Живага Анна (mycruises) wrote,
Живага Анна
mycruises

Category:

Связь времён



Архитектурный образ Выставки нельзя оценить и понять в отрыве от исторических вех развития государства, в отрыве от преобладавшего в разные годы архитектурного стиля, от художественного идеала времени, которому, как правило, следовали создававшие ансамбль Выставки архитекторы и художники.
Каждое сооружение в отдельности несет отпечаток вкусов и пристрастий своего времени, поэтому однозначно определить художественный образ Выставки практически невозможно. Но каждая из созданных в разные годы построек — в то же время и неотъемлемая часть живого современного ансамбля Выставки, часть развернутой под открытым небом композиции, рассказывающей о развитии и становлении советской архитектуры и советского изобразительного искусства. Практически в каждом, а тем более в лучших из представленных здесь строений нашли отражение столь созвучные настроению советской эпохи страстное жизнелюбие, полнокровная радость восприятия человеком окружающего его мира. И охватывая взглядом это пестрое многообразие, мы знаем — это история нашей страны.

В октябре 1948 года И.В. Сталин подписал постановление Совета министров СССР о возобновлении работы Выставки с 1950 года. Началось проектирование, а затем интенсивное строительство (фото 1948 г.).

01.jpg

Территория перед будущим главным входом на ВСХВ. 1951 год. Отчётливо видны каркасы будущего главного входа и павильона «СССР»

02.jpg

Эскизы новых павильонов создавались в различных мастерских. Но окончательно они утверждались дирекцией Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Некоторые наиболее значимые проекты направлялись Сталину. Как вспоминал один из участников проектирования Выставки, эскиз павильона «Киргизская ССР» был возвращен со следующей резолюцией вождя: «Архитектора сменить. Рисунок переделать».

Строительство Центрального павильона. 1950 год

04.jpg

Строительство шло полным ходом. Тем не менее открытие Всесоюзной сельскохозяйственной выставки затянулось на целых четыре года и состоялось лишь 1 августа 1954 года.

Строительство Центрального павильона. 1950 год

05.jpg

Одновременно со строительством Выставки проводилась и большая пропагандистская работа. За несколько лет до открытия Выставки начался выпуск массовыми тиражами плакатов и других агитационных материалов, призывающих колхозников начать подготовку экспонатов к Выставке.
Было организовано соревнование между колхозами, машинно-тракторными станциями, совхозами и научными сельскохозяйственными учреждениями за право в будущем стать участником Выставки.

Завершается строительство нового Главного входа и Главного павильона. 1952 год

03.jpg

Архитекторам дали указание в обязательном порядке предусматривать наличие соответствующих гербов на зданиях республиканских павильонов. Это указание было получено достаточно поздно, на стадии завершения строительства. В результате гербы как бы пристраивались, «прилеплялись» к уже созданному павильону. Гербы были большие и тяжелые, выполненные из цемента, а затем раскрашенные. Плохо укрепленные, они могли отвалиться в любой момент. И однажды, к ужасу начальства, это произошло. Герб, установленный на крыше павильона РСФСР, рухнул на землю, раздавив легковой автомобиль. К счастью, в машине никого не было. С тех пор многотонные конструкции тщательно укреплялись и страховались.

Главная аллея. Подготовка к открытию выставки. Вид на Главный павильон, 1954 год

06.jpg

Главная аллея. Подготовка к открытию выставки. Вид на Главный вход, 1954 год

08.jpg

Главная аллея, вид сверху. Последний штрих, высаживание пальм в открытый грунт.

07.jpg

Преодолев массу трудностей на своем пути, Всесоюзная сельскохозяйственная выставка торжественно открылась во второй раз 1 августа 1954 года.

Билет участника Выставки, 1954 год

09.jpg

Открытие ВСХВ, 1954 год

10.jpg

Основная планировка архитектурно-пространственной композиции, заложенная генеральным планом 1939 года, была сохранена. Лишь некоторые элементы ансамбля ВСХВ получили дальнейшее развитие в новом генеральном плане, разработанном под руководством архитекторов следующих поколений. Как и во всем послевоенном строительстве, в архитектурном облике вновь построенных к 1954 году сооружений отразилась в первую очередь тема Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Усилилась парадность всего выставочного ансамбля. Общее стремление к монументализации привело к более помпезному облику павильонов.

Схема ВСХВ 1958 года (нажмите на картинку, чтобы посмотреть полный размер)

32.jpg

Выставка демонстрировала не только успехи сельского хозяйства, но и быстрый рост индустрии, а также успехи науки. Она стала более деловой. В павильонах проводились научно-технические конференции, смотры, выставки. Работали семинары, курсы, школы передового опыта.

Первое, что вы видите, подъезжая к Выставке, это Главный вход, а чуть далее виднеется знаменитая Скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница». Она так и осталась на своем месте и, как и прежде, приветствовала посетителей Выставки.

Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Июнь 1955 г. Фото Н. Грановского

31.jpg

При создании архитектурного ансамбля послевоенной Выставки была спрямлена центральная аллея Выставки и потребовался новый Главный вход. Он был построен южнее старого и несколько ближе к центру города. В его архитектуре также отразилась тема Победы советского народа в Великой Отечественной войне. При создании Главного входа автор проекта архитектор И.И. Мельчаков использовал один из символов победы — триумфальную арку.

Главный вход Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Июль 1955 г. Фото С. Преображенского

02.jpg

Венчает торжественную композицию входа скульптурная группа «Тракторист и колхозница». Она установлена на специальном трехступенчатом пьедестале, вырастающем над центральным пролетом арки. Фигуры и особенно руки, легко вздымающие тяжелый, налитый зерном сноп пшеницы, четко вырисовываются на фоне неба. Скульптура покрыта золотой смальтой. Автор работы — известный советский скульптор Сергей Михайлович Орлов. Эта грандиозная скульптура была создана еще для Выставки 1939 года и установлена тогда на башне Конституции.

Скульптурная группа «Тракторист и колхозница» над главным входом ВСХВ. Август 1954 г. Фото Н. Максимова

01.jpg

На колоннах арки — скульптурные барельефы «Агроном», «Механизатор», «Животновод», «Садовод», созданные в 1939 году скульптором Г.И. Мотовиловым для украшения Главного входа на ту, предвоенную Выставку. Они теперь переместились на новый Главный вход.
Надо отметить, что, несмотря на то, что в 1954 году у Выставки появился новый Главный вход, прежняя белоснежная изящная арка, построенная в 1939 году, была бережно сохранена. Она и сейчас стоит на своем месте.

Арка Северного входа, зима 2015 г. (некогда арка Главного входа)

18.jpg

В некотором отдалении перед вами, словно корабль, отплывающий в дальнее странствование, в лучах солнца вырисовывается громада Центрального павильона.
Крупномасштабность, четкость линий, стремление ввысь — вот основные черты возведенных в это время на Выставке зданий. Таков и Центральный павильон — самое высокое сооружение Выставки. Его авторы, архитекторы Ю.В. Щуко и Е.В. Столяров, бережно сохранили основную идею проекта павильона 1939 года, лишь дополнив его новыми штрихами, отражающими пульс времени.

Фонтан «Дружба народов» и Главный павильон ВСХВ, август 1954 г.

03.jpg

Павильон украшают бронзовые скульптуры и воспевающие труд барельефы, выполненные скульптором Мотовиловым, а также сохранившийся до сих пор барельеф «Советскому народу — знаменосцу мира — слава!», созданный группой скульпторов во главе с Е.В. Вучетичем.

04.jpg

Со всех сторон павильон обрамлен колоннами. Гладкие, тяжелые в первом ярусе, они удачно сочетаются с более легкими во втором, а также с мощными плотными столбами башни, служащей основанием золоченому шпилю. Серый гранитный цоколь придает гигантской постройке завершенность и монументальность.
Над колоннами фасада, образующего большую полукруглую нишу, помещены бронзовые гербы союзных республик. Над ними Государственный герб Советского Союза в обрамлении знамен. Огромные бронзовые стяги реют также и у основания устремленного ввысь шпиля. В центре фасада — начертанная золотыми буквами надпись «СССР».
По задумке архитекторов, у павильона не один, а два торжественных фасада. Один обращен к Главному входу на Выставку, а второй — к расстилающейся прямо за павильоном площади Дружбы народов. Такой архитектурный прием еще раз подчеркивает главенствующее, определяющее место Центрального павильона в общей застройке комплекса Выставки.
Таким мы видим павильон и сейчас. Фотографии сделаны в апреле 2014 года ранним утром.

19.jpg

20.jpg

Барельеф «Серп и Молот» на торцевой стороне павильона.

21.jpg

А это август 2014 года, тёплый вечер.

22.jpg

Вид от Главного входа на аллею четырнадцати чугунных фонтанов и павильон «Центральный»

23.jpg

Вид со стороны площади «Дружба народов»

24.jpg

Фасад со стороны площади «Дружба народов»

25.jpg

Барельефы павильона «Центральный». Снято на закате между колоннами.

29.jpg

27.jpg

28.jpg

Ушедшая эпоха...

26.jpg

И ещё пару снимков, сделанных в Рождественские каникулы зимой 2015 года, в метель.

30.jpg

31.jpg

За Центральным павильоном раскрывается широкая панорама прекрасного зеленого города. На первом плане — огромная по своим размерам площадь Колхозов. Несколько позже, в 1956 году, она была переименована в площадь Дружбы народов. Здесь посетитель Выставки каждый раз заново бывает очарован открывшейся панорамой. Голубое высокое небо, строгие линии уходящей вдаль перспективы, светлые здания павильонов, зелень деревьев, сверкание золота статуй и буйное ликование водяных струй фонтанов — все вместе создает неповторимую торжественную феерию.

Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Вид на павильоны и фонтаны «Каменный цветок» (на переднем плане) и «Дружба народов», август 1954 г.

05.jpg

Весь центр огромной площади занимает выполненная из позолоченной бронзы и красного гранита великолепная скульптурная композиция — фонтан «Дружба народов». В другом конце площади, отделенный от фонтана «Дружба народов» изумрудно-зеленым партером, обрамленным красными розами, сверкает и искрится на солнце изумительный по красоте фонтан «Каменный цветок». Его композиция навеяна поэтическими уральскими сказами Бажова. А вдали блестит на солнце золоченый величественный фонтан «Колос». Он расположен в зоне отдыха, на одном из прудов, но виден издалека.
Вокруг этой самой большой площади привольно расположились павильоны союзных республик.

Источник: отрывки из книги Ольги Никологорской "Олтаржевский", серия "Жизнь замечательных людей"
Старые фотографии с сайта: http://retromosfoto.ucoz.ru/
http://mosarchiv.mos.ru/trudy/virtualnye_vystavki/vdnh.php
http://www.bcxb1939.com/

Все современные фотографии из моего личного архива.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments