?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Великий Новгород



Тем, кто не обладает личным транспортом, теперь тоже стало удобно добираться до Великого Новгорода. Находясь летом в Петербурге, мы воспользовались этой возможностью. Спасибо скоростному поезду «Ласточка», который довёз нас до пункта назначения за 3 часа, даже чуть быстрее.

Вышли на платформу и сразу обнаружили прекрасную чудо-постройку в моём любимом стиле 50-ых годов, но чтобы быть последовательной, вначале посмотрите на первое довоенное здание вокзала (1941 г.).

01.jpg

Сами понимаете, «завтра была война», железная дорога существенно пострадала от диверсионной деятельности партизан, а позднее отступающих немцев, деревянное здание вокзала было сожжено.
Новое здание вокзала было решено построить в 1945 году по проекту профессора И. Г. Явейном. Строительство продолжалось более 8 лет. Открытие нового вокзала состоялось 21 января 1953 года.

02.jpg

В том же 1953 году рядом с вокзалом было построено здание для набора кипятка. Оно-то и привлекло моё внимание. В наше время никто уже не пользуется услугами этой приветливой постройки, но она сохранена, как памятник архитектуры. Спасибо добрым людям.

03.jpg

Так как в Великом Новгороде мы оказались впервые, то в эту поездку решили осмотреть, как скажут местные жители, самые популярные туристические места. В первую очередь Новгородский Детинец. Но попадаешь-то в эти туристические места не по мановению волшебной палочки, а путешествуя пешком и озираясь по сторонам, так что успеваешь набраться первых впечатлений от города и его атмосферы.
Честно говоря, я думала, что будет очень многолюдно и шумно, к чему заранее морально готовилась. Вопреки моим ожиданиям немаленький, скажем, город умудрился сохранить провинциальную атмосферу. Тихо, зелено, очень уютно.

04.jpg

Церковь Фёдора Стратилата на Щиркове улице

05.jpg

Каменная церковь на месте деревянной была возведена в 1292—1294 гг. К концу XVII века стены каменной церкви сохранились лишь наполовину. В 1682 году они были достроены, на них возведены своды и пять куполов. В 1804 году с запада была выстроена квадратная в плане четырёхъярусная колокольня с восьмигранным куполом. Во время войны 1941-1945 гг.. здание лишь незначительно пострадало, что позволяет говорить о том, что памятник архитектуры в хорошо сохранённом виде имеет большую ценность для истории и изучения, благодаря разновремённым архитектурным наслоениям XII—XVIII вв.

06.jpg

07.jpg

Цветочница перед Кремлёвским парком.

08.jpg

Муж сразу принял бабушку за свою, ведь на голове у неё шапочка футбольного клуба «Зенит».

09.jpg

Ещё одна приятная неожиданность нас подстерегала в Кремлёвском парке.
Памятник С. В. Рахманинову (нажмите на фото, чтобы рассмотреть его в большом формате).

10.jpg

Дело в том, что это работа скульптора Александра Рукавишникова. Я обожаю его работы, но почему-то считала всегда чисто московским скульптором (простите за жаргонное выражение). Столкнувшись с Рукавишниковым за сотни километров от Москвы, была приятно удивлена, но как поклонница скульптора, приревновала эту работу. В Москве памятник С. В. Рахманинову также нашёл бы достойное место.
Теперь немного о самом памятнике. Памятник был торжественно открыт 14 июня 2009 года. Открытие было приурочено к 1150-летию Великого Новгорода. На фонарных столбах сквера, где находится памятник, установлены динамики. Из них негромко передаётся музыка Сергея Рахманинова. На диске пятичасового звучания представлены все четыре его концерта, вариации на темы Паганини, симфонии, соната для фортепиано номер два и другие произведения.
Чудесная придумка, не правда ли?!

А вот собственно уже и стены новгородского Кремля.

11.jpg

Новгородский Кремль или Детинец, как его называли в Новгороде в древности, заложенный князем Ярославом - древнейший из сохранившихся в России кремлей (впервые упоминается в летописи 1044 г.).
История строительства Кремля, как и вся ранняя история Новгорода и Руси в целом, окутана тайнами и легендами. По знаменитой «Повести временных лет» Новгород был основан до призвания варягов, то есть до 862 года, однако, археологические раскопки, проводимые в центральной части города говорят о том, что на территории древнего Новгорода нет культурного слоя IX века. Древнейшие из найденных деревянных мостовых датируются серединой и второй половиной X века. Глубже этих мостовых располагается смешанный и неоднородный культурный слой, точную датировку которого установить очень сложно, но можно довольно уверенно предположить, что город существовал здесь как минимум с начала X века. Самое раннее письменное упоминание Новгорода в иностранном источнике содержится в сочинении 949 года византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей».
Первое упоминание новгородского Детинца в летописях относится к 1044 г. и связано со строительством первой крепости князем Владимиром Ярославичем.

12.jpg

В 1116 году Детинец был расширен и перестроен князем Мстиславом Владимировичем, в результате чего крепость достигла своих современных размеров.
В 1136 году в результате восстания власть князя в Новгороде была сильно ограничена, а Детинец стал центром Новгородской республики. Княжеская резиденция была перенесена на Городище, где и располагалась в течение почти 350 лет вплоть до присоединения Новгорода к Москве в 1478 году. Большую часть Детинца во времена Новгородской республики занимала резиденция новгородского владыки (архиепископа). Владычный двор был застроен многочисленными церквями и хозяйственными постройками. Новгородский архиепископ был фактически главой государства, хранителем казны, контролером мер и весов. Владыка избирался пожизненно, и помимо всего прочего, он же заведовал строительством. Именно архиепископы возводили надвратные кремлевские храмы. В 1333 году архиепископ Василий начал строительство каменного Детинца, полная же замена деревянной крепости на каменную закончилась в 30-х годах XV века. Кремль этого периода был сложен из известняковых плит и валунов. Фрагменты этой кладки сохранились до наших дней.

13.jpg

Глобальная перестройка Кремля, в результате которой он приобрел свой современный вид, началась после присоединения Новгородской республики к Великому княжеству московскому. Военное дело развивалось, при ведении боя и обороны ставка делалась на огнестрельное оружие, а старая крепость не была приспособлена к новым задачам.
Новгородский Детинец стал первой Российской крепостью, построенной из красного кирпича. Именно этот пример положил начало строительству крепостей с характерными зубцами в форме ласточкиного хвоста.
Для строительства новгородского Кремля были приглашены ведущие итальянские архитекторы, кладку выполняли немецкие рабочие. В отличие от древних русских укреплений, новгородский Детинец был крепостью нового типа, полностью пригодной для ведения боя с применением артиллерии. От круглых стен отскакивали пушечные ядра, не нанося почти никакого урона основному массиву башен, которые были рассчитаны на ведение обороны, в том числе круговой. Высокие островерхие шатры возводились над башнями для того, чтобы прикрыть защитников крепости и при этом дать едкому пороховому дыму рассеиваться.

14.jpg

В 1701 году после сражения под Нарвой Петр I отдал распоряжение об усилении укреплений Новгорода и Пскова. Тогда же были отремонтированы стены и башни Детинца. Вскоре, в связи с изменением западных границ России военное значение Новгорода упало. В 1720 году «велено Новгородскую крепость оставить и гарнизону там не быть». Однако с 1729 года Новгород вновь оказался на некоторое время в штате крепостей по северо-западной границе.
Во время Великой Отечественной войны Детинец, как и весь Новгород, сильно пострадал от артиллерийских обстрелов, боев и немецкой оккупации. Так, например, у Спасской башни был разрушен деревянный шатер. В башне Кокуй находился немецкий наблюдательный пункт, и во время боев за освобождение города на башню была сброшена авиабомба. Княжая башня была «оторвана» от стен Кремля, но не рухнула.
После окончания войны и по сей день в новгородском Кремле ведутся непрерывные работы по восстановлению исторического облика крепости, постоянному ремонту, бережному сохранению старой кладки и замене аварийных участков. Также в Детинце идут постоянные археологические раскопки, проливающие свет на средневековую и досредневековую историю жизни крепости.

Прогуливаясь по территории Кремля. Златоустовская башня и музей древностей.

15.jpg

Покровская башня и церковь Покрова Богородицы

16.jpg

Первое летописное упоминание относится к 1305 году, когда посадник Семен Климович поставил каменную церковь на воротах от Прусской улицы (т. е. церковь была надвратная, пристроена к деревянной башне). В 1389 году по приказанию посадника Григория Якуновича старая церковь была разобрана и на ее месте поставлен новый храм.
В конце XVI века церковь Покрова построена заново.
В 1692—1693 г. г. церковь Покрова перестраивается. С этого времени церковь Покрова становится одной из главных церквей Кремля и домовым храмом новгородских воевод.
В конце XVIII века Покровская башня превращена в тюрьму, а церковь Покрова становится тюремным храмом. Вероятно, в это время устроен переход из церкви в башню.
В 60-х годах XIX века Покровская башня и церковь приспособлены под губернский архив.
В 1889 году Покровская башня и церковь приспособлены под богадельню.

Памятник Тысячелетию России 1862 г.

17.jpg

Единственный памятник государству. Установлен в Новгороде по указу императора Александра II в ознаменование празднования тысячелетней истории государства Российского, которое ведет отсчет, согласно летописным сведениям, от призвания варяжского князя Рюрика в Новгород.
Памятник отображает историю государства с IX по XIX в. в лицах. Здесь представлены государственные деятели, военные люди и герои, просветители, писатели и художники, всего – 129 фигур.

18.jpg

Памятник торжественно открыт 8 сентября 1862 г. при участии императора Александра II с семьей, приближенных, представителей разных сословий со всех губерний России. Церемония открытия памятника запечатлена на картине художника Б.П. Виллевальде.

19.jpg

В годы оккупации Новгорода (1941–1944) немецко-фашистские захватчики разобрали монумент. Были вывезены окружавшие памятник фонари и бронзовая решетка – прекрасный образец художественного литья, а сброшенные с высоты бронзовые скульптуры остались лежать на земле.
После освобождения Новгорода первым восстановленным памятником стал памятник Тысячелетию России, который был торжественно открыт 2 ноября 1944 года. Во второй половине 1980-х гг. ленинградские реставраторы воссоздали вокруг памятника фонари и решетку.

20.jpg

Софийский собор новгородского Кремля.

21.jpg

Самый старый из сохранившихся древнерусских храмов на территории России. Выстроенный князем Владимиром, сыном Ярослава Мудрого, в 1045 – 1050 годах, Софийский собор уже в 30-х годах ХII века перестал быть княжеским храмом, превратившись в главный храм Новгородской республики.
Интересно, что хотя некоторые детали претерпели упрощение, сам собор на протяжении своей десятивековой истории не перестраивался.
Строился Новгородский Софийский Собор мастерами из Киева и Византии. Можно представить себе, как возведенный всего за несколько лет почти 40-метровый каменный храм воздействовал на новгородцев середины XI века: окруженный самыми первыми дубовыми стенами Кремля, среди деревянных домов и дворов совсем еще молодого города, на берегу реки Волхов, бывшей тогда частью оживленного торгового маршрута.
Первая роспись храма началась сразу после его постройки в середине XI века. Основные работы по росписи Софийского собора проводились в XII веке, в 1108-1109 и 1144 годах. Благодаря маленькой слабости мастеров, оставивших несколько своих автографов на память, а также благодаря счастливому случаю, позволившему старинным фрескам пережить все перипетии истории Новгорода на протяжении девяти веков, мы знаем, что одного из мастеров, расписывавших Софийский собор в XII, веке звали Стефан. Он был, по-видимому, монахом-мастером, возглавлявшим работы. На одном из граффити Стефан даже изобразил себя с нательным крестом в монашеском клобуке. Встречаются на стенах собора и другие имена живописцев – Микулы и Радко.

22.jpg

Одна из самых знаменитых новгородских легенд связана с фигурой голубя, сидящей на самом высоком центральном кресте Софийского собора. Во время разгрома Новгорода Иваном Грозным в 1570 году, голубь по легенде сел отдохнуть и окаменел от увиденного ужаса. Если каменная птица улетит, то наступит последний день Великого Новгорода.

23.jpg

Во время Великой Отечественной войны, 15 августа 1941 года, фашистские войска оккупировали Новгород. При одном из авианалётов или артобстрелов города крест с голубем был сбит и повис на крепёжных тросах, и комендант города распорядился его снять. В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне фашистской Германии, и как один из трофеев, крест главного купола был вывезен в Испанию. По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.
16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора.

Софийский собор (слева) с звонницей и Церковь Входа Господня в Иерусалим (правее)

24.jpg

Митрополичьи покои (арка)

25.jpg

Экскурсия в соответствующем духе.

26.jpg

Иоанновский корпус Владычного двора и Часозвоня.

27.jpg

Часозвоня построена в 1673 году по заказу новгородского митрополита Иоакима. Автор и строитель неизвестны. В верхней части постройки находились часы со звоном (отсюда и название памятника).

Прогуляемся по стенам Кремля. Часовой на посту.

28.jpg

Вид на Софийский собор и звонницу

29.jpg

Сверху можно увидеть здания Судейского городка. Сейчас там располагается детский музейный центр.

30.jpg

Церковь Андрея Стратилата. Вид со стен Кремля.

31.jpg

Небольшая церковь Андрея Стратилата возникла не ранее конца ХVII или начала ХVIII века на разобранных развалинах древней Борисоглебской церкви, которую в 1167 году выстроил боярин Сотко Сытинич.
В 1405 году из-за пожара охватившего Людин конец (Людин (Гончарский) конец — один из пяти концов (районов) древнего Новгорода) церковь сильно пострадала и в 1441 году по указу архиепископа Евфимия II строится новый храм на старом основании, а также отдельный придел Андрея Стратилата.
В 1682 году Борисоглебский собор обрушился и был разобран до основания, а сохранённый придел Андрея Стратилата расширен к востоку и обращён в самостоятельную церковь.

32.jpg

Судейский городок

33.jpg

Здания построены в 1786 году. В 1778 году Екатерина II утвердила проект перепланировки Новгорода, по которому предполагалось южную часть Кремля очистить от старых построек и застроить новыми жилыми и административными зданиями.
Согласно этому проекту строится три жилых дома для священнослужителей Софийского собора.

Через Кремль проходит дорога, ведущая на мост, как и в древности соединяющий Софийскую и Торговую стороны.
Торговец возле моста

34.jpg

Торг начинался у Великого моста. По берегам длинной вереницей тянулись пристани, у которых стояли суда. Лавки на Торгу объединялись в ряды. Таких рядов в XVI веке было 42: хлебный, рыбный, кожевенный, серебряный, иконный и множество других. Неподалеку располагались дворы Ганзейских купцов, приезжавших в Новгород торговать со всей Русью.

35.jpg

Вид на реку Волхов и автомобильный мост с пешеходного Великого моста

36.jpg

С образованием средневекового Ганзейского союза дворы были объединены под общим началом в единую Ганзейскую контору. В течение нескольких столетий Новгород, ведущий торговый партнер Ганзы, соперничал с крупнейшими торгами Европы и Азии. Иноземные купцы совершали выгодные сделки, закупая здесь воск, мед, меха, кожу, моржовый клык.

Переходим мост, и оказываемся на территории Ярославова Дворища.
Ещё раз оглядываемся на Кремль

37.jpg

На компактной территории Ярославова Двори́ща расположено много памятников культовой и гражданской архитектуры XII-XVIII веков.

Ганзейский Фонтан

38.jpg

В июне 2009 года в Великом Новгороде состоялся Международный культурно-экономический форум «XXIX Ганзейские дни Нового времени». Символом праздника стал фонтан, выполненный в форме круга из гранита, символизирующего стол переговоров.

39.jpg

По периметру круга размещены инкрустированные цветной мозаикой изображения гербов 16 стран, входящих в Ганзейский союз Нового времени.

40.jpg

Ансамбль Ярославова Дворища. Церковь Успения на Торгу.

41.jpg

Заложена князем Всеволодом в 1135 году после поражения от суздальцев у Жданой горы. Это последняя княжеская постройка на территории города, завершению строительства которой воспрепятствовало восстание 1136 года, приведшее к изгнанию князя Всеволода.

Ярославово Дворище

42.jpg

Слева направо: Никольский собор, воротная башня Гостиного двора, церковь Параскевы Пятницы

43.jpg

Никольский собор. Вид от церкви Жён Мироносиц.

44.jpg

Самый древний храм на территории Ярославова Дворища и в целом на Торговой стороне. Построенный в 1113-1136 годах и освященный в честь особо почитаемого на Руси святого Николая Чудотворца.
к концу XX века Никольский собор нуждался в срочной и дорогостоящей реставрации, которая была невозможна в условиях экономического кризиса в России. Тогда свое плечо подставили ганзейские города-партнеры, как это бывало не раз за историю русско-ганзейских отношений. В соборе в 1990-е гг. проведены реставрационные работы, финансируемые городами «Ганзейского союза нового времени».

Церковь Жён Мироносиц

45.jpg

Церковь Жен-Мироносиц заложена в 1508 году по заказу московского купца Ивана Сыркова, основавшего в Новгороде купеческую династию. В нижних этажах размещались обширные склады. В подвалах храма в XVI веке хранилась часть казны царя Ивана Грозного.

Церковь Прокопия (фото ниже) была построена в 1529 году по заказу Дмитрия Сыркова, сына Ивана Сыркова.

46.jpg

Церковь Параскевы Пятницы

47.jpg

Построена в 1207 г. на средства «заморских» купцов. Церковь посвятили Св. Параскеве Пятнице, так как Св. Параскева покровительствует и торговле.

48.jpg

Башня Гостиного двора

49.jpg

Церковь Святого Георгия на Лубянице, в Торгу

50.jpg

Построена в 1356 г. на месте одноименной деревянной церкви. Нижняя кладка стен относится к XIV в. В XVIII в. верхняя часть храма перестроена в духе распространенного в то время «нарышкинского барокко».

Церковь Иоанна на Опоках

51.jpg

Недавно восстановленная из руин, известная в истории древнего Новгорода церковь Ивана на Петрятине дворе, или на Опоках, возведенная в 1127 - 1130 годах князем Всеволодом Мстиславичем. Вскоре после окончания постройки Всеволод специальной грамотой передал церковь новгородским купцам-вощаникам. Ивановская организация состояла из наиболее богатых новгородских купцов. В состав ивановского купечества входили купцы, внесшие 50 гривен серебра. Взнос давал им звание «пошлых», то есть потомственных, что было связано с рядом преимуществ.
В 1453 году древняя церковь была разобрана, и на старых основаниях «повелением» архиепископа Евфимия возведена новая. При сооружении новой церкви не только были использованы фундамент и нижние части стен древней постройки, но и в известной мере повторен ее основной архитектурный облик.
К слову будет сказать, что для новгородского зодчества середины ХV века характерно стремление к воссозданию форм новгородского зодчества ХII века, отражавшее политические тенденции некоторых кругов новгородского боярства.

Немного поодаль от Ярославова Дворища находится Церковь Спаса Преображения.

52.jpg

К церкви идём по живописной провинциальной улочке.

53.jpg

Аромат яблок кружит голову.

54.jpg

55.jpg

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице

56.jpg

Всемирную известность храму принесли росписи знаменитого Феофана Грека.

57.jpg

Знатный новгородский боярин Василий Данилович, принадлежавший к роду Машковых, пригласил для росписи храма одного из величайших мастеров своего времени. Феофан Грек был к тому времени известным константинопольским живописцем. О нём сохранились следующие сведения, указанные Епифанием Премудрым в письме к игумену Кириллу Тверскому:
«Когда я был в Москве, жил там и преславный мудрец, философ зело искусный, Феофан Грек, книги изограф опытный и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукой расписал более сорока различных церквей каменных в разных городах: в Константинополе, и в Халкидоне, и в Галате, и в Кафе, и в Великом Новгороде, и в Нижнем. Но в Москве им расписаны три церкви: Благовещения святой богородицы, святого Михаила и ещё одна»
Письмо было написано около 1415 года уже после смерти Феофана. Роспись же Спасо-Преображенской церкви была первой его работой на Руси, предшествующей росписям в Москве и Нижнем Новгороде.

58.jpg

Феофан Грек создал собственную, очень необычную, манеру письма. Она входит в особое экспрессивное направление стиля византийской живописи XIV века.
Он любит статичные и очень крупные фигуры. Его образы обладают титанической мощью. Но он отказывается от сложной проработки формы, подчёркивая быстрый, но выразительный рисунок. Это не только тёмные контуры, но и активные световые блики — движки. Свет, создаваемый обильно положенными белилами, играет важнейшую роль в живописи Феофана.
Световая проработка формы в иконописи Византии всегда имела внутренний смысл. Это был символ Божественного Света, пронизывающего человека и весь мир.

59.jpg

Вся роспись храма в целом, о воздействии которой можно представить теперь только отдалённо, показывала не развитие Евангельской истории, а картину преображения Божественной силой всего мира, к созерцанию которой призывался пришедший в храм зритель.
В росписи Троицкого придела Феофан создаёт ряд образов святых, полностью погруженных в себя (то, что византийцы называли «внутренним человеком»). Результатом этого погружения, безмолвия является богообщение и просвещение всего человека исходящим от Бога нетварным Светом.

60.jpg

После постигавших город пожаров пострадавшие фрески обыкновенно промывали щёлочью. На протяжении XVII—XVIII веков фрески были частично утрачены, а потом забелены (как и во многих других древних храмах).
Систематическое раскрытие и реставрация росписи начались с 1918 года.
Здание храма, а также фрески сильно пострадали в годы Великой Отечественной войны. Был повреждён снарядом свод троицкого придела и разрушен западный свод подкупольного креста. В барабане купола был устроен немецкий наблюдательный пункт. Это привело к повреждению живописи вокруг окон, потемнению в некоторых местах грунта (из-за устройства печи). В послевоенные годы роспись была укреплена и промыта от копоти.
В 1960-е гг. московские реставраторы во главе с Г. С. Батхелем установили, что из-под шпатлевки и побелки XIX века раскрыты ещё не все сохранившиеся фрагменты росписи. Возможны новые открытия живописи великого византийского мастера.

Изограф

61.jpg

И последним в это день было посещение Знаменского Собора.

62.jpg

Собор построен в 1688 году на месте древней церкви Знамения, сооруженной для иконы «Знамение Пресвятой Богородицы», по легенде, защитившей Новгород от превосходивших численностью суздальцев в 1170 году. Древняя икона с тех пор почитается как одна из главных святынь города и сейчас находится в Софийском соборе, рядом с алтарем.

63.jpg

Легенда гласит, что силы новгородцев и суздальцев были неравны, и защитники города начали молиться о чуде. На третью ночь осады новгородский архиепископ Иоанн услышал голос свыше, повелевший ему взять икону Богоматери и пойти с ней вокруг Детинца крестным ходом. Когда суздальцы стали обстреливать процессию, одна из стрел попала Богородице в глаз. Из ее глаз, по легенде, полились слезы, а суздальцев покрыла тьма. В неизъяснимом ужасе они стали отступать от города, побивая друг друга. В честь иконы, подарившей новгородцам мир, архиепископ Илья установил праздник Знамения Божьей Матери.

64.jpg

Знаменский собор — типичный памятник русского зодчества XVII века, фасады которого декорированы фресковой росписью и изразцовыми вставками.

65.jpg

На вечерней заре отправляемся обратно в Петербург.

Комментарии

( 7 комментариев — Оставить комментарий )
evrica_taurica
14 апр, 2017 19:30 (UTC)
Интересно, что экскурсовод наряжен в древнерусский костюм.
Старушка с ромашками и шапочкой "зенит" очень трогательно увидена Вашим любящим сердцем.

При упоминании Феофана Грека вспомнились эпизоды из тарковского "Рублёва".
Я прежде слово "детинец" воспринимала всегда по ассоциации со "зверинцем".
Новгород славен прошлым...

Жаль,что сейчас это "депрессивный регион".
И жаль, что яблоки падают в лужи.
mycruises
14 апр, 2017 21:42 (UTC)
Спасибо, Светочка!
Я раньше представляла Великий Новгород только по декорациям Константина Коровина к опере «Садко». Видела их (декорации) в Мариинском театре Санкт-Петербурга ещё в 95 году.
А вот надо же, и у меня Тарковский был в подсознании, когда делала чёрно-белую фотографию "церковь Андрея Стратилата", там, где с птичкой и девочку-реставратора.

Edited at 2017-04-14 21:45 (UTC)
alexchernavski2
15 апр, 2017 16:04 (UTC)
Чудесная работа, Анечка. Замечательные снимки. Каждая фотография выполнена академично, с большой любовью к теме истории и архитектуры. К тому же каждая фотография несет индивидуальость, очень интересную художественную задумку и взгляд фотографа, отражает настроение. Туристы, отдыхающие, дети, зеленые лужайки, флоксы все пронизано покоем, духом святости. Кстати очень символично, что работа показана в канун одного из главных Православных Праздников. Очень яркие импровизации с Девушкой с яблоками. Изюминка! Как там у Дстоевского кажется: "Здесь пахнет свежим яблочком..." Весенние чувства....Такие яблочки....Наверное уже ближе к концу лета, к Яблочному Спасу. Интересно описана история. Про Ганзейский союз очень понравилось. Открыл для себя много нового. Не задумывался раньше почему башни круглые. Про Феофана Грека очень понравилось! Круть. Движки света, да это видно по фрескам, своя школа. Византийская. У нас в иконной лавке Алексеевской церкви епархии УПЦ, продаются болгарские иконы, писанные в таком же стиле или правильнее сказать под его школу. Дорогие однако. Фонтан понравился с девочкой. Сначала я не понял где стол. Потом догадался по следующей фотографии. Девочка находится как бы на этом столе, а ее дедушка сидит за столом. Еще много можно написать. Богатая история у Детинца. Место намоленное. Спасибо, Анечка! С наступающим Праздником!
mycruises
15 апр, 2017 21:16 (UTC)
Спасибо большое за такой обстоятельный оценочный комментарий, Александр. Ваши слова о фотографиях вдохновляют и окрыляют. Чувствую, что Вам, действительно интересно и мне это дорого. С Светлым Праздником Воскресения Христова!
chugaylo
15 апр, 2017 16:56 (UTC)
Спасибо за прекрасный и обстоятельный рассказ, Анна!
Сколько там строгих, красивых церквей! И детинец, конечно.

В Москве есть памятник Рахманинову, на Страстном бульваре.

http://chugaylo.livejournal.com/393120.html
mycruises
15 апр, 2017 21:38 (UTC)
Спасибо, Андрей! Памятник Рахманинову в Москве очень хорош, спору нет. Элегантность и аристократичность в утончённых чертах. Но я бы и того, что в Новгороде, тоже себе оставила, всё таки работа Рукавишникова!! Жадность - я понимаю. Но это жадность к искусству, за неё нельзя ругать :)
Кстати, я тот Ваш пост по ссылке не видела раньше, у меня почему-то одно время не во всех Ваших постах фотографии высвечивались. Сейчас всё видно, пойду рассмотрю повнимательнее.
chugaylo
16 апр, 2017 15:29 (UTC)
С фотографиями всегда у меня непонятная история - кто-то видит, а кто-то нет. Рахманинов безусловно заслуживает не одного памятника!
( 7 комментариев — Оставить комментарий )
Разработано LiveJournal.com
Дизайн Michael Rose