?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост



С большой опаской отношусь к походу в театр на вновь возрождённые спектакли прошлых лет, спектакли легендарные, благодаря удачной постановке, прекрасному актёрскому составу, слаженной игре. Тебе кажется, что ты знаешь эти пьесы до паузы, до запятой, до вздоха, до тишины... Да, да, именно об этом спектакле «Дальше - тишина» я хочу сегодня вспомнить. Связано это с тем, что находясь летом в Петербурге, мы решились пойти в театр «Балтийский дом» на спектакль по той же пьесе, только под другим названием «Два старомодных коктейля для двух старомодных чудаков».

Буклет (театральная программка)

01.jpg

Если кто-то не помнит сюжет, постараюсь дать краткое содержание. Дело происходит в США в конце 30-ых годов. Пожилые супруги, прожившие вместе 50 лет и никогда не разлучавшиеся, терпят финансовый кризис, их дом заложен. Вся надежда только на детей, которых у них, слава Богу, пятеро. Пригласив детей в гости, пожилая пара сообщает им неприятное известие в надежде получить помощь. Все дети обеспечены и вполне успешны, но никто из них не оказался в состоянии забрать обоих родителей к себе. В конце концов было решено разделить супругов: мать забрал старший сын Джордж, отца забрала дочь Кора. Не стану описывать, как живётся разлучённым супругам с детьми, которые считают привязанность к родителям - атавизмом. В итоге Джордж, "измученный" заботами о матери, принимает решение отправить её в приют для престарелых женщин. Мать понимает, что это конец, надежд на воссоединение с супругом больше нет, и теперь беспокоится только о том, чтобы муж ничего не узнал о приюте, и чтобы перед отправкой туда ей позволили свидеться с ним и проститься...

Перед спектаклем муж предупредил: "Мы не идём сравнивать легендарный дуэт Фаина Раневская, Ростислав Плятт с дуэтом Роман Громадский, Ирина Соколова. Мы идём смотреть спектакль". Первым шоком для меня стало то, что мы сидим в первом ряду. Значит актёры будут смотреть мне прямо в глаза в тот момент, как мои эмоции будут полностью оголены. Не каждый решится сесть в первый ряд на подобный спектакль. Немного успокоило то, что сюжет я знаю, значит ко всему готова, и чувства вполне смогу сдержать.

В антракте для себя я всё-таки отметила, что шокотерапия даётся мне с трудом, нос покалывает, глаза слегка щиплет, и периодически приходится судорожно взглатывать, но ком в горле остаётся. С мужем обменялись обрывистыми короткими репликами, не глядя друг на друга. Вскоре свет погас, и я была рада, что больше сейчас ничего не надо говорить.

Вторую часть я стойко держалась (хотя приходилось для этого ногтями щипать себе руку) до самого того момента, как Люси Купер (мать), перебирая только что пришедшую почту, находит письмо из Куолдерского приюта для престарелых женщин. Чуть позже следует монолог, от которого легче умереть, чем его пережить.

ДЖОРЖ. Я бы хотел кое-что сказать тебе, мама...
МАТЬ. Нет, сначала я хочу сказать тебе кое-что, Джорж.
ДЖОРЖ. Может быть, сначала я? (П а у з а) Боюсь, потом я не смогу...
МАТЬ (просто) Я хочу сказать тебе, Джорж... Конечно, мне не хотелось бы обижать тебя, но я не была счастлива в твоем доме, Джорж. Мне всегда было одиноко в этой большой, пустой квартире. Я надеюсь, ты не будешь сердиться, если я скажу... что решила уйти от вас... Я хотела бы поселиться в Куолдерском доме престарелых...
ДЖОРЖ. Мама!
МАТЬ. Подожди! Это хороший дом, Джорж. Я найду там подруг моего возраста...
ДЖОРЖ. Но мама...
МАТЬ. Дай мне договорить, Джорж. (П а у з а) Раньше я верила, что мы с папой опять будем вместе. Но теперь я вижу: этого не будет никогда. Поэтому я хочу поселиться в приюте. (П а у з а) Я рада, что приняла такое решение, Джорж. Мне было трудно сказать тебе об этом. Ведь тебе тоже было бы трудно сказать мне что-либо в таком роде. Да, вот еще что. Я бы хотела побыть у вас, пока папа не уедет в Калифорнию. Ты же его знаешь... (Улыбается) Он очень старомоден. Он никогда не поверит, что в этом приюте действительно так уж хорошо. У твоего папы всегда были странности, Джорж. Эти дома почему-то всегда казались ему такими страшными. На самом деле это не так. Нелли как-то возила меня туда... (П а у з а) Только вы не говорите папе о том, что я собираюсь в приют. Пожалуйста, предупреди Аду, Кору и всех, чтобы они никогда не упоминали о том, что я живу в приюте. (Твердо) Это единственное, что я хочу сделать по-своему!
ДЖОРЖ. Хорошо, мама.
МАТЬ. Пусть он считает, что я по-прежнему живу у тебя... Ты будешь пересылать мне его письма... Ты ведь будешь пересылать мне его письма, мальчик?!.. Ты не будешь забывать пересылать мне его письма?! ...Это будет первая в моей жизни тайна от твоего отца. (П а у з а). Теперь, если ты не возражаешь, я пойду спать.

Но вы выжили после всего сказанного, и с этим как-то надо жить дальше.
Но это не конец испытаний.

Фотография с сайта Санкт-Петербургского Гуманитарного Университета Профсоюзов.

02.jpg

В спектакле есть немая сцена, когда супруги Купер, их дети (о ужас!), не выросшие сегодняшние бесчувственные твари, а ещё те, прежние, чистые, не испорченные, нуждающиеся в заботе и защите дети вышли на сцену, - все рассаживаются на диване и воцаряется тишина. При этом дети в своей непосредственности с интересом очень зорко всматриваются в лица зрителей. Они смотрят на наши эмоции, возникшие в силу сложившейся ситуации, перенимают манеру поведения, учатся у нас любви, сопереживанию, или равнодушию, безжалостности.

Мои последние мысли: "Почему я ещё не умерла... Не включайте свет, только не включайте свет, я ещё не готова смотреть кому-либо в глаза".

И ещё немного подробностей о возрождённом спектакле. Всё-таки я не удержалась от сравнения. Дуэт Роман Громадский, Ирина Соколова очень сильный. А вот характер своей героини Ирина Соколова раскрыла иначе, чем его передала Фаина Раневская.
Раневская в роли Люси Купер застенчивая, трогательная, старомодная старушка; где-то даже неприспособленная к жизни, теряющаяся в некоторых ситуациях. Она не привыкла сидеть без дела, много суетится, желая быть полезной и нужной. Сыну же и его жене всё это только в тягость. По их мнению, мать вносит сумбур, дискомфорт; нарушает традиции дома. Постоянно возникает щемящий вопрос: "За что, откуда у таких милых, мягких родителей такие бессердечные дети?"
Ирина Соколова в той же роли не показалась мне столь же беспомощной и беззащитной, я даже слышала иногда властные нотки, которых вовсе не было у Раневской. Другие мысли возникали при столкновении характеров родителей и детей: "Где-то вы ошиблись, что-то не смогли внушить своим чадам в детстве. Это всё плоды маленьких ошибок, разросшихся до размеров трагедии".
Одну сцену в возрождённом спектакле совсем убрали, ту сцену, когда мать неожиданно приходит к сыну на работу, где он служит управляющим фирмы. Приходит, чтобы поздравить Джорджа с днём рождения, ведь другого случая не представится, т.к. вечером Джордж с женой и парой приглашённых родственников идут в ресторан, но мать не приглашена. В этой сцене есть сильный диалог, состоявшийся между Джорджем и его хозяином (директором фирмы). Диалог о чуткости к пожилым людям, и о том, каких родителей "легче" любить, которые не имеют ни гроша за душой или, которые оставляют Вам наследство. Это достаточно крупная сцена, без которой трудно в других поступках Люси Купер, т.к. они мало акцентированные, усмотреть нечто приносящее неудобства.
Не знаю даже, какая ситуация хуже, та, где мать (Фаина Раневская) показана рассеянной и беспомощной? Но там кто-то может оправдать поступки сына тем, что у него не хватает терпения и выдержки в общении с пожилым человеком. Другая ситуация в возрождённом спектакле. Там мать (Ирина Соколова) в тягость уже потому, что она просто есть. Никаких оправданий не остаётся...

Комментарии

( 13 комментариев — Оставить комментарий )
evrica_taurica
13 окт, 2016 16:51 (UTC)
Вот и Громадский играет роль старика...

Тот знаменитый спектакль я смотрела очень давно в ТВ-версии.

Конечно, интересно сравнить с современной постановкой.

Ваши переживания, Аня, едва ли не ценнее впечатлений от пьесы.
Видно, что Вам было не до "фотканья"...

А какова была музыка?
Осталась ли она в памяти?


mycruises
13 окт, 2016 19:57 (UTC)
Спасибо, Светочка!
Да, музыка, конечно. Ведь есть момент, когда пожилая супружеская пара танцует танго, другой раз всё семейство Купер водит хоровод или играет в детскую игру "ручеёк" Музыкальных "передышек" (музыкальное оформление и хореография Эдвальда Смирнова) было достаточно много. Почему я сказала "передышек"? Это были словно вставочки между тяжёлыми сценами, чтобы дать зрителю немного перевести дух. Но мне весёлые, легко запоминающиеся композиции напоминали пир во время чумы, становилось ещё тяжелее.
Сейчас попробую сделать вставку:

evrica_taurica
14 окт, 2016 11:04 (UTC)
Последнее танго
Трейлер очень интересный.
Сколько актёрски точных микродвижений умеют найти исполнители.

Музыка сделана замечательно.
Истошные вопли сопрано-саксофона рвут душу, под неизменную мотивную формулу, словно припечатывающую печальный статус кво героев.
Тембр расстроенного рояля - приём не новый, но всегда сильно действующий.

Самое жестокое впечатление на меня произвёл Громадский.
Как идея неотвратимой старости, неизбежного угасания и одиночества.

Вот кстати, как могли эти добрые родители воспитать отморозков?

Edited at 2016-10-14 11:11 (UTC)
mycruises
15 окт, 2016 12:32 (UTC)
Re: Последнее танго
Испытываю благоговение перед людьми, умеющими ярко и точно облечь в слова эмоции и чувства. Музыка для меня как раз таковой и является (эмоции и чувства). Одно дело воспринимать, ощущать, другое дело описать. Глаза ещё могут что-то рассказать, они могут гореть восторгом, сверкать от слёз, быть потухшими или равнодушными, гневаться или умиляться; мои руки тоже могут описать, какой была музыка, но это уже будут жесты пьяного дирижёра. Это очень мучительно, когда ты бессилен перед могуществом слова. Светлана, вы волшебница, и, без всякого сомнения, мир музыки - ваша среда. Пока я пыталась подобрать из туманного запаса слов нужные, Вы с меткой точностью, придали образность, очертания музыкальным чувствам посредством (позволю себе позаимствовать выражение у акмеистов) «лирики безупречных слов».
Финальный вопрос открытый и страшный. На него нет ответа, и никто не защищён от одиночества, равнодушия и чёрствости... Но надо стучаться в деревянные души (во всяком случае так считала Фаина Раневская), поскольку отнюдь не чужая, а только собственная слеза в деревянной душе пробьёт путь живому ростку.
evrica_taurica
16 окт, 2016 17:53 (UTC)
Re: Последнее танго
Аня! Ваш комментарий истинно поэтичен!

Абстрагируясь от трагической темы поста, скажу, что очень рада появлению Вашей рецензии. Не раз заговаривала о Вашем потенциале краеведа-москволюба. Верю, что Вы напишете о любимых местах дорогой столицы так, как это не смогли сделать другие.

А такой живой, с ощущением сердцебиения, отклик на спектакль конгениален самому духу театральной постановки.
chugaylo
14 окт, 2016 20:08 (UTC)
Да, такой спектакль не может оставить равнодушным, в нем заложены сильные эмоции.
mycruises
15 окт, 2016 12:53 (UTC)
Спасибо, Андрей.
Ф. Раневская, давая интервью в своё время, на вопрос о том, знает ли она, что на этом спектакле в зале очень много плачут, ответила коротко: "Знаю!" И на второй вопрос, как она к этому относится, также коротко: "С удовольствием!"
Я тоже считаю, что общество надо бить палкой по онемевшим, атрофированным местам, чтобы оздоровить его (это самое общество). Нужный спектакль, рада, что он снова получил жизнь на сцене, мечтаю, чтобы его привезли в Москву на гастроли, здесь он особенно необходим.
chugaylo
16 окт, 2016 18:05 (UTC)
Надо еще заставить себя на такие спектакли идти=)
alexchernavski2
27 ноя, 2016 14:40 (UTC)
Несколько раз обращался к Вашей работе, Анечка, чтобы собрать воедино. Нахожусь под впечатлением более от Ваших душевных переживаний нежели от профессиональных артистов. Спактакль смутно помню по телевизору. Но обязательно освежу в памяти. А пока по вашим впечатлениям.
Думал писать или нет. Это ведь так часто встречается. Миллионы и миллионы! Таков наш конец. Не сочтите меня циником, но "помни последняя твоя и никогда не согрешишь", как сказано святым старцем. Но это, во многих случаях, не работает! Еще и еще раз повторяю золотые слова старовера протопопа Аввакума: "Всяк крестится да не всяк верит! Еще одни... Состарились. Сцена из жизни. Вот еще... Чем заканчивается наша жизнь. Миллионы одиночеств, трагедий!
Я что хочу сказать. Эти старички, при своем беспомощном положении они все равно безмерно счастливее своих обеспеченных детей! По той простой причине, что они (дети) есть, и обеспечены, и счастливы! Вот в чем суть я усматриваю!!! Цель материнская достигнута! Теперь можно и уходить, превозмогая боль и пряча слезы, уничтожая себя, свою сущность, но оставляя душу своим детям! Уйти и от собственного бессилия. Дабы не мятежить их счастливого проживания... Всегда так было и будет.
Теперь немного личного. Моя мать тоже мучительно переживает от того, что не дай бог отнимутся ноги и она не сможет не то, что ходить... ну, вы поняли о чем я. Она и говорит я не допущу до этого. Ты уж прости сын, но я вынуждена буду покончить с собой. Родственников нет, подружки такие же: Верка, да Надька-Балалайка. Я на работе до поздна, жены нет внук далеко, а и мыслимо-ли внуку выносить утку и подмывать бабушку? Простите. Да, можно сиделку нанять в чем проблема? Да, это если есть за что. Раньше я этого не понимал, боялся. А где же сыновний долг? Сейчас я созрел, чем старше тем... Но я готов ухаживать это же мать моя! Как она может так думать? А есть больно и стыдно и вообще! Говорит - Лучше до этого не доживать! А мне каково от этих ее мыслей? Про отца не знаю, не помню его. Все такие будем, а раньше я этого боялся! Мать уже меня просит сдать ее в дом престарелых! А ведь по славянским обычаям - жена должна досмотреть свою свекровь! Может об этом надо было раньше думать: кто будет досмаривать твою мать! А если нет любви? Еще пример. У соседки Гали престарелый отец, бывший бандеровец, когда слег совсем, она просто над ним издевалась. Впрочем не буду дальше описывать подробности, ранить и так раненную Вашу душу.
Задам еще один вопрос. На фирме, где я работаю, по призыву руководства периодически сбрасываемся на благотворительность, кто сколько может, чисто добровольно, без всяких принуждений. Собирается группа , покупает яблочки, какие то подарочки и идут просто к незнакомым старикам в дом престарелых. А чаще в детские дома. У нас в Одессе он не один. Недавно ходили в детский дом инвалидов. Женщины пришли со слезами! Говорят они лежат в палатах - без рук и без ног - такие родились и смотрят на тебя такими умными глазами одни плачут, другте смеюися, что к ним пришли! Значит они нужны кому-то!Не дебилы! Как их усыпишь? Вот еще вопрос! Это ж не котенок ненужный! Вы говорите твари. Твари-те кто их по пьяни делает (новорождает)! Но это я ушел от темы. А впрочем пора заканчивать. То, что я хотел сказать, я сказал и мне стало легче. Спасибо Вам, Аня!!!!:))

Edited at 2016-11-27 15:04 (UTC)
mycruises
27 ноя, 2016 18:46 (UTC)
Конечно, одинаковых ситуаций не бывает. Даже то, что спектакль поставлен по американской пьесе, он по-разному должен восприниматься там и здесь. Там, в Америке, менталитет другой и родственные связи нарушены. Дети по окончании школы поступают в колледж, уезжают из дома и уже не живут со своими родителями. А если люди долго не видятся, они становятся друг другу чужими. Я почему-то думаю, что при виде своих состарившихся и одряхлевших родителей, у детей вообще ничего не торкает.
Для нас подобная ситуация с родителями и детьми воспринимается совсем иначе, ну, я надеюсь по крайней мере. Я не скажу, что у нас всё радужно. Бросают, много бросают и молодые родители детей, и повзрослевшие дети состарившихся родителей. И всё-таки то, что происходит в спектакле, для многих неприемлемо, что уже радует.
Хотя... рядом со мной на спектакле сидела пожилая женщина, она пришла вместе с сыном. Я так поняла из их разговора, что живут они отдельно, и именно она пригласила сына на спектакль. Её "мальчику" на вид чуть меньше пятидесяти. Загорелый, подтянутый, одет с заграничной небрежностью, в чём можно отметить особый шик, поигрывал постоянно дорогими часиками на руке. Мать этим приглашением что-то сказать хотела, что-то, что не решалась сказать напрямую вслух. Мне кажется, он ничего не понял. Во время спектакля всё время фыркал, а в тот момент, когда Люси Купер обнаружила письмо из Куолдерского приюта, читает адрес на конверте, этот "мальчик" в нашем ряду так хохотнул в полной тишине, что, мне показалось, актриса дёрнулась, как от выстрела. Женщина рядом со мной плакала в конце спектакля, это можно было заметить краем глаза, что делал её сын, я не знаю, я его больше не слышала, а повернуть голову в их сторону я не решилась, да и не в том состоянии я была.
Что касается реальной жизни, когда случается беда с близким человеком, просто собираешься с силами, и помогаешь, главное - впрячься в особый ритм, который требует от тебя твой новый статус няньки. У меня бабушку парализовало после инсульта в 94-ом году. Мы тога её сразу перевезли к себе на квартиру. Я была на раннем сроке беременности, толку от меня было мало, мама первый год сама с ней колупалась. А потом я стала маму на пятницу, субботу, воскресенье отпускать на дачу, чтобы она там отвлеклась, отдохнула. И мне было не тяжело. Ну, какая разница, одного ребёнка я кашей накормлю, или ещё так же с ложки покормлю бабушку. И с пелёнками та же история. Одно было тяжело, бабушка не хотела быть обузой, всё время хотела уйти, а куда уйдёшь без ног. Она просто падала с кровати, если во время недосмотреть. Поднять одна я её не могла, приходилось ждать, пока придёт муж с работы. До прихода мужа, я подкладывала ей под голову подушку, укутывала, как могла... А уж вместе с мужем мы водружали её на кровать. Вот эта её неугомонность - уйти, сбежать - очень мешала, не скрою, и раздражала... а так, всё осилить можно. Шесть лет она у нас прожила. Как случился с ней инсульт летом 1994 года, также летом 1999 года она и умерла.
Одному ухаживать, конечно, тяжелее. Нас-то вон сколько нянек было. Но всё равно, это так естественно, заботиться о родном человеке. Заранее не нужно омрачать свою жизнь горькими мыслями, а уж если случиться... Впрягся и паши.
Спасибо, Александр, что не прошли мимо этого поста! Думаю, тема для всех актуальная.
alexchernavski2
30 ноя, 2016 19:07 (UTC)
Спасибо, что поделились,Аня! Вы все правильно написали, согласен с Вами. Жизнь нас не спрашивает, а бьет сразу и ставит перед фактом, ни мало не лукавя.Вы, мужественная женщина и умеете стойко переносить удары судьбы. Однако грустно.
mycruises
27 ноя, 2016 19:58 (UTC)
Разволновалась, забыла ещё кое-что важное сказать. У меня, как собственно и у всех прочих, было две бабушки. Вот та, что парализованная лежала, она всю жизнь боялась, что с ней под конец жизни такое может случиться, оно и случилось. Тут конечно и гены виноваты, у неё было 17-цать сестёр, кто до старости дожил, все одинаково умирали. Но настрой, мне кажется, тоже очень важен. Другая бабушка (папина мама) всю жизнь была весёлой, любила погулять, шумные компании любила. Получая в СОБЕСе пригласительные билеты для стариков, ни один утренник или вечеринку не пропускала. И в тот же 1999 год, за неделю до Нового года, попросила купить ей вкусненького и водочки пол-литра, в общем, подготовить холодильник к празднику. Вечером позвонила нам как всегда пожелать спокойной ночи. А утром уж соседи позвонили (она в коммуналке жила),приезжайте, мол, бабуля ваша скончалась. Мы приехали, а она будто спит безмятежно... Уснула значит ночью и не проснулась. Я ещё больше уверилась, что очень многое от настроя зависит.
Так что пусть Ваша мама, Александр, гонит от себя дурные мысли, пусть живёт и радуется каждому новому дню, и в каждом дне находит для себя что-то приятное, пусть какую-нибудь мелочь, пустяк, но чтобы душе радость была. Я изо всех сил желаю ей крепкого здоровья и душевного равновесия.
alexchernavski2
30 ноя, 2016 19:21 (UTC)
Благодарен Вам, Анечка за поддержку! Очень похожая история была у нас в коммуналке , в Электростали, году так в 2002-м что-ли. Соседка бабушка, когда уже не могла ходить, перед смертью говорит моей матери: -Лидка, там Ольга (опекунша ее, у которой эта бабуля работала нянькой, вырастила дочку, а они потом отправили бабулю в коммуналку) принесла мне сала и пельмени. Свари кусок сала и пельмени все свари, я есть хочу. Мать говорит: Ульяна Васильевна, там больше килограмма пельменей! -Я сказала вари все! -Ладно. Мать сварила сало с пельменями. И принесла ей. Тут я с работы пришел и мы пошли с матерью в магазин за продуктами да и так подышать, а когда воротились-то с улички, а Ульяна Васильевна уже того-с. А все съела. Наверное чувствовала. Это я к тому что да, кому как предначертано. Большое спасибо, Анечка!
( 13 комментариев — Оставить комментарий )
Разработано LiveJournal.com
Дизайн Michael Rose