Живага Анна (mycruises) wrote,
Живага Анна
mycruises

Categories:

Павловск. Часть I



До Павловска едем на пригородной электричке с Витебского вокзала. Время в пути всего 40 минут. Здесь находится мой любимый парк, о котором и хочу рассказать.

Вокзал в Павловске.

01.jpg

История местности, где располагается Павловск, уходит в глубокую древность. Когда по руслам рек, богатых дичью и рыбой селились, ильменские славяне и различные финно-угорские племена. В новгородских писцовых книгах XV в. упоминается «Сельцо на реке Славянке». Здесь проходил торговый путь «из варяг в греки». Затем почти на 100 лет эти земли перешли во владение шведам, и были отвоеваны Петром Великим в ходе Северной войны. Леса, изобиловавшие дичью, стали императорскими охотничьими угодьями, расположенными вблизи Царского Села. Именно эти угодья площадью более 600 га с окрестными деревнями и крестьянами, преимущественно ингерманландского происхождения, и подарила Екатерина II своему сыну и наследнику Великому князю Павлу Петровичу и его супруге Марии Федоровне по случаю рождения у них 12 декабря 1777 года первенца, великого князя Александра. Так появилось Село Павловское, переименованное в город в 1796 году после вступления Павла I на престол. Первоначально на Славянке было построено два деревянных господских дома – Пауллюст на высоком правом берегу Славянки (он будет разобран после строительства Большого каменного дворца) и Мариенталь на месте старых шведских укреплений при слиянии Славянки с речкой Тызвой (при императоре Павле перестроен в крепость Бип).

Крепость Бип.

02.jpg

Вид крепости города Павловска со стороны озера.

03.jpg

Павловский парк разбит на несколько участков: Центральный район, Парадное поле, долина реки Славянки, участок Белая Берёза, Старая Сильвия, Новая Сильвия, Красная долина, долина прудов, Большая звезда. Сегодня речь пойдёт о Центральном районе и Большом Павловском дворце.

Нажмите на фото, чтобы увидеть панораму в большем размере.

04.jpg

С 1780 года начаты большие работы по возведению большого каменного дворца для великокняжеского семейства по проекту Чарльза Камерона, приглашенного Екатериной II в Россию. Знаток античности, автор книги «Термы римлян», Камерон был страстным поклонником итальянского архитектора и теоретика архитектуры XVI века Андреа Палладио. Большой дворец в Павловске он задумал по образцу палладианской виллы. Центральный трехэтажный корпус увенчан пологим куполом, окруженным колоннадой. К нему примыкают открытые полуциркульные галереи, которые завершались полутораэтажными служебными корпусами. В то же время он поставил дворец на холме над рекой, в которой отражается западный фасад, а к восточному ведет Тройная липовая аллея – элементы ландшафтной архитектуры, более характерные для русской усадьбы.

Вид на Большой дворец в Павловске со стороны липовой аллеи, открытка 1808. Лори, Габриэль Людвиг Старший и Лори, Матиас Габриэль Младший

05.jpg

Западный фасад Большого дворца. Иоганн Мейер, литография Шульц 1845

06.jpg

Первый камень в основание дворца был положен в мае 1782 года, когда владельцы Павловска Павел Петрович и Мария Федоровна под именем графа и графини Северных путешествовали по Европе. Наряду с официальными приемами, они знакомились с памятниками истории и культуры, посещали мастерские прославленных художников и ремесленников. Италия открыла им цивилизации Древнего Рима, Франция поразила их высочайшим уровнем художественной промышленности, Австрия – музыкальной культурой. Все это не только расширяло кругозор путешественников, но и способствовало формированию высокого вкуса, который и отразился в убранстве Павловского дворца. Павел Петрович с супругой покупали и заказывали картины и статуи, фарфор и бронзу, ткани и мебель у лучших мастеров и на знаменитых мануфактурах. Во время Гранд-тура европейские монархи вручали наследнику русского престола щедрые подарки. Эти первоклассные произведения искусства, прибывая в Павловск в течение 1783-1784 годов, подсказывали архитекторам характер декоративного решения интерьеров еще в стадии строительства. Это было исключительным случаем в мировой архитектуре того времени. Благодаря этим обстоятельствам Павловск стал воплощением удивительного синтеза и гармонии архитектурного декора и предметов убранства.

Интерьер дворца, XIX век.

07.jpg

С 1784 года в Павловске начал работать итальянец Винченцо Бренна. С вступлением Павла I на престол в 1796 году Павловск превратился в императорскую резиденцию. По распоряжению императора Бренна, теперь уже главный архитектор двора, провел работы по расширению дворца: надстроил камероновские галереи, вместо полутораэтажных флигелей, пристроил к ним двухэтажные квадратные корпуса, увенчав их башенками, к ним присоединил полуциркульные служебные корпуса, которые оформили парадный плац. С юго-востока он пристроил церковный корпус. В новых строениях Бренна отделал новые большие залы для приемов: Картинную галерею, Тронный и Кавалерский залы, а также дворцовую церковь.

Возле дворца

08.jpg

В 1803 году во дворце вспыхнул пожар, в результате которого пострадали многие дворцовые залы, однако русский архитектор Андрей Воронихин не только вернул им первозданную красоту, но и обогатил залы новыми элементами декора. В кон.XVIII - нач.XIX вв. ряд интерьеров декорирован выдающимися архитекторами Джакомо Кваренги и Карлом Росси, в отделке залов принимали участие известные русские скульпторы – М. Козловский, И. Мартос, И. Прокофьев, В. Демут-Малиновский, а также декораторы Д.Б. Скотти, Пьетро Гонзага, А. Мартынов. К этому же периоду относится создание Жилых комнат для вдовствующей императрицы Марии Федоровны на первом этаже, Их архитектурные объемы появились еще в конце 1790-х годов, когда Бренна занимался работами по расширению дворца. Архитектор Воронихин завершил ансамбль жилых комнат, которые являют собой яркий пример единства стиля начала XIX века.

Павловский дворец, скульптура «Мальчик вынимающий занозу».

09.jpg

Павловский дворец, галерея Гонзаго.

10.jpg

Согласно завещанию императрицы Марии Федоровны Павловск должен был перейти после ее смерти во владение «старшему сыну, минуя наследника», и далее наследоваться по мужской линии, что означало, что из императорской резиденции он превращался в майорат. После кончины императрицы в 1828 году Павловск стал собственностью ее младшего сына Великого князя Михаила Павловича, который, благоговея перед памятью своей матери, сохранял Павловск как мемориал. При Михаиле Павловиче в Павловск в 1836 году была проведена Первая в России железная дорога, линия которой вошла в Павловский парк через район Большой звезды. В Павловском парке построен Музыкальный вокзал (о вокзале будет рассказано позже).

Павловский дворец с затерявшейся среди деревьев скульптурой «Гермес в саду».

11.jpg

Павловский дворец с видом на библиотеку и галерею Гонзаго.

12.jpg

Так как у Михаила Павловича не было наследника по мужской линии, то после его смерти Павловск стал владением второго сына императора Николая I Великого князя Константина Николаевича с 1849 по 1892 год. При Константине Николаевиче во дворце в 1872 году устроена Картинная галерея и Музей древностей, которые можно было посещать от весны до поздней осени в дневные часы. Ученые и специалисты могли посещать большую императорскую библиотеку, которая насчитывала более 20 тысяч томов, включая редкие издания. Тогда же перед дворцом был установлен памятник императору Павлу I (ск. И. Витали). На границе Павловского парка появилась Магнито-Метеорологическая обсерватория. С 1892 по 1915 год Павловском владел второй сын Великого князя Константина Николаевича Великий князь Константин Константинович, боле известный как поэт КР. При нем в конце Тройной липовой аллеи был поставлен памятник императрице Марии Федоровне.

«Павильон Росси» (памятник Марии Федоровне).

13.jpg

Последним владельцем Павловска до событий октябрьской революции 1917 года был старший сын последнего князь императорской крови Иоанн Константинович, павший жертвой большевистского террора в 1918 году.

_________________________________

Первым хранителем в 1918 году был А.А. Половцев. С осени 1918 по 1924 год дворец-музей «Павловск» возглавлял архитектор В.Н. Талепоровский. Он создал несколько музейных экспозиций, планы множества выставок из коллекций музея, проводил регулярную работу по реставрации павильонов. Это был наиболее плодотворный период работы музея. С 1925 по 1934 год Павловский дворец и парк входил в «Объединение Детскосельских и Павловского дворцов-музеев». Именно в этот период происходило изъятие художественных ценностей из музеев в созданные правительством организации Госфонд и Антиквариат, откуда они поступали для продажи за границу с целью получения средств для развития промышленности.

Когда началась война, в Павловске приступили к работе по упаковке художественных ценностей и отправке их в эвакуацию. В годы войны коллекции Павловска хранились в г. Сарапуле Удмуртской АССР в здании Краеведческого музея, в Новосибирске в здании Оперного театра, а также в Исаакиевском соборе в Ленинграде. 17 сентября 1941 года фашисты вошли в Павловск, оккупация длилась по 24 января 1944 года. Во дворце размещались штаб гестапо, казармы, офицерский госпиталь, территорию вокруг дворца превратили в запретную зону. В Павловском парке было вырублено 70 тысяч деревьев, взорваны мосты, уничтожена мелиоративная система, изуродована траншеями сеть дорог, повреждены павильоны, а в январе 1944 года при отступлении фашистов Павловский дворец сильно пострадал от пожара.

Немецкие захоронения у павильона «Росси», между 1942-1943 гг..

14.jpg

Немецкое-кладбище, между 1942-1944 гг..

15.jpg

Разрушенный дворец 1944г.

16.jpg

Работы по возрождению Павловска начались сразу после его освобождения по инициативе А.И. Зеленовой, назначенной директором Павловского дворца-музея и парка в августе 1941 года. Именно ею была впервые создана научная методика реставрации памятников архитектуры, которая и была осуществлена в Павловске. Кроме этого проводились большие научно-исследовательские работы, которые и дали возможность с полной достоверностью разработать проекты восстановления архитектурно-художественной отделки фасадов и интерьеров дворца. Открытие залов происходило поэтапно: в 1957, 1958, 1960, 1963, 1965, 1967, 1970 и 1977 году, когда основные работы по реставрации считались законченными. Спасенные коллекции заняли свои исторические места. В парке шла работа по восстановлению зеленого массива. Павловск стал школой отечественной реставрации и первым пригородным дворцово-парковым ансамблем, возрожденным после Великой Отечественной войны. В декабре 1977 года Павловск отмечал свое двухсотлетие во всем блеске обновленной красоты. А.И. Зеленова была удостоена звания заслуженного работника культуры и награждена орденами Октябрьской революции и Знак Почета.

Львы у входа

17.jpg

«Большая Итальянская» лестница

18.jpg

Лестница из 64 ступеней, созданная в конце XVIII века по проекту архитектора Винченцо Бренны. Она была построена для связи между дворцом и участками парка. Итальянская лестница, спускающаяся от Павловского дворца в долину реки Славянки, является одним из главных сооружений Павловского парка, определяющим его архитектурный облик. Разрушенная во время войны, лестница до наших дней не знала масштабной реставрации. Длинная каменная лестница архитектора В.Ф. Бренна состоит из нескольких маршей, разделенных просторными площадками. Лестница насчитывает 64 ступени, причем к низу ширина ступеней несколько увеличивается. Таким образом архитектор обыгрывает законы перспективы – при взгляде на лестницу снизу вверх она сужается и кажется от этого еще длиннее. Ограничивающие лестницу гранитные выступы наверху украшены мраморными скульптурами львов. На нижних ступенях лестницы расположены два чугунных льва. Также лестницу исторически украшали четыре чугунных вазона, однако два из них во время войны были утрачены.. Она была простроена в конце XVIII века и с тех пор ни разу серьезно не ремонтировалась. Несмотря на аварийное состояние конструкции, специалистам удалось невозможное - сохранить 80% ступеней. Их просто перевернули другой стороной.

В бедре одного из охраняющих лестницу чугунных львов наличествует старое пулевое отверстие, скорее всего - от винтовки.

«Большая Итальянская» лестница (фрагмент)

19.jpg

Отец и сын. Осень, опавшие листья.

20.jpg

Каменные львы неподалёку от партерных цветников «Большие круги». Царская осанка.

22.jpg

Возле партерных цветников «Большие круги»

21.jpg

Партерные цветники «Большие круги». Статуя «Правосудие».

23.jpg

Регулярные черты носят Большие Круги, созданные по проекту В. Бренны в 1799 году. Две круглые каменные террасы, окружённые зелёными партерами и цветниками, расположены рядом с северным флигелем Павловского дворца. В центре террас установлены мраморные статуи "Мир" и "Правосудие" работы венецианского скульптора П. Баратты. Эти статуи были доставлены в Санкт-Петербург еще по заказу Петра I.

Партерные цветники «Большие круги», статуя «Мир».

24.jpg

Партерные цветники «Большие круги», статуя «Мир» (крупный план)

25.jpg

Мне очень понравилось, как цветники были оформлены в этом году (лето 2016).
Издалека казалось, что над газоном порхают большие белые бабочки.

26.jpg

И несколько крупных планов.
Вблизи оказалось, что это лепестки белой космеи так трепещут на ветру.
Космея и шалфей (сальвия).

27.jpg

28.jpg

Белая петуния тоже выглядит очень нарядно.

29.jpg

30.jpg

Павильон «Вольер»

31.jpg

К югу от Тройной липовой аллеи Ч. Камерон в 1782-1783 годах выстроил Вольер - одноэтажный павильон с куполом и колоннами, в котором содержались редкие птицы.
Вольер поставлен под угол к Тройной липовой аллее, непосредственно примыкает к ней, и глаз легко охватывает целиком весь его протяженный невысокий фасад.
Высокий центральный зал, увенчанный куполом, соединён крытыми дорическими колоннадами с боковыми помещениями. Карниз и купол были расписаны Иоганном Рудольфом и Иваном Ивановым под руководством В. Бренна. В Вольере была установлена привезенная из Италии статуя Флоры, в галереях жили экзотические птицы. В 1818 году Мария Фёдоровна выпустила на волю птиц, и Вольер стал цветочной оранжереей. В 1863 году перед Вольером был вырыт пруд со статуей Венеры Каллипиги в центре.

Статуя Венеры Каллипиги.

32.jpg

В зелёном обрамлении.

33.jpg

В 1871 году в интерьере Вольера появились арабесковые росписи. Вольер пострадал во время войны и был отреставрирован в 1968 году как парковый павильон.
На данный момент в Вольере можно увидеть статуи, ранее украшавшие разные уголки Павловского парка, а сейчас собранные здесь для реставрации.

34.jpg

В прошлом году нам не повезло, Венерин пруд был осушен (видимо, для чистки) и смотрелся по-осеннему печально. В это лето мы увидели фигурный пруд во всей красе и полноте.

35.jpg

36.jpg

Вообще на Вольерном участке, также как и в других уголках парка, скульптура дополняла планировку, внося смысловые и декоративные акценты.
До ВОВ перед Вольером находилась скульптура «Актеон» с ланью русской работы конца XVIII в. (утрачена в годы войны). В настоящее время здесь установлена ваза с маскаронами с античного оригинала (Россия, нач. XIX в.).

37.jpg

38.jpg

В послевоенный период на территории Вольерного участка были установлены мраморные статуи Танцовщицы и Эрминии работы итальянского скульптора XIX в. Ринальдо Ринальди.

Статуя «Танцовщица»

39.jpg

Статуя «Эрминия»

40.jpg

Осень, роса...

41.jpg

На гранитном пьедестале, обращенном в сторону южного полуциркульного корпуса дворца ранее находились Солнечные часы. Утраченные в годы войны, они намечены к воссозданию.
Солнечные часы пока отсутствуют, но всё же, идёт ли дождь, срываются ли с неба снежинки, сыплются ли на пьедестал жёлтые листья - картина эта, на мой взгляд, также символизирует ход времени.

42.jpg

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments