Живага Анна (mycruises) wrote,
Живага Анна
mycruises

Category:

Москва. День святых Жён-мироносиц



Неделя святых Жён-мироносиц отмечается во второе воскресенье после Пасхи. «Неделя» на церковно-славянском языке означает воскресенье.
В этот день вспоминаются и чествуются святые жены-мироносицы — Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария, Сусанна.
Это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес. Впервые после своей крестной смерти Спаситель явился женщине — Марии Магдалине.
Этот праздник издревле чтился на Руси особо. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта русской праведности — особое, чисто русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа — вот жизненный идеал Православной Руси.
Другая черта древнерусской праведности — особый «чин» вдовства. Русские княгини второй раз замуж не выходили, хотя Церковь второй брак не запрещала. Многие вдовы постригались и уходили в монастырь после погребения мужа. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротка, терпелива.
Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах — святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы.

Для старообрядчества этот день имеет еще одно, особое значение. В 1856 году, через 200 лет после начала гонений на древлеправославие, московские власти при участии Синода в очередной раз запретили совершать Божественную Литургию в старообрядческих храмах, а их алтари были опечатаны.
Лишь спустя 49 лет (!), в канун Пасхи 1905 года, печати были срезаны по указу Николая второго, подписавшего исторический указ о даровании всем россиянам религиозных свобод и веротерпимости. В полуразрушенных алтарях впервые смогли приготовить св.Причастие, а службу вели священники без угрозы быть арестованными.
В память о великой радости московские старообрядцы заложили колокольню – русский символ свободы – которая с тех пор возвышается над ансамблем Рогожских храмов. Тогда было решено во второе воскресение после Пасхи обходить Крестным ходом Рогожский поселок в память о даровании религиозных свобод.

01

Неделя (воскресенье) Святых Жен-Мироносиц, пожалуй, самый «светский» старообрядческий праздник. Он проходит при стечении тысяч верующих и гостей со всех уголков света, сопровождается Крестным ходом по Рогожской Слободе, старообрядческой ярмаркой и гуляниями. Завершается праздничный день трехчасовым концертом знаменного пения в Покровском кафедральном соборе – удивительном событии как для любителей древней певческой традиции, так и для профессионалов.

Ознакомление с программой праздника.

02.jpg

Как уже было сказано, по традиции на торжество в Рогожской Слободе собираются наиболее активные представители старообрядческой молодежи со всех концов света. Они общаются, делятся новостями, налаживают новые контакты.

03.jpg

04.jpg

05.jpg

06.jpg

Так из года в год происходит передача житейского и духовного опыта, православной культуры, обычаев и традиций.

07.jpg

В храм принято приходить в специальной одежде для богослужений: русская рубаха для мужчин, сарафаны и белые платки для женщин. Платки женщины закалывают булавкой под самым подбородком.

43.jpg

44.jpg

День этот следует провести в светлой радости.
Посмотрите на лица собравшихся гостей и прихожан.

08.jpg

И что самое замечательное, во время фотосъёмки на нас никто не обращал внимания, никто не прогонял, хотя мы были здесь чужие.
Как уже говорилось, Неделя (воскресенье) Святых Жен-Мироносиц самый «светский» старообрядческий праздник и, если у вас есть желание познакомиться с традициями старообрядчества, то этот день - лучшее время для посещения Рогожской слободы.

09.jpg

10.jpg

11.jpg

12.jpg

13.jpg

14.jpg

Как я уже сказала, большинство старообрядцев в посёлке не против того, чтобы их снимали. Но совсем уж наглеть не стоит. На работу некоторых фотографов даже нам со стороны было неприятно смотреть. Накрутив на фотоаппарат телевик, девушка тыкала объективом людям прямо в лицо, дёргала за руки, просила развернуться, улыбнуться, встать так или сяк. Помимо того, что она раздражала людей, приехавших на праздник, так ещё и другим фотографам вредила: распугала те сценки, что сами собой мирно складываются в сюжеты, и за которыми обычно очень осторожно охотишься.

Фотограф, от которого спасаются бегством.

0017.jpg

Далее я буду перемежать фотографии прошлого года с фотографиями, сделанными сегодня. Пасха в этом году припозднилась, поэтому и Неделя святых жён-мироносиц выпала на середину мая. Погода не сильно отличается от прошлогодней, но деревья уже покрыты зеленью и солнышко светит поярче.

0024.jpg

0018.jpg

0022.jpg

0023.jpg

0026.jpg

0027.jpg

0021.jpg

0030.jpg

0029.jpg

0025.jpg

0028.jpg

Рогожская ярмарка.
Участие в ярмарке для продавцов бесплатное, все хлопоты по организации берут на себя казаки Рогожской старообрядческой станицы, которые отдают этому много сил и личных средств.

15.jpg

16.jpg

0019.jpg

0020.jpg

18.jpg

17.jpg

19.jpg

Перед Божественной Литургией.

20.jpg

Божественную Литургию, правила предписывают совершать только среди единоверных христиан, поэтому посетителям будет предложено на время покинуть храм.
Во время богослужения женщины и мужчины стоят в разных частях храма (как это и было принято в древней Церкви), один на почтительном отдалении от другого. Руки держат не по швам, а скрещенными на груди — это тоже старообрядческая традиция. Поклоны — поясные и земные — делают только в строго определенных моментах службы и строго по уставу. В старообрядческой традиции вообще не принята «самодеятельность»: картина, когда каждый прихожанин крестится, когда ему заблагорассудится, или, пока все совершают земные поклоны, шагает через весь храм к любимой иконе, для старообрядного прихода немыслима. В течение богослужения крайне ограничены передвижения по храму, тем более разговоры или индивидуальные «свечки к празднику». Движения сведены к минимуму.
Самое сильное впечатление от старообрядческого богослужения оставляет пение. Если мы привыкли слышать с клироса в основном многоголосные композиторские произведения, музыкально близкие к барочной или классической европейской традиции, в старообрядческом храме звучат только средневековые русские унисонные распевы. А певцы поют по «крюкам» — особому типу древнерусской нотации в форме запятых, линий и точек поверх церковнославянского текста.

Крюковая нотация (фото из статьи «Старообрядцы», журнала «Нескучный сад»)

21.jpg

Помните, как у Н.С.Лескова в «Запечатленном ангеле»: «Особенно же нам, староверам, тут нравилось, что мы в тогдашнее время повсюду за свой обряд гонению подвергались, а тут нам была льгота: нет здесь ни городского начальства, ни уездного, ни попа; никого не зрим, и никто нашей религии не касается и не препятствует... Вволю молились: отработаем свои часы и соберемся в горницу, а тут уже вся святыня от многих лампад так сияет, что даже сердце разгорается. Лука Кирилов положит благословящий начал; а мы все подхватим, да так и славим, что даже иной раз при тихой погоде далеко за слободою слышно. И никому наша вера не мешала, а даже как будто еще многим по обычаю приходила и нравилась не только одним простым людям, которые к богочтительству по русскому образцу склонны, но и иноверам. Много из церковных, которые благочестивого нрава, а в церковь за реку ездить некогда, бывало, станут у нас под окнами и слушают и молиться начнут. Мы им этого снаружи не возбраняли: всех отогнать нельзя, потому даже и иностранцы, которые старым русским обрядом интересовались, не раз приходили наше пение слушать и одобряли. Главный строитель из англичан, Яков Яковлевич, тот, бывало, даже с бумажкой под окном стоять приходил и все норовил, чтобы на ноту наше гласование замечать, и потом, бывало, ходит по работам, а сам все про себя в нашем роде гудет: "Бо-господь и явися нам", но только все это у него, разумеется, выходило на другой штыль, потому что этого пения, расположенного по крюкам, новою западною нотою в совершенстве уловить невозможно».

После Божественной Литургии.

22.jpg

23.jpg

Крестный ход

24.jpg

25.jpg

26.jpg

А вот как в том же «Запечатленном ангеле» Н.С.Лесков описывает иконы, хранившиеся у старообрядцев: «Особенно же были при нас две иконы, одна с греческих переводов старых московских царских мастеров: пресвятая владычица в саду молится, а пред ней все древеса кипарисы и олинфы до земли преклоняются, а другая ангел-хранитель, Строганова дела. Изрещи нельзя, что это было за искусство в сих обеих святынях! Глянешь на владычицу, как пред ее чистотою бездушные древеса преклонились, сердце тает и трепещет; глянешь на ангела... радость! Сей ангел воистину был что-то неописуемое. Лик у него, как сейчас вижу, самый светлобожественный и этакий скоропомощный; взор умилен; ушки с тороцами, в знак повсеместного отвсюду слышания; одеянье горит, рясны златыми преиспещрено; доспех пернат, рамена препоясаны; на персях младенческий лик Эмануплев; в правой руке крест, в левой огнепалящий меч. Дивно! дивно!.. Власы на головке кудреваты и русы, с ушей повились и проведены волосок к волоску иголочкой. Крылья же пространны и белы как снег, а испод лазурь светлая, перо к перу, и в каждой бородке пера усик к усику. Глянешь на эти крылья, и где твой весь страх денется: молишься "осени", и сейчас весь стишаешь, и в душе станет мир. Вот это была какая икона!»

27.jpg

28.jpg

0034.jpg

0035.jpg

0036.jpg

0037.jpg

0039.jpg

0040.jpg

«...расскажи мне еще, что вы по своему понятию за вдохновенное изображение понимаете?»
«Разъясняю ему всю разницу: что ноне, мол, у светских художников не то искусство: у них краски масляные, а там вапы на яйце растворенные и нежные, в живописи письмо мазаное, чтобы только на даль натурально показывало, а тут письмо плавкое и на самую близь явственно; да и светскому художнику, говорю, и в переводе самого рисунка не потрафить, потому что они изучены представлять то, что в теле земного, животолюбивого человека содержится, а в священной русской иконописи изображается тип лица небожительный, насчет коего материальный человек даже истового воображения иметь не может».

29.jpg

30.jpg

Икона «Св. жены мироносицы у гроба Господня»

31.jpg

Икона «Преподобный Сергий Радонежский»

32.jpg

Икона «Николай Чудотворец с житием», следом Тихвинская икона Божией Матери.

33.jpg

Икона «Успение Пресвятой Богородицы», икона «Покров Пресвятой Богородицы», икона «Спас Вседержитель».

34.jpg

Икона «Покров Пресвятой Богородицы»

35.jpg

Икона «Воскресение Христово - Сошествие во ад»

36.jpg

Слева епископ Евмений, справа епископ Силуян Новосибирский, за ним Высокопреосвященнейший Корнилий, Митрополит Московский и Всея Руси.

37.jpg

39.jpg

38.jpg

40.jpg

41.jpg

42.jpg

Высокопреосвященнейший Корнилий, Митрополит Московский и Всея Руси

0031.jpg

Знаменное пение (крюковое пение)

0032.jpg

0033.jpg

Все фотографии с репортажа этого и прошлого года, кроме одной указанной.
Неделя святых жён-мироносиц:
Прошлый год 26 апреля 2015г.
Нынешний год 15 мая 2016г.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments