Живага Анна (mycruises) wrote,
Живага Анна
mycruises

Categories:

парк Мариенталь



Лесистая местность, расположенная в нескольких верстах к югу от Царского Села, в 1760-х гг. стала местом придворной охоты Екатерины II. Два деревянных домика "Крик" и "Крак", выстроенные в лесу на берегах Славянки, служили для кратковременных остановок во время охоты.
"Крак" ("Первый домик Его Императорского Величества") охотничий домик цесаревича Павла Петровича построен в середине 1770-х гг. Владельцы Павловска сохраняли этот деревянный домик как реликвию.
В 1859 г. Крак вместе с прилегающим участком парка Мариенталь великий князь Константин Константинович пожаловал в пожизненное владение управляющему Ижорскими заводами полковнику К. И. Швабе и его жене. Крак превратился в дачу. Владелец поменял обшивку, крышу, и домик почти потерял свой первоначальный вид.
В конце XIX в. Павловское дворцовое правление сдавало Крак в наем под дачи частным лицам, а вдове Швабе выплачивалась компенсация. Впоследствии Крак возвратили в Павловское дворцовое правление. Домик постепенно ветшал.
В 1929 г. "Крак" был и вовсе разобран.

Композиционным центром парка Мариенталь служит крепость Мариенталь (крепость БИП).
До основания Павловска это место занимали развалины шведских земляных укреплений времен Северной войны, близ которых находилась деревня Линна. В 1778 г. на холме построили дворец Мариенталь (Марьина долина). Валы шведской крепости подсыпали, через ров перебросили мост. На воротах укрепили чугунную доску со солова: "Мариенталь построен в 1778 году". Именем Мариенталь стали назыать и прилегающий старейший район Павловского парка.
По проекту Камерона при участии садового мастера А.К. Вилера в 1780-1790 гг. распланировали Мариентальский район (парк Мариенталь) - в то время имевший значение центра композиционного района Павловского парка. Вдоль границ парка были проложены дороги Под Дубками и Под Липками. Парк включал луга с посадками лип, дубов, кленов, вязов, вдоль берега Славянки - посадки ив. При устройстве парка дороги прокладывали на трех ярусах, повторяя очертания рельефа и огибая овраги, через которые строили мосты (первоначально деревянные).
Холмистая часть Мариенталя между Зверинцем и берегом Славянки получила название Швейцарских горок. Участок вокруг Крака был окружен множеством дорожек. В результате работ от густого лесного массива остались лишь отдельные островки на правом берегу Славянки между оврагами. Верхнее плато правого берега было покрыто сетью пейзажных дорог. Эти дороги и в придворной части парка. Местность вокруг Крака представляла собой склон холма, покрытый старыми деревьями. Две дороги вели с верхнего плато к мосту через Славянку. Склон был оформлен тремя террасами с дорогами.
Этот район парка предназначался для общегородского использования.

01.jpg

В 1782 г. по проекту арх. Ч. Камерона сооружен Обелиск в память основания Павловска. На чугунной доске высечена надпись: "Павловское начато строить в 1777 году" - дата, когда Екатерина II подарила земли будущего Павловска Павлу Петровичу в честь рождения 12 декабря 1777 г. его сына Александра (имп. Александра I). Пейзажный район, где стоит обелиск, носит название Швейцарские Горки (Высоты).

02.jpg

С самого начала формирования на территории Мариентальского парка строили здания и сооружения различного назначения - Оранжереи Дворцового садоводства, кухни великих князей, жилые дома придворных и служащих Павловского дворцового правления, а также лиц из свиты вел.кн. Павла Петровича и Марии Федоровны. Здесь находились дома камердинера Бертона, И. Кутайсова, композитора Д.С. Бортянского, секретаря Марии Федоровны Вилламова, фрейлины Е. И. Нелидовой. Почти все они не сохранились.
В 1830-1860-х гг. в парке у домика Крак отводились участки частным лицам для строительства дач. Но первый проект застройки участка разработанный А. И. Штакеншнейдером в 1836 г., был отклонен Николаем I. Замысел застройки парка государь считал неуместным. Все же уже в 1830-х гг. здесь появились дачи, возведенные по проекту арх. А. П. Брюллова и И. Я. Потолова. Затем и на участках парка между оврагами, на Швейцарских горках. Композиция парка частично исказилась. Парковые дороги - Обводная, Надгорная, Зеленая, Под Дубками, Под Липками - стали именоваться улицами.

В долине Славянки в 1793-1795 гг. устроили пейзажный Мариентальский пруд. На реке был построен Большой каменный мост с плотиной, русло реки углубили. Вынутую землю использовали для подсыпки прибрежных склонов и устройства террасированных дорог.

03.jpg

Мариентальский пруд часто использовали для проведения праздников и народных гуляний. Для владельцев Павловска устраивались торжественные водные прогулки, сопровождавшиеся пушечной стрельбой с валов крепости, исполнением духовой и роговой музыки. Парусные и гребные суда были обязательным элементом гуляний.
Для хранения судов на правом берегу пруда построили специальный сарай, который называли Голландия или Адмиралтейство (утрачен в 1920-х гг.).

04.jpg

В 1792-1794 гг. на высоком берегу пруда был возведён декоративный парковый павильон Большой Трельяж. Трельяж состоял из трех частей, стены выполнены из ажурных деревянных решеток.

05.jpg

В 1816 г. при ремонте Г. П. Пильниковым боковые части разобрали. Деревянные конструкции неоднократно чинили. Обветшавшие решетки Трельяжа сняли в 1957 г. для реставрации.
Трельяжная лестница построена в 1793-1795 гг. по проекту арх. В. Бренны. Была симметрична Итальянской лестнице на другой стороне реки Славянки.

06.jpg

Площадки лестниц устроены террасами на прибрежном склоне.

07.jpg

Первоначально площадки были украшены статуями, в начале XIX в.их перенесли в разные части парка.

08.jpg

В 1793-1795 гг. у Трельяжной лестницы была сооружена гранитная пристань архитектором В. Бренной. В этом месте русло реки Славянки сильно расширили при устройстве Мариентальского пруда.

09.jpg

Пристань перестроена по проекту архитектора В. Н. Воронихина в 1809 г. - установлены две пары гранитных львов. Сейчас здесь находится одна пара.

10.jpg

Одна из скульптур пропала во время ВОВ (предположительно, ее сбросили в Мариентальский пруд), другого после войны перенесли к Павловскому дворцу.

Как уже говорилось выше, композиционным центром парка Мариенталь служит крепость Мариенталь (крепость БИП).

11.jpg

Вел. кн. Марии Федоровне принадлежит выбор участка для постройки дворца-дачи на этом месте. В 1778-1779 г. возведено двухэтажное здание Мариенталь (по имени владелицы). Дача предназначалась для "сельского домостроения".
На месте дворца Мариенталь Павел пожелал видеть увеселительный, или потешный, замок. Неофициальное название крепости - крепость БИП, бастион императора Павла или большая игрушка Павла.

12.jpg

Над проектом крепости архитектор В. Бренна начал работать в 1794 г. Были частично переделаны земляные укрепления и сооружены два подъемных моста. Замок Мариенталь был построен в 1795-1798 гг. Строительные работы выполнил каменных дел мастер Д. Квадри под руководством военного инженера Каюса.
Деревню Линна перенесли на другое место.

13.jpg

Крепость представляет собой двухэтажный замок (в плане пятиугольный) с двумя башнями (в плане овальными) и внутренним двором. Вокруг по всем правилам бастионной системы устроены земляные фортификации.

14.jpg

Крепость является главной темой хрестоматийных пейзажей Павловского парка.
Выразительный силуэт замка имел значение общегородского символа Павловска. Архитектура фасадов принадлежала к стилю классицизма, хотя важную роль в ней играли и готические мотивы. В равной степени облику замка были присущи также романтические и пасторальные черты, объединяющие его с ансамблем парковых павильонов Павловского парка.

15.jpg

Весной 1798 г. по повелению Павла I Мариентальскую крепость включили в число штатных военных крепостей под ведением командующего Санкт-Петербургской и другими крепостями генерал-лейтенанта Руникова. Первым комендантом Мариентальской крепости был Ф. Ф. Вадковский.
В Мариентале исполняли гарнизонную службу в соответствии с воинским уставом того времени и каждый день, «по пробитии зари», поднимали мосты. Солдатские казармы занимали казематы замка, здесь же находились конюшни. В первом этаже уже в 1797 г. подготовили офицерские квартиры. Второй этаж был парадным – там селили гостей августейших владельцев. Здесь же устроили католическую Мальтийскую капеллу. В капелле воздвигли переносной алтарь, освященный 18 мая 1976 г. в Могилевском кафедральном соборе архиепископом белорусским Станиславом Сестренцевичем. В 1807–1810 гг. небольшую часть помещений отвели для основанного вдовствующей императрицей Марией Федоровной первого в России училища для глухонемых.
В 1811 г. Александр I исключил Мариентальскую крепость из числа штатных крепостей. Крепость поступила в ведение Павловского правления и до 1917 г. входила в состав дворцового имущества великих князей, наследников Марии Федоровны и владельцев Павловска. Однако ее ремонт и содержание еще долгое время по просьбе вдовствующей императрицы производились военным ведомством - часть помещений использовалась для нужд Инженерного департамента. С этого времени здание использовалось для размещения придворных в летнее время, но сохранялись некоторые внешние атрибуты крепостной жизни. На валах было оставлено несколько пушек, из которых производился полуденный выстрел во время присутствия великих князей в городе, поднимали крепостной штандарт на флажной башне. В кордегардиях Никольских ворот находилась офицерская гауптвахта дислоцировавшихся в городе воинских подразделений.
В 1835-1851 гг. В Мариентале помещалось Александровское училище. С 1869 г. сюда перевели городское приходское училище, но большую часть помещений замка до революции занимало Павловское дворцовое правление и его архив.
В советское время здание забыли включить в состав созданного в 1920-е гг. Павловского дворца-музея (так же как и прилегающий район парка). Это повлияло на его дальнейшую судьбу. Артобстрелы и пожар во время Великой Отечественной войны причинили замку большой ущерб. Фасады, однако, не имели значительных утрат. Около полувека сооружение оставалось бесхозным. Предпринимались попытки восстановить его под размещение местной власти – еще в 1956 г. силами «ЛенГИПРОкоммунстроя» был составлен проект. Но затея не была реализована ввиду больших предполагаемых затрат. Постепенно здание крепости с окружающим её ландшафтом стало представлять собой печальнейшую картину.
К сегодняшнему дню крепость и прилегающий к ней Мариентальский парк восстановлены за счет средств павловского предпринимателя С. Э. Гутцайта, который в реставрированных помещениях крепости устроил гостиницу и ресторан.

Уже восемь лет, как можно любоваться восстановленной крепостью. Мы и любовались, но всё как-то издалека, от пруда. Этим летом решили подобраться поближе.
Правда территория замка огорожена, и не очень ясно было, как к нашему посещению отнесётся охрана, но, вопреки нашим опасениям, охранник поздоровался и тут же потерял к нам всякий интерес. А вот двух обитателей замка наше появление напротив очень заинтересовало.

16.jpg

Пара индюков, как и подобает благовоспитанным хозяевам, приветственно похрюкивая и повизгивая встретили нас у калитки, и далее сопроводили до самого замка.

17.jpg

Возможно, у индюков есть имена, не знаю, мы неразлучную парочку окрестили Домино, что, мне кажется, вполне логично.

18.jpg

Доминошки всюду следовали за нами, вернее на шаг впереди нас, как бы знакомя с местностью и достопримечательностями...

19.jpg

А, взяв на себя труд развлекать гостей на приёме, хозяева не забывали представить нас и другим обитателям замка.

20.jpg

Не всем мы пришлись ко двору. Петух к примеру оказался настолько ревнив, что завидев нас, прогнал кур с глаз долой в канаву, где последние с удовольствием устроились в тенёчке.

21.jpg

Ещё один обитатель замка.

22.jpg

Этот был бы и рад познакомиться с нами поближе, но здесь уже я не поспешила распахнуть объятья. Есть такие товарищи, слова поперёк не скажи, тут же начинают бодаться.

23.jpg

И, обходя замок по периметру, мы встретились с Московской сторожевой.

24.jpg

Сторожевая ничего сторожить не хотела, для этого было слишком жарко. Пёс с утра уже весь упарился, и глаза у него ни на кого не смотрели.

25.jpg

Настроение филина нам определить не удалось.

26.jpg

Так что мы вернулись к радушным хозяевам.

27.jpg

Индюки были польщены нашим вниманием, с удовольствием позировали для фотосессии, неустанно благодарили за каждый сделанный снимок и удовлетворённо лопотали вполголоса, переговариваясь между собой. Это я потом поняла, что Домино стараются говорить при нас вполголоса, позднее мы узнали, что значит орать на всю ивановскую.

28.jpg

29.jpg

В конце приёма, по всем правилам этикета, чёрно-белая пара проводила нас до порога, и с большой неохотой отпустила за калитку. Их жалобные крики и причитания по-поводу нашего ухода мы слышали даже около Мариентальского пруда.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments