Живага Анна (mycruises) wrote,
Живага Анна
mycruises

Categories:

Павловск. Часть V



В район Большой звезды посетитель попадает непосредственно с вокзала железной дороги.
Со стороны города Большая звезда граничит с улицей Революции.

01.jpg

К началу строительства парка здесь был лесной участок с преобладанием хвойных деревьев. Работы по планировке района начались по проекту архитектора Ч. Камерона в 1780 году, ещё до начала строительства дворца. Здесь пролегли первые просеки, превращённые затем в благоустроенные дороги, предназначенные для верховой езды и прогулок в экипаже.
Дороги двенадцатью лучами расходятся от центральной круглой площадки и пересекаются несколькими поперечными дорогами, составляющими рисунок звезды, что и дало название району. Несмотря на то что планировка сети дорог была регулярной, то есть сохраняла геометрически правильный рисунок, район не утратил облика естественного лесного массива, а сами аллеи продолжали напоминать лесные просеки. Район Большой звезды создавался в течение десяти лет. Сотни крепостных прорубали просеки для аллей, осушали болотистые участки леса, укладывали дёрн на дорогах и обсаживали их кустарниками.

02.jpg

Если учесть обширность района и наличие в нём сорока широких дорог, общая протяжённость которых составляет 24 километра, то можно себе представить, как много труда было вложено в устройство Большой звезды. История не сохранила всех имён создателей парка, по архивным же документам удалось установить лишь немногие имена тех, кто здесь работал.
Просеки в Большой звезде прокладывались крестьянином Каргопольского уезда Андреем Тестовым «со товарищи» и крестьянами Зарайского уезда Ульяном Савельевым, Иваном Осиповым «со товарищи». Посадки деревьев производились Александром Михайловым, Яковом Фроловым, Барабошиным и Черноглазом — крестьянами Фёдоровского посада. Рытьё прудов было поручено крестьянам Фёдоровского посада Павлу Васильеву, Фёдору Семёнову, Кирееву и другим. Дороги прокладывали крестьяне деревни Пязелево братья Матвеевы и крестьяне Вологодского уезда во главе с Максимом Яковлевым.
До сих пор дороги сохранили свои старые названия: Славянская, Дружеская, Красного Молодца, Молодого Жениха, Красного Солнца, Грибная, Зелёной Женщины и т. д.

03.jpg

Район Большой звезды, не предназначавшийся для пешеходных прогулок, не был дополнен, как другие участки парка, павильонами или какими-либо садово-парковыми сооружениями, за исключением многочисленных ворот, установленных почти на каждой из магистральных дорог. Только несколько позднее на центральной круглой площадке Большой звезды построили павильон, названный Круглым залом.

04.jpg

Павильон находится на центральной площадке Большой звезды. Круглый зал сооружен в 1799 году по проектам Ч. Камерона и В. Бренна. Это каменное здание, продолговатое в плане, с двумя апсидами (полукруглыми выступами) на узких сторонах.
На каждой из широких сторон помещены большие полуциркульные двери-окна, расположенные между колоннами, которыми украшены оба фасада. Павильон предназначался для отдыха владельцев парка во время прогулок и для концертов с небольшим количеством слушателей. Отсюда и второе название павильона — Музыкальный салон.
Из ближайших и дальних сойдясь деревень,
Со всей ижорской земли,
«Работные люди» (который день!)
Кирпичные стены вели.
Едва успевали таскать на леса
Кирпич на худом горбу,
И только охрипшие голоса
Бранили порой судьбу.
Работу закончили и по дворам
Отправились, кто куда ―
Французскую музыку по вечерам
Слушали господа.
А это названье «Салон де мюзик»,
Понятное лишь для господ,
Народ переделал в «Солёный Мужик»:
Солон мужицкий пот! (В. Бетаки)

05.JPG

Павильон был разрушен в 1941 году немецкими оккупантами.
Круглый зал восстановлен в 1976 г.
«…1 сентября 1998 г. по инициативе и при материальном содействии Павловского предпринимателя и мецената С. Э. Гутцайта был открыт после реставрации парковый павильон Круглый зал». С тех пор и по настоящее время (2014) в летний сезон в Круглом зале проводятся концерты классической музыки (вход – бесплатный).

Большую звезду украшают многочисленные пруды с живописными берегами. Первая, наиболее ранняя цепь прудов, отделённых друг от друга плотинами-переходами, возникла ещё в 90-х годах XVIII века, позднее эти пруды получили название Вокзальных. Они были вырыты вдоль южной границы района параллельно Вокзальной дороге парка.
Так почему же пруды стали называть Вокзальные? Наиболее значительным этапом в истории района являются годы строительства первой в России пассажирской железной дороги, проложенной из Царского Села в Павловск через Большую звезду. Ветка железной дороги шла через центральную площадку Большой звезды, мимо Круглого зала. Отсюда название прудов.

Музыкальный вокзал в парке (1900-1916 гг.)

06.jpg

В начале XIX столетия в России уже имелось несколько железнодорожных путей для промышленных целей, но строительству пассажирских железных дорог общего пользования чинились всякого рода препятствия. Для многочисленных владельцев почтовых станций и содержателей ямских дворов это строительство было разорительным, и только бурно развивавшиеся в стране промышленность и торговля заставили царское правительство разрешить постройку пассажирских железных дорог. 27 сентября 1836 года состоялось открытие железной дороги от Павловска до Царского Села, а 30 октября 1837 года праздновалось торжественное открытие первой в России пассажирской железной дороги Петербург—Павловск. На специальной платформе между паровозом и вагонами был помещён духовой оркестр. Музыканты не прекращали игры в продолжение всего пути, дабы заглушить паровозные свистки и шум пара. Характерен тот факт, что места для сидения в вагонах третьего класса появились только с 1859 года, до этого пассажирам в вагонах приходилось стоять.

07.jpg

Для привлечения большего количества публики администрация железной дороги построила около станции Павловск I Воксал (Прогулочный зал), или, как его стали называть позднее, Курзал (Зал отдыха), с рестораном и концертным залом, а при нём сад с фонтанами.
Движение поездов Санкт-Петербург — Павловск началось 22 мая 1838 года. Сначала здание функционировало круглый год. Однако зима 1840 года ознаменовалась для него настолько низкой посещаемостью, что в дальнейшем вокзал был открыт только в теплое время года. Впрочем, ради особых случаев концерты и балы проходили иногда и зимой.
Сначала Музыкальный Вокзал предназначался для легкой ресторанной и бальной музыки, со временем перерастая в центр сосредоточения высокой культуры. Вскоре он стал первым в Российской Империи залом, где давали концерты симфонические оркестры. Дирижерами выступали самые выдающиеся музыканты того времени: Р. М. Глиэр, А. К. Глазунов, В. И. Сук, Н. А. Малько, А. К. Лядов, Р. М. Глиэр. На сцену не раз выходили Н. Н. и М. И. Фигнеры, Г. Венявский, И. В. Ершов, Л. В. Собинов, С. С. Прокофьев, А. Д. Вяльцева и другие, всемирно известные профессионалы. С 1856 по 1865 года сам Иоганн Штраус, «король вальса» выступал здесь 10 сезонов подряд. Для Штрауса устроили отдельный зал для выступлений, так как он категорически отказался выступать в зале-ресторане.

08.jpg

В 1844 году в здании Павловского вокзала произошел пожар, после которого оно достаточно быстро было восстановлено. Несколько раз, в 1860 году, в 1871 году и 1884 году его перестраивали и расширяли. В 1875 году рядом с вокзалом возвели Павловский театр по проекту Н. Л. Бенуа.

09.jpg

После Революции в Павловском Музыкальном вокзале по-прежнему устраивали симфонические концерты, по 20 за летний сезон, под руководством дирижёра Н. А. Малько.
За годы существования Павловского вокзала в его стенах выступало великое множество знаменитостей, среди которых был и Ф. И. Шаляпин.

В годы войны здание Музыкального вокзала было полностью уничтожено. В настоящее время сохранился только фрагмент служебного флигеля поздней постройки и остатки двух фонтанов, находившихся перед главным фасадом.

10.jpg

Фонтан

12.jpg

Памятный камень на месте Музыкального вокзала.

11.jpg

Вообще район Большой звезды во время войны пострадал больше, чем все остальные части парка. Лесной массив был почти полностью уничтожен, аллейные насаждения вырублены, а дороги повреждены. Здание театра сгорело.

Территория Музыкального вокзала

13.jpg

14.jpg

В первые же послевоенные годы началось восстановление района. Отремонтированы дороги Молодого Жениха, Дружеская и Новосадовая; выкорчеваны пни погибших деревьев, и на их место посажены новые таких же пород. Теперь молодые деревца уже окрепли и образуют весёлую рощу, которая со временем заменит прежний лес. Взамен старых деревянных вокзальных сооружений Павловска I и Павловска II, до основания разрушенных фашистскими оккупантами, в 1957 году на станции Павловск II сооружён по проекту ленинградского архитектора С.В. Кузнецова новый красивый каменный вокзал с большими арочными окнами и крытыми просторными боковыми террасами для переходов от платформ к площади; над центральной частью вокзала возвышается восьмигранная башня-бельведер с колоннами.

15.jpg

В настоящее время существуют проекты по восстановлению Павловского вокзала (Павловска I).

16.jpg

В 1799 году около Круглого зала появились ещё два пруда — Круглозальных, для чего использовали устье ручья, протекавшего в восточной части Большой звезды. Там, где ручей пролегал по дну глубокого оврага, между дорогами Красного Бугра и Красного Молодца, в XIX веке по проекту Гонзаго был создан живописный пейзажный участок Большой звезды — Долина прудов, с её свободно проложенными дорожками. Ещё в 1799 году между широкими дорогами Красного Молодца и Зелёной Женщины проложили дерновые дорожки — Лесную, Светлую, Тенистую, Луговую и другие. Сами названия этих дорог говорят о характере окружавшего их пейзажа.

Долина прудов в разное время года (Круглозальный пруд).

17.jpg

18.jpg

19.jpg

20.jpg

21.jpg

22.jpg

23.jpg

Источник: Кедринский А.А. Летопись возрождения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments