Живага Анна (mycruises) wrote,
Живага Анна
mycruises

Categories:

Павловск. Часть IV



В сегодняшней прогулке постараемся охватить те участки парка, где архитекторы занимались не проектированием зданий и планировкой интерьеров, но работали над планировкой ландшафтов, как если бы это были дворцовые залы.

Начнём с участка Белая Берёза

01.JPG

Белая берёза — самый обширный район Павловского парка. Он занимает 245 гектаров, что составляет более трети всей парковой площади. Протяжённость дорог в Белой берёзе равна 38 километрам. Планировка этой части парка выполнена по проектам Ч. Камерона и П. Гонзаго. Разбивка его дорожной сети начата была Камероном в 1784 году, когда здесь рос ещё сплошной лес.

Круг Белых Берёз

02.jpg

На площадке, откуда идут все дороги, посажены по кругу молодые берёзки, которые зелёным кольцом, как в хороводе, окружают стройную белоствольную берёзу, растущую в центре этого круга, что и дало название всему району.

03.jpg

04.jpg

Планировка круга берёз и дорог, шедших от круга, была выполнена крестьянином Андреем Андреевым «со товарищи». Зелёные насаждения этого района компоновались по проекту художника-декоратора П. Гонзаго с 1803 по 1828 год.

05.jpg

06.jpg

Не нарушая первоначальной планировки, Гонзаго создал между семью дорогами Белой берёзы многочисленные пейзажи, типичные для облика русской природы. Поэзия северного леса и просторы солнечных полей — вот то основное, что привлекало при этом художника.

07.jpg

Работу Гонзаго можно сравнить с работой скульптора, который, высекая из куска мрамора своё произведение, убирает всё лишнее. Делая вырубки в чаще леса, Гонзаго создавал панорамы, примечательные своим лиризмом. Окружающий Белую берёзу лесной пояс он сделал фоном для своих пейзажей. Иногда часть лесного массива вырубалась, чтобы открыть вид на окрестные поля, с подёрнутой дымкой далью, а иногда на фоне лесной чащи художник оставлял целые рощи или группы деревьев. То отдаляя их от леса, то приближая к нему, Гонзаго разместил отдельно стоящие деревья с особо развитыми кронами.

08.jpg

09.jpg

10.jpg

Когда деревья стоят попарно, они или однородны, или соединены по контрасту для достижения живописного эффекта. Светлая листва тонких и нежных веток берёзы четко вырисовывается на тёмном фоне тяжёлых еловых ветвей; коническая ель кажется стройней и выше рядом с широко раскинувшимися ветвями дуба, а высокие, пламенеющие от солнца сосны подчеркивают гладь полян, на которых они растут. Никаких ухищрений художника, пытающегося украсить природу! Здесь нет ни искусственно созданных холмов, ни каскадов, ни колонн, ни обелисков. Всё вокруг — сама естественность. Пейзажи этого района помогают понять то, что художник Гонзаго называл в своем рукописном труде «музыкой глаз».

Соснячок в контражуре

11.jpg

Особенно хороша прогулка в районе Белой берёзы по двум её окружным дорогам, которые на своих многочисленных плавных поворотах раскрывают целые панорамы. Большая окружная дорога расположена в глубине лесного пояса, обступающего Белую берёзу со всех сторон. Когда эта дорога уходит в лесную тень, тогда сквозь отдельные прогалины просматриваются солнечные лужайки, расположенные ближе к центру района. В той части, где дорога проходит около района Новой Сильвии, находится поляна, названная «Самым красивым местом», хотя название это можно дать многим участкам Белой берёзы.

12.jpg

Здесь на первом плане, около самой дороги, растут высокие и прямые деревья, за ними открывается широкое поле с виднеющимся вдали лесом, который то отодвигается к горизонту, то подступает ближе. А посреди поля высятся вековые, плотно сомкнутые деревья, напоминающие дремучий лес русской сказки. Здесь чаще всего скрываются лоси, живущие и теперь в Павловском парке. В лунные ночи они выходят на водопой к реке Славянке. Зимой на пушистых сугробах снега в районе Белой берёзы виднеются следы лисицы и зайца, лёгкими хлопьями сбрасывает снег с заиндевелых ветвей увёртливая белка.
Ближе к центру района проходит вторая окружная дорога, названная Дерновой дорожкой, которая ведёт по лугам Белой берёзы. Летом, когда в парке не скошена ещё трава, она почти теряется среди зарослей яркого клевера, белых ромашек и голубых колокольчиков, а в дни сенокоса здесь всё напоено ароматом подсыхающих трав. В Белой берёзе, с её художественным сочетанием зелёных лугов и лесных массивов, с широтой просторов и поэтичностью картин, полнее, чем где-либо в парке, выражена красота русского пейзажа.

13.jpg

В 1814 году в районе Белой берёзы состоялось празднование, связанное с возвращением полков русской гвардии из Парижа после победы над армией Наполеона. К этому торжеству художником Гонзаго были написаны декорации, установленные под открытым небом и изображавшие русскую деревню. Празднование состоялось в Розовом павильоне и вокруг него. На праздновании присутствовал молодой Пушкин, прибывший из Царского Села в Павловск вместе с другими лицеистами.
Эта постройка, являвшаяся памятником славы русского оружия, не сохранилась. Во время войны Розовый павильон был разобран оккупантами для строительства блиндажа. Местонахождение павильона долгие годы можно было установить только по уцелевшим около Розовопавильонного пруда чугунным воротцам с художественно выполненными гирляндами и венками из роз. Здание возродилось в результате длительных исследовательских и восстановительных работ.

14.jpg

И немного об истории первого, ещё довоенного Розового павильона. Павильон был выстроен А.Н. Воронихиным в 1807 году, и вначале это была дача первого военного коменданта Павловска, известного русского полководца П.И. Багратиона, любимого ученика Суворова и соратника фельдмаршала Кутузова. Позднее, когда вокруг дачи посадили много роз, постройку стали именовать Розовым павильоном.
В 1811 году бывшая дача князя П. И. Багратиона была приобретена Марией Федоровной. Она мечтала иметь на окраине парка уединенный павильон-салон, наподобие Малого Трианона в Версале, и в 1812 году Воронихин перестроил бывшую дачу в изысканный парковый павильон.
Здесь в обществе хозяйки Павловска собирались художники и литераторы, здесь каждый мог написать в альбом свои стихи и проникновенные посвящения, здесь бывали баснописец Крылов, поэт Жуковский, писатель и историк Карамзин, Мария Федоровна старалась выполнить все желания чувствительных и образованных гостей, вход для которых был открыт в любое время.

15.jpg

Участок Парадное Поле

Парадное поле возникло в конце Тройной Липовой аллеи по проекту архитектора В. Бренна. Оно предназначалось для военных маневров, проводимых Павлом I. После его смерти этот плац был превращен в пейзажный парк в 1803-1813 гг. худ.-декоратором П. Гонзаго. Здесь же появился Розовопавильонный пруд, в центре которого насыпан остров, названный Островом княгини Ливен (Шарлотты Карловны, 1742-1828), в честь воспитательницы детей императора Павла I.

Вид на Розовый павильон от Розовопавильонного пруда.

16.jpg

Розовопавильонный пруд состоит из двух частей, соединенных узким проливом, через который перекинут «Олений» мост.

17.jpg

Мостик построен в 1879 г. под руководством инженера А. Н. Чикалевана. Появился новый мост на месте старого деревянного, носившего название Розовый.
На «Оленьем» мосту устроены прямоугольные каменные постаменты, на которых некогда были установлены фигуры, отлитых в Берлине скульптур, лежащих оленей (скульпторы Грейс и Гафинер), отсюда название моста.

18.jpg

Фигуры оленей были утрачены в 1920-е годы, но название моста до сих пор сохраняется - «Олений»

19.jpg

20.jpg

Прокат лодок на Розовопавильонном пруду.

21.jpg

22.jpg

23.jpg

24.jpg

И один из основных памятников участка Парадное Поле - мемориал памяти жертв Революции.

25.jpg

Осенью 1919 г. при наступлении на Петроград войска генерала Юденича и Родзянко вступили в Павловск. При освобождении его Красной Армией бойцы обнаружили большую группу казненных рабочих. Погибшие были с посечтями похоронены в братской могиле в начале Тройной липовой аллеи на Границе Парадного поля.
В 1935 г. на гранитном постаменте была установлена урна и мраморная доска. На доске высечена надпись: «Вечная память героям, павшим в борьбе за дело пролетарской революции».

Участок Красная долина

Другой живописный участок расположен параллельно Новой Сильвии, проходит вдоль реки Славянки и называется Красная долина.

08.JPG

Планировка этого района выполнена по проекту художника-декоратора П. Гонзаго в 1801—1803 годах. Здесь высокие берега реки ближе подходят один к другому, Славянка протекает в этом месте без многочисленных изгибов. Берега более лесисты, чем в районах её верхнего течения. Художник сумел превратить этот участок реки в прекрасный уголок. Особенно хороши многовековые дубы и старые ивы, растущие на берегах. Дорожки вдоль реки пролегают среди солнечных лугов с полевыми цветами. Береговые склоны то тенисты из-за высокой лесной чащи, то пронизаны солнцем в местах, где художником раздвинуты заросли деревьев.

09.jpg

Впечатление от этих пейзажей выражено в стихах Жуковского:
Спускаюсь в дол к реке: брег тёмен надо мной,
И на воды легли дерев кудрявых тени.
Напротив брег горит, осыпанный зарёй;
В волнах блестят прибрежны сени...

10.jpg

Там, где кончается район Новой Сильвии, склоны берегов Славянки становятся более пологими, и Красная долина незаметно переходит в широкий луг, вливаясь в просторы окрестных полей. Немногочисленные сооружения этого района дополняют его художественный облик, являются неотъемлемой частью пейзажа Красной долины, названной так за свою красоту.

11.jpg

Красную долину с районом Новой Сильвии соединяет Новосильвийский мост.

12.jpg

Мост украшен глыбами ноздреватого дикого камня с перилами из стволов березы. Пейзаж у моста особенно живописен.
Здесь, по словам Жуковского:
То холм муравчатый, увенчанный древами;
То ива дряхлая до свившихся корней
Склонилась гибкими ветвями...

Неподалеку от Новосильвийского моста, на левом берегу Славянки, находятся Руины.

13.jpg

Руины являются своеобразной декоративной композицией, характерной для пейзажных парков конца XVIII века. Это сооружение было задумано как искусственные живописные развалины древней постройки. Оно представляет часть здания со сводом, внутренней полуразвалившейся лестницей и внешней стеной с двумя арочными проёмами. Около Руин и на верхней их площадке в траве разбросаны обломки статуй и архитектурных деталей.
Красиво по описанию. Но на деле, тот случай, когда и Руины могут быть разрушены. Сооружение на данный момент находится в столь неприглядном состоянии, что лучше пока будем смотреть старые фотографии.

Ещё одно сарое фото - Елизаветин павильон.

14.jpg

Павильон возвышается над местом, где северная цепь прудов (Круглозальные, Новошалейные и Краснодолинный) каскадом впадала в Славянку (в настоящее время каскад не действует). Свое название павильон получил потому, что был любимым местом прогулок Елизаветы Алексеевны - супруги Александра I.
Елизаветин павильон или по-другому Краснодолинный павильон построен в 1801 году по проекту Ч. Камерона.
Архитектура павильона носит причудливый характер. Он именовался современниками «архитектурным капризом». Павильон состоит из двух соединённых частей с отдельными крышами. Главная часть представляет собой квадратный зал с четырьмя остеклёнными дверями. Внутри он был украшен искусственным мрамором, лепкой и росписью художника-декоратора П. Гонзаго. Вторая часть павильона — каменная лестница на арке, ведущая на площадку под навесом, от которой шла деревянная лестница на плоскую крышу главного зала, превращённого в террасу с перилами из берёзовых стволов.
Реставрация этого сильно обветшавшего павильона включена в план восстановительных работ первой очереди.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments