Живага Анна (mycruises) wrote,
Живага Анна
mycruises

Categories:

Москва. Рогожский старообрядческий посёлок




С момента своего основания и до настоящего времени Рогожское кладбище остается наиболее значительным центром русского православия. Его история наполнена трагическими и славными событиями и отражает историю Русской древлеправославной (старообрядческой) Церкви в последние столетия.
Сразу надо оговориться, что понятие «Рогожское кладбище» относится не столько к собственно погосту, сколько к поселку при нем, к Рогожской старообрядческой общине.
Из истории "Рогожский некрополь" В.Н.Анисимовой. Солдаты, возвращавшиеся с очередной русско-турецкой войны, принесли с собой в Москву страшную моровую язву — чуму. В декабре 1770 года в первопрестольной столице началась эпидемия, особенно усилившаяся в марте 1771 года. По распоряжению графа Григория Орлова, командированного Екатериной II для организации борьбы с мором, все кладбища в черте города были закрыты. В числе закрытых кладбищ оказались и два старообрядческих, известных еще с 1718 года и принадлежавших староверам, приемлющим священство: одно, бывшее за Тверскими воротами, и другое — у Донского монастыря. Взамен этих двух кладбищ поповцам по указу Правительствующего Сената выделили землю для захоронения умерших от эпидемии в трех верстах от Рогожской заставы, направо от Владимирского тракта. Место было выбрано не случайно: там находилась старообрядческая деревня Новоандроновка. Здесь были устроены карантин, больница и небольшая деревянная Никольская часовня для отпевания усопших. Так и возникло знаменитое Рогожское кладбище.
С разрешения императрицы Екатерины II были выстроены один за другим два храма, летний во имя Покрова Пресвятой Богородицы и зимний во имя Рождества Христова. Построены «палаты» для священнослужителей и для причта, частные дома, гостиница для паломников, детское училище, приюты, богадельни и другие постройки. Постепенно образовался так называемый Рогожский богаделенный дом, так называемое Рогожское кладбище.

Первый раз в Рогожском старообрядческом посёлке были в апреле, тогда шли большие реставрационные работы. Посмотрим несколько весенних снимков.
Летний храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы

26

Храм сооружён в 1790-1792 годах выдающимся русским зодчим Матвеем Фёдоровичем Казаковым в стиле классицизм. При возведении храма оказалось, что он превосходит по площади Успенский собор в Кремле. Об этом главнокомандующий Москвы князь Прозоровский сделал доклад императрице Екатерине II.
После чего было проведено расследование и приказано «впуски для алтаря отломать» (сломали алтарную часть), вместо пяти глав «сделать план с одной главой и крестом», «унизить» и «убавить» шпиц. Здание понизили, в результате чего пропорции храма получились несоразмерными и храм оказался без привычной алтарной части с востока.
Однако внутреннее убранство храма впечатляло и старообрядцев, и тех, кто с ними боролся. Стены и своды были расписаны в древнерусском стиле, храм украшали огромные подсвечники, лампады, паникадила. В соборе хранилось богатейшее собрание старинных русских икон XIII-XVII вв.
При Екатерине II и Александре I старообрядческий культ не подвергался преследованиям и храмы Рогожского кладбища благоденствовали, но со времени восшествия на престол Николая I для старообрядчества начались тяжёлые времена.

27

В 1827 году старообрядцам было запрещено принимать священников, переходящих от официальной церкви. После смерти последнего перешедшего в старообрядчество священника, 7 июля 1856 года, по настоянию митрополита Филарета, алтари Покровского собора и храма Рождества Христова были запечатаны. Сквозь стены иконостаса и царские врата был пропущен толстый шнур, и на нём лежали огромные печати.
Храмы превратились в простые часовни. Только 17 апреля 1905 года на основании царского манифеста о веротерпимости, рогожские алтари были распечатаны, и в храмах вновь возобновилась литургия.

28

К середине 1930-х годов почти все московские старообрядческие храмы были закрыты, но в Покровском соборе в отличие от остальных храмов Рогожского кладбища богослужения не прекращались, хотя были попытки отобрать храм и превратить его в театр.
Службы велись здесь и во время войны. Сейчас здесь богослужения проходят ежедневно.

Зимний (тёплый) храм во имя Рождества Христова

29

Зимний одноглавый храм во имя Рождества Христова, расположенный с юга от Покровского собора, построен в 1804 году в стиле барокко по проекту архитектора И. Д. Жукова «с разрешения Московского градоначальника А. А. Беклешева», который находился в ссоре с Митрополитом Платоном — ярым противником старообрядчества.
Храм был украшен росписями в древнем стиле и множеством икон. Алтари храма Рождества были опечатаны 7 июля 1856 года вплоть до 16 апреля 1905 года, в это время храм действовал как часовня. В 1812 году храм ограбили французы, о чём долгое время свидетельствовали иконы со следами сабельных ударов.
С первой половины XIX века здесь помимо богослужений проходят церковные соборы и совещания. В начале XX века храм служил местом проведения нескольких старообрядческих соборов. В 1929 году храм Рождества был закрыт. В 1920-е годы купол и ротонда пострадали от пожара и были разобраны, настенная роспись уничтожена, богослужебная утварь растаскана.
Храм был превращён в столовую для рабочих, а при входе на месте бывшей паперти соорудили туалеты. Затем в разные годы внутри храма помещались цеха фабрики, бомбоубежище. В 1970-е гг. помещение занял «Союзаттракцион», который разметил здесь базу игральных автоматов.

Правее храма Рождества Христова расположена старообрядческая митрополия Московская и всея Руси.

36

Построена в 1820-е годы, перестроена во второй половине XIX века. В советское время в часовне находился склад, затем располагалось домоуправление. В 1950 году здание передали для нужд старообрядческой Архиепископии. В 1952 году к нему была сделана пристройка. Ныне здесь - резиденция старообрядческого митрополита Московского и всея Руси.

Певческие палаты

35

Первоначальное здание построено в 1820-е годы. Перестроено в 1913 году. Здесь размещались квартиры для семей певчих и священства числом до двадцати семей. Возвращено Церкви в 1997 году.

Богадельный дом Белова

37

Богадельный дом купца Якова Ивановича Белова (1824-после 1889),хозяина шерстно-бумагопрядильной фабрики. Постройка конца ХIХ века. В настоящее время используется в качестве старообрядческой гостиницы. До 2002 года в здании располагался Дом ребёнка, так что старожилы гостиницу до сих пор называют "Домом ребёнка".

Покровский собор с юго-востока. Левее Храм Святителя Николая Мирликийского на Рогожском кладбище

30

В 1771 году при Рогожском кладбище была построена деревянная часовня в имя святителя Николая, которая через пять лет была заменена каменной церковью. Церковь построена в 1776 году и первоначально принадлежала Рогожской староверческой общине. Здесь обыкновенно отпевали покойников. Однако в 1854 году церковь была передана единоверцам. (Единоверцы совершали богослужения по старому обряду, но подчинялись в иерархическом отношении официальной церкви).
Современный вид в «русском стиле» Никольская церковь приняла после перестройки в 1863-1866 гг. по проекту архитектора В. Н. Карнеева на средства купца Н. М. Алясина.
Сейчас это православная церковь.

Беседка-«Иордань»

31

Некогда за Рогожскими храмами находился пруд с чистой родниковой водой 60 сажень длины, 15 ширины, с протоком воды, выведенным на юг к Рязанскому шоссе. Купание и стирка в этом пруду были запрещены. На особом помосте здесь была устроена деревянная часовенка «Иордань», в которой святили воду три раза в год, как установлено церковным уставом. Ко дню праздника Богоявления здесь собирались все московские старообрядцы, целыми обозами приезжали старообрядцы из провинции.
После революции пруд был объявлен рассадником малярии и приговорён к уничтожению. В пруд было сброшено несколько тон мазута, после в него стали привозить и сбрасывать кучи мусора. Так, на месте пруда образовалась свалка. Потом это место сравняли с землёй и оно стало частью стадиона Завода автоматических линий. В начале 2009 года на месте пруда был заболоченный конный манеж.

Вид на храмы Рогожского старообрядческого посёлка от пруда

32

33

34

Богадельня Бугровых. Построена во 2-й пол.19 века. В настоящее время здесь находится старообрядческое Духовное училище.

38

Второе наше посещение старообрядческого посёлка состоялось в сентябре

01

Храм-колокольня Воскресения Христова

02

Рядом с Покровским храмом возвышается храм-колокольня Воскресения Христова с одним высоким куполом и двумя более низкими боковыми.

Покровский храм от колокольни

18

Колокольня возведена архитектором Ф. И. Горностаевым в 1906–1913 годах в память распечатания алтарей церквей Рогожского кладбища. Колокольню возвели за два года, ещё несколько лет ушло на её отделку, уже через полгода после начала работ на колокольню были подняты колокола весом в 1000, 360 и 200 пудов, а в сентябре 1909 года на куполе колокольни был установлен крест.

Храм во имя Рождества Христова от колокольни

19

В 1913 году в нижнем ярусе колокольни освятили небольшой Воскресенский храм. Иконостас храма украшали древние иконы новгородского и московского письма XV-XVII веков. В колокольне также было устроено помещение для хранения редких книг и старинных рукописей.
Средства на возведение храма-колокольни были пожертвованы семьями известных старообрядцев-предпринимателей: Кузнецовыми, Морозовыми, Пуговкиными, Рахмановыми.
Колокольня представляет собой подобие старинных столпообразных храмов и звонниц. Фасад колокольни украшен рельефными изображениями сказочных райских птиц: Сирина, Алконоста и Гамаюна.

05

В середине 1920-х годов с колокольни были сняты колокола, а в 1933 году церковь Воскресения Христова была закрыта. Уникальные книги и рукописи были переданы в Библиотеку имени Ленина, а колокола сняты и отправлены на переплавку. Здание колокольни использовалось под склад.
После грозы 1938 года с него свалился огромный крест.

На фото ниже двумя старообрядцами ведётся разговор об улучшении подсветки колокольни в вечернее время

20

В войну от взрыва была разрушена паперть и нижняя часть колокольни, но само сооружение устояло, и в 1947 году колокольня была передана Старообрядческой Архиепископии, и вскоре был восстановлен храм, к нему сделана пристройка во имя Успения Пресвятой Богородицы и храм переосвятили в честь Успения Богоматери.
В 1990 году на колокольню был вновь поднят колокол, отлитый в 1910 г. стараниями потомственной почётной гражданки Феодосии Ермиловны Морозовой на заводе товарищества П. И. Оловянишникова (о чём свидетельствует надпись на колоколе) и с 1930-х гг. хранившийся во МХАТе. Вес колокола 262 пуда 38 фунтов (4293 кг).
Сейчас в колокольне восстановлено помещение для библиотеки, а в палатах на первом и втором этажах проходят выставки редких книг, рукописей, церковной утвари.

Летний храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы и розовый куст

23

Посещение храмов не-старообрядцами возможно при соблюдении ими правил одежды и поведения, принятых в древлеправославных храмах:

Женщины должны быть в юбках ниже колен, в одежде с длинным рукавом и с покрытой платком головой. Шапки, шарфики и макияж – не годятся.

Мужчины должны быть в брюках и с длинным рукавом. На ногах у всех должна быть закрытая обувь, причем для женщин — без высоких каблуков.

Некоторые места богослужений, например Божественную Литургию, правила предписывают совершать только среди единоверных христиан, поэтому посетителям будет предложено на время покинуть храм. Также во время некоторых моментов службы запрещается входить и перемещаться по храму, поэтому незнакомым с древлеправославным уставом следует оставаться недалеко от входа и при этом не совершать никаких молитвенных действий.

21

Оптимальное время посещения храма для желающих поприсутствовать на богослужении – канун церковных праздников, в частности субботний вечер. В это время в храме не так многолюдно, не совершается Литургия, а размеренное знаменное пение в обстановке полумрака создает торжественную молитвенную атмосферу.

03

Лучшим поводом для полноценного знакомства с феноменом старообрядчества как таковым является праздник Недели Святых Жен-Мироносиц, ежегодно отмечаемый Православной Церковью во второе воскресенье после Пасхи. В эти дни старообрядцы празднуют официальное окончание 250-летних гонений от властей и господствующей церкви. В 1905 году указом Николая II были открыты опечатанные алтари Рогожских храмов, и священники впервые за 50 (!) лет смогли отслужить в них Божественную Литургию, причастив достойных прихожан Телом и Кровью Христовой.
Неделя (воскресенье) Святых Жен-Мироносиц, пожалуй, самый «светский» старообрядческий праздник. Он проходит при стечении тысяч верующих и гостей со всех уголков света, сопровождается Крестным ходом по Рогожской Слободе , старообрядческой ярмаркой и гуляниями. Завершается праздничный день трехчасовым концертом знаменного пения в Покровском кафедральном соборе – удивительном событии как для любителей древней певческой традиции, так и для профессионалов.

04

Зачастую старообрядчество воспринимается некоторыми как замкнутое сообщество со строгими внутренними порядками, и отчасти так оно и есть. Именно благодаря вниманию к множеству незаметных и малозначительных, на взгляд постороннего, мелочей православным удалось сберечь свои, исконно русские традиции, культуру и идентичность.

07

Храм во имя св.Николы Чудотворца и левее - дом причта

08

Дом причта - бывшее здание кладбищенской конторы-гостиницы, примыкающее к колокольне церкви Николая Чудотворца, построено в 1863–66 годах.
До революции здесь размещалась Кладбищенская контора-гостиница. На нижнем этаже помещалась контора, а также кабинет попечителей кладбища, кухня для приготовления поминок, склад церковно-хозяйственных принадлежностей и проч. На верхнем этаже находились два огромных зала для собраний, устройства поминок и отдыха приезжих и комнаты, занимаемые рогожскими училищами: городским четырехклассным и начальным. В конторе находился также архив Рогожского кладбища.
Некогда это было одно из самых благоустроенных зданий Рогожского посёлка. В советское время здание использовалось сначала под школу, в конце 1920-х здесь располагалось студенческое общежитие, затем жилой дом, по окончании войны – снова общежитие.
После пожара его в руинах возвратили старообрядческой Митрополии в 1997 году. В настоящее время здание полностью восстановлено и готово к устройству в нем пребывания митрополита, зала соборов и различных служб Митрополии и Рогожской общины.

11

10

Деревянная часовня «Иордань» на пешеходном мосту, перекинутом через пруд. На дальнем плане правее - летний храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, левее - зимний храм во имя Рождества Христова.

14

Как видно, часовня находится на особом помосте. До пятидесятых годов 19-го века на «Иордань» ко дню праздника Богоявления, несмотря на даль и морозы, не только собирались все московские старообрядцы, но обыкновенно тянулись целыми обозами старообрядцы и из провинции, особенно из Гуслиц, за «большой водой».

На дальнем плане правее - храм во имя св.Николы Чудотворца, левее - храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы

13

Храм-колокольня Воскресения Христова и Покровский собор

15

Храм во имя Рождества Христова, храм-колокольня Воскресения Христова и собор Покрова Пресвятой Богородицы

16

17

Собор Рождества Христова

06

На ближнем плане Поклонный крест в память о казачьем атамане, герое Отечественной войны 1812 года, старообрядце Матвее Ивановиче Платове.

24

25

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments