Живага Анна (mycruises) wrote,
Живага Анна
mycruises

Categories:

Павловск. Часть III



Вдоль правого берега Славянки В. Бренна создает два новых района – Старую Сильвию (1795 г.) и Новую Сильвию (1800 г.). Туда мы сегодня и отправимся.
Название «Сильвия» происходит от латинского «silva», что значит «лес». Теперь не трудно догадаться, что мы будем гулять по густо заросшему лесному участку. И всё-таки это не просто лес, Старая Сильвия имеет радиальную планировку и богато украшена бронзовой скульптурой. Здесь же когда-то находилась и первая постройка допавловского периода – охотничий домик «Крик» (не сохранился).

01.jpg

Как мы уже говорили, лесистая местность, расположенная в нескольких верстах к югу от Царского Села, в 1760-х гг. стала местом придворной охоты Екатерины II. Два деревянных домика «Крик» и «Крак», выстроенные в лесу на берегах Славянки, служили для кратковременных остановок во время охоты. Названия, видимо, заимствованы из Германии, где так называли охотничьи павильоны.
Сюда приезжал для отдыха цесаревич (Павел). С «Криком», по свидетельству самой Марии Федоровны, были связаны «лучшие дни первых лет супружества».

Охотничий домик сказочной красоты, ведь исполнено по рисункам художника И.Билибина

02.jpg

На самом деле очень скромная внешне постройка была сложена из толстых просмоленных дубовых бревен и имела два этажа. Ее торцовый фасад был обращен в сторону реки, сзади имелась дощатая пристройка, в которой находились вход и лестница на второй этаж. Небольшие окна обрамлялись наличниками, окрашенными в белый цвет, на первом этаже они имели двухстворчатые ставни. Высокая двухскатная крыша завершала постройку.
Обстановка в нем также была чрезвычайно скромная. На первом этаже находились шесть маленьких светлых комнат, на втором три. Внутренняя отделка: дощатые, крашенные масляной краской полы и потолки, стены затянутые холстом и оклеенные обоями, простая мебель.

Детали охотничьего домика, исполнено по рисункам художника И.Билибина

03.jpg

Так или иначе, домик был дорог владельцам Павловска. Великий князь Михаил Павлович, ставший владельцем Павловска в 1828 г. (после кончины Марии Федоровны) старался сохранить все постройки парка неприкосновенными. Он запретил разрушать «Крик». В 1832 г. охотничий домик был отремонтирован.
А во время оккупации 1941-1944 гг. «Крик» сгорел.

Старая Сильвия граничит с лесным участком Новая Сильвия. Новая Сильвия при правильной планировке еще более сохраняет эффект природного леса, так как площадки-залы и соединяющие их коридоры созданы в гуще лесного массива. Сюда, в Новую Сильвию, была перенесена Колонна Конец света, а над оврагом поставлен Мавзолей супругу благодетелю.

Мавзолей Павла I (Мавзолей супругу благодетелю), открытка.

04.jpg

А теперь, как всегда, всё по порядку и более подробно.

Участок Старая Сильвия

Район Старой Сильвии со своими сооружениями и статуями высится среди парка, так как он размещён на высоком берегу реки Славянки, огибающей его с западной и северной сторон. С востока, ниже площадки «Двенадцати дорожек», были вырыты глубокие Старосильвийские пруды, что превратило Старую Сильвию в полуостров.

Одна из аллей Старой Сильвии

05.jpg

При входе в Старую Сильвию, со стороны придворцовой части парка, сооружены невысокие ворота со столбиками из пудожского камня. На центральной площадке Старой Сильвии размещены по кругу 12 бронзовых статуй. От самой площадки лучеобразно расходятся 12 дорожек-аллей, поэтому Старую Сильвию иногда называют «Двенадцать дорожек». Каждая из двенадцати дорожек заканчивается павильоном или скульптурой, связанной со статуей центральной площадки.

06.jpg

07.jpg

08.jpg

Если смотреть от главной аллеи, идущей от Каменных ворот, то статуи на центральной площадке расположены в следующем порядке (слева по часовой стрелке): Евтерпа — муза красноречия и музыки, Мельпомена — муза трагедии, Талия — муза комедии, Терпсихора — муза танцев, Эрато — муза любовной поэзии, Меркурий — вестник богов, покровитель торговли и путников, Венера-Каллипига (прекраснобёдрая) — богиня красоты и изящества, Полигимния — муза гимнов, Каллиопа (прекрасноголосая) — муза пения, Клио — муза истории, Урания — муза астрономии, Флора — богиня весны и цветов.

В центре расположена бронзовая статуя Аполлона Бельведерского.

09.JPG

Венера Каллипига (прекраснобедрая) - богиня красоты и изящества.

10.jpg

Талия — муза комедии

11.jpg

С центральной площадки видны и другие статуи, расположенные в конце четырех из двенадцати дорожек. Но не спокойствие и благородная простота отличают их. В них все полно движения и драматизма.
Скульптор изобразил детей Ниобы, которая, по преданию, возгордясь ими, перестала воздавать почести Латоне - возлюбленной Зевса. Дочь и сын оскорбленной Латоны, Артемида и Аполлон, направили смертоносные стрелы в детей Ниобы. Они умирают один за другим на глазах матери.
Вот юноша, почти мальчик, упавший на колено. Его стройная фигура полна напряжения, голова со страдальческим лицом запрокинута, пальцы рук судорожно сжаты. Три другие статуи - юные женщины - также в трагических, полных динамики позах. Особенно запоминается одна. Кажется, что она бежит, спасаясь от гибели. Лицо с глубоко запавшими глазами и приоткрытым ртом выражает страх перед смертью. Развевающиеся одежды подчеркивают стремительность бега.

Старые ворота

12.jpg

Ещё три статуи, размещённые по концам других дорожек - это Актеон — охотник, который, по античному преданию, был превращён в оленя и растерзан собаками в наказание за то, что взглянул на богиню девственности и охоты Диану во время её купания.
Боргезский боец — статуя из виллы Боргезе в Риме.
И памятник великому князю Вячеславу Константиновичу (1862-1879), внуку Николая I. Он был установлен в 1881 году и является единственным памятником князю, умершему в 16 лет от менингита.
Если быть точной, то там, где должен находиться памятник юному князю, сейчас можно увидеть только кованную беседку, а сам памятник временно перемещён для реставрации в павильон Вольер. Там мы его и узрели.

Скульптура скорбящего ангела (Великому князю Вячеславу Константиновичу).

13.jpg

В годы Великой Отечественной войны статуи центральной площадки Старой Сильвии были закопаны в землю на пятиметровую глубину, чтобы сохранить их от уничтожения немецкими вандалами. Несмотря на то, что с началом войны часть художественных ценностей была эвакуирована или закопана, Павловск за время немецкой оккупации 1941—1944 годов очень сильно пострадал. В парке было вырублено свыше 70 тысяч деревьев, уничтожен ряд павильонов, был подожжен дворец. Фотографии Павловска, сделанные в 1944 году, были представлены в качестве обвинительных документов на Нюрнбергском процессе.

Советские женщины устанавливают на постамент статую Флоры в Павловском парке после освобождения Павловска от немецких оккупантов.

14.jpg

Бронзовая статуя Флоры в Павловском парке — отечественная копия римской статуи богини цветов и весны, находящейся в Капитолийском музее в Риме. Вместе с другими статуями римских божеств и муз в 1790-х годах была перевезена из Царского Села в Павловский парк для создания ландшафтного района Старая Сильвия (Двенадцать дорожек).

Мавзолей «Любезным родителям», открытка нач. XIX века

15.jpg

Также одна из двенадцати дорожек ведёт к мавзолею Памяти Родителей.
Павильон выстроен в память умерших родственников жены Павла I.

16.jpg

Основание памятника родителям состоит из прямоугольного, украшенного барельефами постамента, который расчленён на три части. На средней, выступающей части помещён овальный цилиндрический пьедестал с барельефом, на нём — две стройные урны, украшенные гирляндами. Памятник связан с нишей широким обелиском-пирамидой из тёмного гранита, на фоне которого чётко выделяется скульптура — фигура женщины, склонённой к подножию урн, и крылатый Гений, держащий над урнами покрывало. На столбах чугунных ворот перед площадкой у павильона — барельефные изображения опрокинутых факелов с венками.

Страшные годы. Немцы в Павловском парке, 1942 год.

17.jpg

Если пройти еще дальше, мы окажемся около величественного Руинного каскада.

18.jpg

Каскад находится на границе между районами Старой Сильвии и Новой Сильвии. Выполнен по проекту архитектора В. Бренна в 1793—1794 годах. К нему ведут каменные ступени двух лестниц, спускающихся от площадки Старой Сильвии. Каскад сооружён над рвом, идущим к реке Славянке, куда падает вода, поступающая из Старосильвийских прудов. Со стороны рва, около каскада, среди больших камней были размещены обломки статуй и архитектурных деталей, что должно было придать каскаду ещё большее сходство с руинами.

Старые уставшие львы.

19.jpg

Стена каскада ограждена перилами из неровных стволов молодых берёзок, скреплённых постаментами, на которых установлены полуразрушенные вазы и фигуры лежащих львов. Сооружению нарочито придан вид древних развалин (руин), что было одним из излюбленных мотивов в архитектуре пейзажных парков XVIII века.

Участок Новая Сильвия

Новая Сильвия возникла в 1800 году. На высоком правом берегу Славянки в лесном массиве проложено пять прямых дорог, окаймлённых подстриженными кустами акаций. Эти тенистые аллеи местами параллельны друг другу, а в некоторых участках они сходятся под углом к площадкам, которые также обсажены акациями. Площадки — то прямоугольные, го овальные — напоминают центр Старой Сильвии с лучеобразно расходящимися дорожками. Они похожи на торжественные залы с многочисленными входами, зелёным ковром и купольным сводом голубого неба, которое кажется особенно высоким благодаря стройности мощных хвойных деревьев, плотной стеной обступающих «зал».

Осторожно, белки! Шустрые, доверчивые, порой бесцеремонные; как дети, непосредственные; ужасно любопытные. Стоит из кармана достать что-то по форме напоминающее орешек, но лучше на самом деле орешек или семечки (не обманывайте надежд малышей), эти славные зверьки тут, как тут.

20.jpg

Прогуливаясь по лесной дорожке, остановились с мужем возле дерева, чтобы обсудить какой-то вопрос. Муж прислонился плечом к стволу, достал из рюкзака бублик, отломил маленький кусочек, разговаривает, а сам в такт рукой с этим кусочком бублика "дирижирует", всё недосуг съесть. Вдруг сверху по стволу дерева промелькнула рыжая молния, зависла на секунду над плечом мужа, не смогла разглядеть то, что её заинтересовало, тут же, не церемонясь, по плечу мужа в два прыжка переметнулась к нему на область живота, там удобно устроилась, и стала тянуть лапку к его руке. Муж осторожно поднёс ей кусочек бублика, но, хоть тот и был с маком, белка на такое угощение не польстилась.
Сначала мы как-то опешили, но потом целенаправленно устроили фотосессию с белкой. После чего решили, что это "превосходная страна! там в лесу так много диких обезьян... Они как прыгнут!"

В Новой Сильвии регулярная планировка дорожной сети удачно сочетается с естественным обликом лесной чащи. Дорожки удобны для прогулок, они не кажутся нарочитыми и напоминают о тихих лесных просеках. Эта естественность сохраняется во всех частях района.
Все пять дорог Новой Сильвии идут в одном направлении и расположены на сравнительно небольшом расстоянии одна от другой, однако прогулки по ним не однообразны.

Мавзолей Павла I, открытка нач. XIX века

21.jpg

Средняя аллея широка, просторна и парадна; дорога, идущая вдоль густого лесного участка, тениста, тиха и интимна, а аллея по краю берегового склона светла и пронизана солнцем благодаря тому, что со стороны реки открываются просветы, позволяющие видеть пейзажи с живописными берегами Славянки.

Мавзолей «Супругу-благодетелю»

22.jpg

Мавзолей Павла I (Ж. Тома де Томон, 1808 г.). Первоначально его называли Храм Павла I или Памятник Павлу I. Действительно, строение сооружено в виде древнеримского храма-простиля и никогда не было местом захоронения Павла I. У стены напротив входа располагается мраморный кенотаф - ложное надгробие (И. Мартос, 1809 г.). Над ним в тимпане свода - гипсовые фигуры амуров, символизирующие скорбящие науки и искусства.

23.jpg

Строгие архитектурные формы Мавзолея, выстроенного по образцу античных храмов, вполне гармонируют с окружающим его диким лесным пейзажем, прекрасно охарактеризованным поэтом Жуковским:
И вдруг пустынный храм в дичи передо мной;
Заглохшая тропа, кругом кусты седые;
Между багряных лип чернеет дуб густой
И дремлют ели гробовые.

24.jpg

В отличие от района Старой Сильвии, насыщенного постройками и скульптурой, Новая Сильвия почти лишена каких-либо дополняющих её архитектурных сооружений; только небольшие ворота в виде прямоугольных столбов из тёсаного камня у одной из дорог поставлены в этом районе. И позднее, когда вся планировка района была закончена, здесь были помещены статуя Аполлона Музагета и колонна Конец света.

25.JPG

Странное название Конец света было ей дано в начале XIX века, видимо, после перемещения колонны из придворцового района в Новую Сильвию, где тогда кончался парк и начинались лесные участки. Колонна, перенесённая в отдалённый от центра парка участок, должна была подчеркивать уединённость этого строгого по замыслу района.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments