Живага Анна (mycruises) wrote,
Живага Анна
mycruises

Categories:

Павловск. Часть II



Сегодня речь пойдёт о живописном участке парка, который называется «Долина реки Славянки». Располагается этот участок вдоль извилистого русла реки и живописных холмистых берегов.
Парк в районе долины реки Славянки был преобразован по проекту Чарлза Камерона в пейзажном стиле. По склонам холмов, вблизи основных построек, расположились лёгкие беседки в подражание китайской архитектуре, павильоны-руины, деревянные мостики через извилистую речку Славянку. Вскоре на вырубленном участке леса была сооружена более крупная парковая постройка - Старое шале (1779).

Гравюра Л. А. Серякова

01.jpg

Старое Шале - небольшая постройка в виде швейцарской хижины. Она была крыта соломой и состояла из трех круглых комнат. На крыше был навес для колокола, сбоку была пристроена кухня, а наверху чердак, куда вела наружная лестница.
Во второй половине XVIII века швейцарские домики и пастушеские хижины были непременными постройками садов загородных дворцов. Законодательница моды того времени, французская королева Мария-Антуанетта, любительница сельской жизни, приохотила весь двор к идиллическим затеям и к той изящной, изысканной простоте, которая была в сущности видоизменением роскоши. В садах вельмож появились первые образцы беседок в сельском вкусе. Старое Шале в Павловске как раз та самая постройка в духе времени: здание — снаружи скромное, отличалось изяществом и некоторой роскошью внутреннего убранства.
Внутри была значительная обстановка: в первой комнате находились две самопрялки и машинка для мотания ниток, принадлежавшие Императрице Марии Феодоровне; во второй — небольшое круглое зало — прекрасно расписанные стены и потолок, зеркала с мраморными столами и с превосходно написанными на стеклах вазами с букетами цветов; направо комнатка в одно окно и, несмотря на то, что вся она шириною не более аршина, на стене фреска, изображающая перспективный вид колоннады; в темной комнатке налево хранились лопатки, грабли, заступы, совки для съемки яблок и другие орудия огородничества и садоводства.
При постройке этого домика Императрица Мария Феодоровна соединила приятное с полезным и самую игрушку приспособила к осуществлению благой мысли. Шале было огорожено зеленой изгородью. В XVIII веке вокруг хижины находился фруктовый сад и огород, где работали дети великого князя: разбивали грядки, сеяли, сажали; Великие Княжны пололи, занимались поливкою овощей и цветов. На вышке крыши висел колокол, в который собственноручно звонила великая княгиня, созывая маленьких «работников» к завтраку.
Постройка была разрушена в годы войны. В настоящее время место пустует.

Но давайте снова вернёмся к началу строительства и благоустройства парка. В 1780 году на равнинном месте, в самой живописной излучине реки Славянки, был заложен фундамент павильона «Храм Дружбы». Его строительство осуществлял по своему проекту, как я уже написала выше, приглашённый Екатериной II архитектор-теоретик шотландец Чарльз Камерон. Выбор места для павильона, строгие пропорции и художественная отделка храма-ротонды, напоминавшие античные памятники, произвели весьма благоприятное впечатление на императрицу.

Павильон «Храм Дружбы». Гравюра Л. А. Серякова

02.jpg

Камерон тщательно продумал композицию основных парковых районов: расположение дорог, аллей, тропинок, размещение павильонов и мостов, устройство прудов, плотин и каскадов.
Умело используя огромные пространства и разнообразие рельефов местности, Ч. Камерон создал на месте диких лесных зарослей удивительные по красоте пейзажные панорамы. Осуществляя вырубки и одновременно посадки деревьев, он чередовал рощи и поляны, куртины и одиночные деревья (солитёры). Подбирая деревья по рисунку кроны, цвету листьев, зодчий, в дополнение к местным породам, выписал из-за границы (Англии, Голландии, Новой Зеландии) несколько тысяч деревьев и кустарников. Заново были "написаны" рукой мастера живописные пейзажи долины реки Славянки, где особое внимание Камерон уделил созданию больших водных зеркал, в которых отражались белые колонны его основных построек. Другие парковые павильоны, возведённые Камероном в традициях греко-римского искусства - Колоннада Аполлона, Холодная баня, Павильон Трёх граций, - также стали центрами созданных им ландшафтов.

А теперь познакомимся со всей этой красотой поближе.
Колоннада Аполлона, открытка 1-я четв. XIX века

03.jpg

Современный вид этого ландшафта. Фасадный пруд с Каменным мостом и Колоннадой Аполлона вдали.

04.jpg

Дальний план сменим общим, чтобы посмотреть поближе Колоннаду Аполлона и каскад.

05.jpg

Но совсем иначе задумывался и создавался этот памятник архитектуры изначально. Вот его первозданный вид, открытка 1803 года

06.jpg

В 1782-1783 годах, по проекту Камерона, была сооружена Колоннада, или Храм Аполлона, круглая в плане, с двойным рядом мощных дорических колонн, увенчанная антаблементом, со статуей в центре - копией знаменитого античного Аполлона Бельведерского.
Первоначально Колоннада находилась на лужайке, на левом берегу Славянки, чуть выше Холодной бани. Однако вскоре Мария Федоровна выразила желание устроить каскад у места спуска воды из верхних прудов в Славянку и над ним установить Колоннаду. Камерон, будто предчувствуя беду, противился этой идее, несмотря на разработанный еще в 1787 году Кваренги проект каскада и Колоннады. И все-таки в 1799 году Храм Аполлона был перенесен, а каменных дел мастер Висконти возглавил работу по сооружению каскада, завершенную Камероном уже в следующем году. В мае 1817 года во время ночной грозы часть сооружения, подмываемая водами каскада, обрушилась, что придало Колоннаде еще более романтический вид. «Случайность создала более, нежели самый утонченный вкус; настал день - каждый восхищался этим романтичным видом, этим изящным разгромом, и даже говорят, что Аполлон одобрил это», - так писал современник событий французский поэт Эмиль Дюпре де Сен-Мор.

Архитектура, подправленная рукой природы. Открытка 1825 года.

07.jpg

А теперь оглянемся назад, чтобы полюбоваться с этого места на излучину реки Славянки, а также на один из красивейших мостов Павловска - мост Кентавров, и Большой Дворец на живописном склоне. Слева, в густых зарослях деревьев виднеется купол Холодной ванны. Саму Холодную ванну мы рассмотрим попозже с другого ракурса.

08.jpg

Теперь будем медленно приближаться к мосту, изменяя и расширяя перспективы и приближая детали. А сами окунёмся в историю.
Построенный в начале 1790 годов по проекту В. Бренны, мост с самого начала был украшен по четырем углам двумя парами статуй безбородого и бородатого кентавров. Использование фигур кентавров - довольно редкий прием в парках классического периода, хотя в них главенствуют именно мифологические персонажи, к которым относятся и кентавры.
Прообразом возникновения кентавров были древние пастухи-всадники в греческой Фессалии, которые все время проводили в седле. Причем кентавры были обоих полов. Кентавр - олицетворение животной естественной природы, они, как правило, встречаются в свите бога вина и веселья Диониса-Вакха.

09.jpg

Великий князь Павел Петрович и его супруга Мария Федоровна во время своего длительного путешествия по Европе провели почти четыре месяца в Италии, знакомясь с достопримечательностями, уделяя особое внимание памятникам античности. Особо познавательным было их пребывание в Риме, где они осмотрели все дворцы, виллы, галереи и коллекции, в частности в Ватикане, куда были приглашены Папой Римским Пием VI. Большое впечатление произвела Вилла римского императора Адриана в Тиволи, откуда происходят многие известные скульптуры античности, в частности две статуи старого и молодого кентавров работы скульпторов Аристия и Папия II в. н.э. Они были найдены при раскопках на вилле и перевезены затем в Музей Капитолия. Бесспорно, что владельцы Павловска не только видели эти статуи, но весьма заинтересовались ими. Скульптуры отличаются выразительностью пластического языка, вместе с тем интересна почти портретная трактовка лиц и передача настроения веселья у молодого кентавра и страдания - у старого. Владельцы Павловска не только приобретали античные подлинники, которые только что появлялись на антикварном рынке, часто из раскопов, но и заказывали гипсовые отливки с понравившихся скульптур, если получали на то разрешение от их владельцев.

10.jpg

Можно предположить, что идея украсить какое-либо сооружение в Павловске подобными скульптурами возникла у самого Павла Петровича. Именно гипсовые слепки с античных кентавров украсили новый мост через Славянку у Семейной рощи, созданный любимым архитектором Павла Петровича В. Бренной. В 1805 году уже при архитекторе А.Н. Воронихине и, скорее всего, по желанию вдовствующей императрицы Марии Федоровны было решено заменить обветшавших гипсовых кентавров мраморными, сохранив этот уголок парка таким, каким он был при Павле Петровиче. Подобные мраморные скульптуры заказывали в Италии, богатой белыми мраморами, но иногда часть работы могли выполнить и русские мастера из итальянского мрамора.

11.jpg

В 1932 году статуи были сняты с моста. Сильно поврежденные бородатые кентавры были убраны в подвал дворца, а два молодых кентавра в 1941 году поставлены на террасу крыльца Собственного садика, куда они вернулись и после войны. На мосту Кентавров установили скульптуры, воссозданные после войны реставраторами Валентиной и Анатолием Солдатовыми в эпоксидной смоле с мраморной крошкой. Они были очень выразительными, только не белого, а желтовато-серого цвета и долгие годы украшали мост. Такими их помнят знатоки Павловска, такими их видят на фотографиях в альбомах и путеводителях.

12.jpg

Незаметно, шаг за шагом из лета мы забрались в осенний парк. Но для моста Кентавров эта осень может превратиться в самую настоящую весну, самое настоящее возрождение. Вот послушайте.
В настоящее время Государственным музеем-заповедником «Павловск» проводится большая работа по возрождению подлинного облика Павловского дворцово-паркового ансамбля времени конца XVIII - начала XIX века, тем более, что в фондах музея десятилетиями хранились в руинированном состоянии, а также разбитые в кусках подлинные скульптуры и вазы. Вернулись на свои исторические места после реставрации мраморные вазы и фигуры льва и львицы в Собственный садик, бюсты и статуи в Галерею Гонзаго, скульптуры двух львов и ваза на Большие круги. Идет процесс возрождения Моста Кентавров. Сейчас фигуры кентавров сняты с моста и отданы в реставрацию. Две подлинные статуи молодых кентавров прошли фундаментальную реставрацию в мастерской ООО «Коринф». Там же с них сделано четыре копии в искусственном мраморе, которые и установлены временно на Мосту Кентавров. Многие, кто любит и знает Павловский парк, удивлены и даже возмущаются, видя четыре одинаковые статуи. Однако, это лишь первый этап воссоздания декоративного облика моста. Молодые кентавры заняли свои места. Что касается двух старых или бородатых кентавров, то в фондах музея сохранились фрагменты со значительной долей утрат тех подлинных статуй, что были сделаны для моста в начале XIX века. Реставрация их запланирована на 2015 год, она будет сложной и трудоемкой. По завершении ее будут выполнены две копии, которые и установят на свои исторические места, и тогда мост вновь приобретет свою первозданность, и посетителей будут встречать две пары молодых безбородых и старых бородатых кентавров, как это было в эпоху хозяйки Павловска императрицы Марии Федоровны.

13.jpg

Мост Кентавров и Холодная ванна

14.jpg

Холодная ванна - летняя мыльня, служившая местом закаливания Павла I, построена Ч. Камероном в 1799 году. За образец он взял римские термы, но выполнил их в миниатюре. Сдержанный внешний вид компенсировало богатое внутреннее убранство. Из вестибюля путь лежал в купальню, где был сооружен небольшой круглый бассейн с фонтаном. Прямоугольное помещение вестибюля украшали дорогие картины и красивая драпировка. Стены круглого зала покрывала гладкая штукатурка.
Воду в купальню подавали из Славянки, а в 1800 году был сооружен фонтан - душ в виде шара из меди, называемый «брызгало». Для устройства этого приспособления был вызван из Петергофа Г. Сосин - мастер фонтанного дела и три его ученика. Потом в ванну были проведены отопление и водопровод.
Со временем это сооружение стало приходить в запустение. К 1830 годам внутреннее убранство обветшало и отделку помещений пришлось изменить. Круглую комнату оформили панелями из дуба, а в первой комнате стены и потолки расписали, используя трафарет. Во время войны фашисты разрушили эту достопримечательность. По окончании оккупации сооружение было восстановлено, но уже без бассейна.

15.jpg

Павильон расположен в густых зеленых зарослях, недалеко от Семейной рощи. Роща была образована из деревьев, которые сажали в честь рождения членов императорской семьи. К каждому дереву привязывалась табличка. Все таблички были сняты после революции 1917 года.

Ещё один мостик перекинут на небольшой остров в долине реки Славянки, называется Чёрный мост. Он сооружён над плотиной (1780-е, архитектор Ч. Камерон; 1799, архитектор В. Бренна), сделан из металла и украшен ажурной кованной решёткой.

Фрагмент моста

16.jpg

Вид на мост из долины реки

17.jpg

И ещё чуть подальше

18.jpg

Приближаемся к самой красивой излучине реки, где установлен павильон «Храм Дружбы». Но сначала немного отдохнём и полюбуемся пейзажами.
Людей не видно благодаря неровностям ландшафта, но дух их присутствует...

19.jpg

С изгородью и белыми шапками сныть-травы.

21.jpg

И.И. Шишкин любил включать в свои пейзажи сныть-траву. Растение, действительно, очень живописное и к свету чувствительное. Вот она какая, сныть-трава на пологом склоне.

20.jpg

А теперь окунёмся на секундочку в глубокую осень. Просто этот снимок был сделан в самый первый мой приезд в Павловск. Отсюда началась моя любовь к этому парку.

22.jpg

«Храм Дружбы» был задуман Павлом Петровичем и Марией Фёдоровной как ответный дар Екатерине II за павловские земли. Архитектор Ч. Камерон в 1780—1782 годах спроектировал храм в виде ротонды, охваченной кольцом каннелюрованных колонн дорического ордена, и поставил его на полуострове, образованном излучиной реки. Гладкие стены смягчены круглыми классическими барельефами на темы любви и дружбы. Фриз антаблемента украшен венками и фигурами дельфинов (символов дружбы по античной мифологии). По замыслу заказчика «Храм Дружбы» являлся выражением признательности царствующей императрице. Камерон подчеркнул в деталях художественной отделки идею дружбы. Мария Федоровна мечтала о примирении Павла с его матерью Екатериной II, о чем говорит надпись над входом: «Любовь, почтение и благодарность посвятили». Первоначально планировалась надпись: «Любовь, почтение и преданность первых владельцев Павловска посвятили этот храм подарившей им этот участок земли».

23.jpg

Первоначально в Храме находилась большая мраморная статуя Екатерины II, но в 1791 году её подарили графу И. Г. Чернышеву, и в 1792 году здесь установили алебастровую фигуру императрицы в образе Цереры. Храм Дружбы предполагалось использовать для завтраков и ужинов в парке, поэтому на противоположном берегу Славянки была построена кухня в виде сельского домика (разобрана в начале XIX века).

24.jpg

В начале 1820-х гг. возле Храма Дружбы появился чугунный мостик, который воспринимается как неотъемлемая часть этого архитектурного сооружения и окружающего пейзажа. Детали моста отлиты по проекту арх. К. Росси в 1823 г. на Александровском чугунолитейном заводе в Петрозаводске.

25.jpg

26.jpg

Одинокий силуэт старика на скамейке среди волн света и тени.

27.jpg

Напротив Храма дружбы в 1786—1787 годах по проекту Ч. Камерона был сооружен искусственный водопад — Большой Каскад. Струя воды падала из подземной трубы на широкую каменную плиту, стекала с нее в виде водяного полотенца и далее текла среди камней по крутому ложу непосредственно в пруд. В 1792 году В. Бренна надстроил над Большим Каскадом декорацию в виде стены с балюстрадой и вазами. Каскад перестал действовать в 1850 году из-за разрушения водопровода.

28.jpg

Вид на Круглое озеро от балюстрады Большого Каскада.

29.jpg

Вискониев мост. Назван по имени строителя Висконти.
Две фотографии из одной серии, сделанные ранним утром.

30.jpg

Мост перекинулся через Славянку у Старой Сильвии. Он издалека привлекает внимание необычным силуэтом. Широкий арочный пролет украшен львиной головой, на высокие постаменты поставлены большие каменные вазы из светлого известняка. Арка моста, отражаясь в спокойной глади воды, замыкается в красивый овал.

31.jpg

Деревянный мост на этом месте возник еще в конце XVIII века, но каменный был построен только в 1803 году.
Вид от Старой Сильвии. Пейзаж с серебристой ивой, спрятавшимся в зарослях Висконтиевым мостом и двумя старушками на переднем плане. Осенний день. Из серии (две фотографии)

32.jpg

Пристань у Висконтиева моста.

33.jpg

Фотографий с этим мостом получилось много. Всё дело в том, что одно время он у меня никак не хотел упаковываться в композицию снимка, получался тяжёлым и будто даже разваливался на куски. Мне казалось, что облицовка его невосприимчива к свету и, с какой стороны к объекту не подойди, он вечно мрачен и угрюм. В конце концов я стала снимать его издалека, а он начал потихоньку подпускать меня ближе.

Вот ещё несколько сюжетов, сделанных в разное время года.
Лето. Заготовка и просушка сена на лугу возле Висконтиева моста.

34.jpg

35.jpg

36.jpg

С художницей (из большой серии)

37.jpg

38.jpg

И любимая серия «в золотом багете»

39.jpg

40.jpg

41.jpg

Ну, хватит самовосхвалений, двигаемся дальше.
Амфитеатр. Долго я не могла понять, где он находится. Нашли в последнюю нашу поездку.

42.jpg

Устроен Амфитеатр в 1793 году архитектором В. Бренна на высоком прибрежном холме, которому придали пирамидальную форму. Каменный Амфитеатр имел вид полукруглой площадки на фоне зелени, ниже спускались террасы с кулисами из деревьев, местами для оркестра, отдельным шпалерником; на соединённых лестницами террасах били фонтаны. Здесь устраивались театральные представления и праздничные иллюминации. Русло реки Славянки в этом месте было расширено, в результате чего образовался бассейн сложного очертания, где с участием небольших судов и шлюпок разыгрывались водные пантомимы.

Сегодня на подмостках Осень

43.jpg

Вид с площадки Амфитеатра

44.jpg

А для романтического павильона-руины Пиль-башни был выбран удаленный от дворца участок. Здесь заканчивался облагороженный участок парка и начинался таинственный мир дикой природы - темный лес Новой Сильвии.
Название башни происходит от английских старинных сторожевых башен, установленных на рубеже страны (характерный элемент ландшафта деревень Англии на границе с Шотландией - каменные сторожевые, так называемые Пиль-башни (pele towers), возведенные в XV веке. Цепочка таких башен была построена в долине реки Твида. Английское слово «пайл» (Pile) означает «столб». Такое же значение оно имеет и во французском).
Павильон представляет собой двухэтажную, круглую в плане башню с конусообразной крышей, крытой соломой. Он выложен из кирпича и гладко отштукатурен. Но все традиционные детали отделки - окна, наличники, пилястры и карнизы ложные - все писаны красками.

45.jpg

Наружные стены башни расписывал Гонзаго. Он написал фреску, имитирующую кладку квадрами и фальшивые окна с нарядными наличниками. На уровне второго этажа эта кладка как бы разрушается, обнажая фахверковый каркас башни. Проект подготовлен при участии Винченцо Бренна. Строительство Пиль-башни в 1795 году осуществили архитектор Шретер и каменных дел мастер П. Висконти.

46.jpg

В башне, в первом и втором этажах два круглых в плане помещения, каждое площадью по 20 квадратных метров. На первом этаже - с одной входной дверью и одним окном служебного назначения, без художественной отделки. Главное - комната второго этажа имела вход с балкона, к которому снаружи вела винтовая лестница. В комнате имелся еще «французский» балкон и два окна. Комнату на втром этаже Пиль-башни часто использовала Мария Федоровна для уединенного отдыха с книгой в руках. Мраморный камин, над камином - гипсовый рельеф и овальное зеркало составляли декор комнаты. На круглом плафоне потолка и над входом живописные полотна художника Я. Меттенлейтера. После утраты живописи во время войны художники бригады А. Трескина выполнили копии с картин Ф. Буше из Эрмитажа.

Современный вид Пиль-башни после реставрации 2014 года

47.jpg

Над Пиль-башней установлен металлодекор в виде плюмажа. («Плюмаж» - от фр. Plumage - украшение на головном уборе в виде перьев, считается символом власти, триумфа, силы). В период немецко-фашистской оккупации Павловска в Пиль-башне квартировали солдаты испанской Голубой дивизии. К 1944 году, когда Павловск был освобожден от оккупантов, в павильоне отсутствовали окна, двери, украден мраморный камин, живописные вставки, часть лепного убранства.
На сегодняшний день проведена комплексная реставрация. На втором этаже реконструирован интерьер конца XVIII века: отреставрированы живопись над дверью и на плафоне, лепная отделка, бра и зеркало над камином, наборный паркет, из дворцового фонда вернулся диван.

48.jpg

У подножия башни находился мост с нарочито ветхой декоративной водяной мельницей, от которой исходил шум воды и мельничных колёс. В 1808 году архитектор Воронихин заменил водяную мельницу новым мостом с тонким рисунком чугунных перил.

Пиль-башня с декоративной водяной мельницей. Гравюра Л. А. Серякова

50.jpg

Вид на Пиль-башню от Старой Сильвии. Ветрено.

49.jpg

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments