и оборонительным сооружением — его обнесли частоколом. Хотя хищное Казанское ханство в 1552 г. и пало, набеги на Кострому непокоренных татар и черемисов продолжались, поэтому в 1559 г. в монастыре, дотоле деревянном, развертывается каменное строительство. Вел его энергичный игумен Исайя Шапошников, пользуясь правительственной поддержкой. Московские великие князья Богоявленский монастырь знали — в конце XV в. в подклете его собора были похоронены томившиеся в Костроме в заключении сыновья опального удельного князя Василия Боровского — близкого родственника Ивана III. Однако в 1569 г. Иван Грозный заподозрил монастырь в симпатиях к своему двоюродному брату Владимиру Старицкому и учинил там кровавый погром.

На фото внизу по центру Смоленская церковь и Богоявленский собор монастыря. Правее виден эркер доходного дома И.П.Третьякова.

05

В XVII в. Богоявленский монастырь превращается в крупного духовного феодала-вотчинника. Ему принадлежало до 5 тыс. крестьян, в том числе и под самой Костромой (например, Андреевская, ныне Рабочая слобода). Ему же передается и право на сбор в городе отдельных податей, что обостряло отношения монастыря с населением посада. Последнее было особенно недовольно успешной конкуренцией на городском рынке монастырских крестьян, торговавших беспошлинно. Отчасти из опасения открытого столкновения с посадом власти в 1642—1648 гг. обнесли монастырь высокой каменной крепостной стеной в виде неправильного четырехугольника протяженностью 400 сажен (около 850 м) с башнями верхнего и нижнего «боев». В нижнюю часть стены были вмурованы огромные дикие камни, а на самой стене установлено 10 пушек.

04

В сентябре 1848 г. Кострому постиг страшный пожар, распространившийся по всему городу. Жители пытались укрыться в Богоявленском монастыре, но огонь перекинулся и сюда, отрезав погорельцев от ворот. Горели и деревянные «ходы» на высоких стенах. Сотням людей, оказавшимся в ловушке, грозила опасность сгореть заживо — им пришлось спешно делать проломы в северной стене и выбираться через них наружу. От монастырских строений остались одни черные обгорелые стены — сгорели 4 храма и 6 каменных корпусов. От сильного жара местами осыпался подземный ход, проложенный от Богоявленского монастыря к реке Костроме,— его засыпали. В огне погибло фактически все имущество монастыря. Монастырь был упразднен, остатки его строений предполагалось разобрать.
На защиту замечательного памятника древней архитектуры выступили широкие круги костромичей. Судьба ансамбля решалась целых полтора десятка лет (все это время он стоял в руинах, зримо напоминая горожанам о стихийном бедствии), пока, наконец, в 1863 г. сюда не были переселены монахини Анастасиина монастыря. Прежде мужской, он отныне стал именоваться Богоявленско-Анастасииным женским монастырем.

03

Его тогдашняя игуменья, мать Мария, в миру Софья Дмитриевна Давыдова (скончалась в 1889 .г., пережив вдобавок и большой пожар 1887 г.), обладала незаурядными организаторскими способностями, что помогало сравнительно быстрому восстановлению старых и возведению новых зданий и благоустройству территории (были разбиты великолепные цветники). Число монахинь достигало 400 — они вели довольно прибыльное хозяйство.

В 1918 г. монастырь лишился прав юридического лица, монахинь разогнали, в соборе разместился губернский архив, а в корпуса въехали семьи рабочих-текстильщиков. Однако Богоявленский собор стал приходским храмом и действовал до 1924 года. С 1925 года в здании закрытого собора размещалось губернское архивное бюро, ставшее затем областным архивом. В 1920—1930 годах были почти полностью уничтожены монастырские стены и большинство башен. В 1982 году в Богоявленском соборе, используемом как хранилище областного архива произошел пожар, уничтоживший остатки фресок собора XVII века.

В 1990 году монастырь был возрожден. В 1991 году начались богослужения в Смоленской церкви. В 1993—1997 годах были расселены западный и больничный корпус, а в 2001 году — восточный корпус (именовавшийся также настоятельским), которые использовались как жилые здания. При участии администрации города Костромы была полностью восстановлена монастырская стена по улице Симановского.

На фото внизу башня XVII века, превращённая в XIX веке в монастырскую колокольню.

01

В Богоявленском соборе монастыря хранится Феодоровская икона Божией Матери, почитаемая в Русской Православной Церкви. Предание приписывает её авторство евангелисту Луке, иконография сходна с Владимирской иконой. Почитается как одна из святынь дома Романовых, поскольку предание связывает её с призванием в 1613 году на царство основателя династии царя Михаила Фёдоровича.

Фрагмент первообраза

14

К первым чудесам иконы относят истории о её чудесном спасении в огне при пожаре (сказания сообщают о двух пожарах: один уничтожил старую деревянную церковь, второй произошёл уже в новом каменном храме). «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божьей Матери», создававшееся на протяжении нескольких веков и дошедшее до нас в ряде списков, повествует о чудесном спасении Костромы от татарских войск в битве при Святом озере (1262(?) г.)

Феодоровская икона в драгоценном окладе (фотография С. М. Прокудина-Горского, 1910 год)

15

В настоящее время на территории Богоявленско-Анастасииного женского монастыря располагаются Костромское епархиальное управление и Костромская духовная семинария (в здании Трапезной палаты). Проход посетителей на территорию монастыря запрещён; открыты только наружные входы Богоявленского собора и часовни.
При монастыре действуют приют для девочек-сирот во имя св. Иоанна Кронштадтского и богадельня для престарелых во имя св. Марии Магдалины.

02

Напротив монастыря, на левой стороне улицы стояли городские усадьбы состоятельных купцов и чиновников — поместительные деревянные дома в окружении служб и огородов.

Вот давняя моя обработка фотографии из поездки в Кострому в 2007 году. Этот скромный каменный дом с полуподвалом (некогда имел и мезонин) построен в 1860-х гг. купцами Касагоровыми, но вскоре перешел к П.П.Боборыкину, тоже купцу.

11

Тут же за Богоявленско-Анастасииным монастырём, на углу Симановского и Комсомольской улицы, можно увидеть на торцевой стене одного дома вот такое панно времён социализма.

06

Раз уж мы добрались до Комсомольской улицы, пройдёмся немного и по ней. Своеобразной особенностью Комсомольской (быв. Вознесенской) улицы является то, что большая часть каменных зданий на ней была выстроена одним костромским родом Акатовых, причем за сравнительно короткое время — вскоре после Отечественной войны 1812 года. В XVII— XVIII вв. ведущие костромские ювелиры, мастерство и произведения которых снискали известность далеко за пределами местного края, Акатовы с упадком к началу XIX в. «серебряного дела» в Костроме подались в торговлю, где тоже не затерялись в сонме городского купечества. Традиционно обладая развитым эстетическим вкусом и имея состояние, они не жалели средств на возведение домов, которыми город мог по праву гордиться.

По правой от Волги стороне улицы нельзя не залюбоваться в первом квартале домом № 18. Одноэтажный каменный, с рустом «в шубу», он запоминается, однако, главным образом своим деревянным мезонином с балкончиком и поддерживаемым колонками фронтоном. Мезонин украшен превосходной и обильной резьбой, в которой выделяется мотив «дракона», не часто встречавшийся в Костроме. Построен дом в 1860—1870-х годах.

12

Каменный дом №29 (фото внизу) строился мещанином А.И.Акатовым между 1810—1821 годами — светелка была надстроена позднее, а в 1873 году принадлежал его сыну А.А.Акатову, известному в Костроме широкой благотворительностью. На Нижней Набережной он основал богадельню, а неподалеку от своего дома в оригинальном помещении (не сохранилось) — детский приют.

13

Так, сохранившаяся архитектура, рассказывает не только об истории края, но и о славных мужах нашего отечества.

Большую помощь в описании улиц Костромы мне оказывает книга Виктора Николаевича Бочкова «История улиц. Старая Кострома».

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments