?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост



И, находясь в Выборге, мы не могли не посетить парк «Монрепо» - скальный пейзажный парк XVIII-XIX веков.
Парк расположен в особом географическом районе, который характеризуется редчайшими каменными грядами (сельгами) ледникового периода из гранитов рапакиви (карел. rapakivi — «гнилой камень»), на отдельных участках достигающих высоты 20 м.
История парка начинается с 1788 года, когда поместье Монрепо становится владением барона Людвига Генриха фон Николаи, президента Санкт-Петербургской Академии наук. После ухода в 1803 году в отставку, барон, которого можно назвать одним из образованнейших людей своего времени, будучи писателем, поэтом, знатоком и ценителем искусства, всецело предался украшению и воспеванию в стихах любимого поместья.
Его единственный сын Пауль (он был дипломатом и принимал участие в установлении новых границ России со Швецией по Фридрихсгамскому договору) продолжил дело отца, претворил ряд его замыслов, развивая романтическую тему. Все последующие владельцы рода Николаи старательно поддерживали и сохраняли парк и постройки, не внося существенных изменений в сложившийся ансамбль.

Существенный урон парку был нанесён после окончания советско-финской войны. В 1940 г. в усадебном комплексе был размещен дом отдыха 123-й стрелковой дивизии. Пока военные отдыхали, в Монрепо уже работали реквизиционные комиссии. Начинается отбор предметов из знаменитой художественной коллекции Монрепо. Наиболее ценные экспонаты были вывезены в Государственный Эрмитаж. Из усадьбы Монрепо было вывезено практически всё, что имело хоть какую-либо ценность, после чего советские власти стали решать судьбу имения и парка. В конце августа 1940 года Главный усадебный дом был передан Народному комиссариату обороны СССР. Внутри военной структуры он оказался в ведении дома отдыха Ленинградского военного округа. Когда осенью того же года в Выборге работала Комиссия Управления по делам искусств при СНК Карело-Финской ССР, обнаружилось, что воинские части производят произвольную вырубку деревьев, составляющих сосновую рощу и аллею, ведущие к Монрепо. Выяснилось, что в парке отсутствует охрана, что парковые павильоны разрушаются, а также была обезображена мраморная статуя Нарцисс, настенная живопись начала XIX века была замазана малярной краской, уничтожена скульптура Вяйнемейнена.
В то же время, занятый военной организацией, парк был почти недоступен для экскурсий и совсем недоступен для одиночных посетителей.

В 1941 году финны приспособили поместье под военный госпиталь. За эти три года, когда Выборг снова стал финским, в Монрепо вернулись его жители. С 1942 по 1944 год усадьбой Монрепо владел граф Николас фон дер Пален (1896—1963), сын баронессы Софии Николаи и Константина фон дер Пален. В августе 1943 года София Луиза Татьяна фон дер Пален скончалась. Её похоронили в семейном некрополе баронов Николаи на острове Людвигштайн.
После того, как Выборг и Монрепо снова стали территорией Советского Союза, в январе 1945 года территория парка и, по крайней мере, одно здание усадебного комплекса — Библиотечный флигель, были переданы Дому отдыха Военно-электротехнической Академии связи им. Буденного.
С тех пор и по 1980 гг. парк приходил всё в более и более плачевное состояние. В 1947 г. был повален бурей «Храм Дружбы», после чего разобран и растащен на дрова. С середины 1950-х в Главный усадебный дом въехал детский сад «Лесная сказка». Библиотечный флигель был превращён в многоквартирный жилой дом, оранжерею передали городской конторе предприятий коммунального обслуживания. А земельный участок с фруктовым садом и ягодником отвели под школьное опытное поле. Территорию парка и усадебного комплекса раздали конторам и организациям, которым не было дела ни до парка, ни до его будущего.

Несохранившиеся постройки парка.
Павильон Паульштайн – самая ранняя парковая постройка Л. Г. Николаи. Павильон получил свое название в честь сына поэта – Пауля. Утрачен в 1940-ых гг.

01.jpg

Мариентурм.

02.jpg

В европейских пейзажных парках английского типа со второй половины XVIII века были очень популярны китайские мотивы. Эти модные веяния коснулись и Монрепо. В восточной части парка на холме была возведена видовая башня в форме китайской пагоды, названная Мариентурм («башня Марии») в честь императрицы Марии Фёдоровны. На её месте сохранился лишь фундаметн.

Китайский зонтик.

03.jpg

Сын Л. Г. Николаи, Паулем Николаи , находясь на дипломатической службе в Англии, знакомился со знаменитыми английскими парками. Там он и увидел «зонтики», расположенные на видовых точках. По словам Б. М. Соколова, «китайский мир стал частью садового мира Просвещения. Важную роль сыграл авторитет китайцев — создателей "природного" сада и народа загадочных мудрецов. Не менее важным было понимание пейзажного парка как мира, у которого есть собственная история и география, по которому можно путешествовать как по карте мира». Людвиг Генрих Николаи увидел новое сооружение впервые, когда приехал в Монрепо в июне 1798 г.. Как писал отец сыну, «уже при въезде меня приятно поразил твой китайский шампиньон на большом камне. Это хорошая, умело выполненная идея».

Турецкая палатка

04.jpg

Большой шатер на одном из прибрежных островов Монрепо, получившем название острова Палатки, был возведен по указанию Людвига Генриха Николаи не позднее 1806 года. В пейзажных парках конца XVIII века подобные сооружения были весьма популярны, особенно после заключения между Россией и Османской империей Кучук-Кайнарджийского мира (1774 г.). Возможно, павильон был разобран по указанию владельцев имения, когда подобные сооружения окончательно вышли из моды.

Храм Нептуна

05.jpg

Деревянный павильон в оконечности узкого мыса в северной части парка был построен при Людвиге Генрихе Николаи. Подобные павильоны, имитирующие образцы античной архитектуры, в конце XVIII в. были обязательным элементом пейзажного парка. Во внутреннем пространстве Храма была установлена скульптурная группа, изображающая богиню Пиетас с младенцем на руках – символ благочестия и родительской любви. Вероятно, в связи с этим павильон получил название Храма Благочестия. На террасе рядом с Храмом Людвиг Николаи решил разместить мраморную скульптуру, изображающую Нептуна. Она была установлена на постаменте, украшенном фигурами дельфинов. Храм Нептуна сохранился в годы Второй Мировой войны, однако в 1940-х годах он уже был в очень ветхом состоянии. После войны разобран на дрова. В 1999 году павильон был восстановлен, но уже в 2011 году сгорел.

В 1960-е годы граф Николас фон дер Пален смог приехать в Монрепо и увидеть своё бывшее имение. Больше всего он был потрясён осквернением фамильного кладбища своих предков на острове Людвигштайн.
С 1953 по 1988 гг. в Монрепо находился «парк культуры и отдыха».
И только в 1988 году здесь был создан Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Парк Монрепо».

Впервые мы побывали здесь летом 2014 года. Посвятив большую часть времени архитектуре Выборга, парк мы осмотрели поверхностно, чтобы вернуться туда позже. Поэтому с летней поездки выложила всего несколько фотографий.
Проходим через главные ворота. Это реконструкция 1982 года.

06.jpg

Они были построены в 1830-х годах, предположительно по проекту Карла Людвига Энгеля. Деревянные ворота в неоготическом стиле с пилонами, завершенными в виде стрельчатых башенок, были украшены резным декором и металлическими накладками. Над порталом было помещено изображение фамильного герба баронов Николаи. В 1954 году ворота еще оформляли въезд в парк. Судя по фотографиям этого времени, они были в удовлетворительном состоянии. Вероятно, в конце 1950-х годов ворота были разобраны и заменены простой металлической конструкцией с закрывающейся калиткой. Реконструированные в 1980-х годах главные ворота в целом повторяют оригинальный проект, но имеют отличия в декоративной отделке.

Тут же мы попадаем в царство сосен и гранитных скал. Другой мир, другой воздух.
Усадебный дом

07.jpg

Бывший дом усадебного садовника

08.jpg

Вид на полуостров Нептун

09.jpg

Как раз между лесным массивом и небольшой группой деревьев на самой оконечности полуострова, где сейчас зияет брешь, совсем недавно находился Храм Нептуна

10.jpg

Остров некрополь Людвигштайн с капеллой Людвигсбург

11.jpg

Когда-то к острову была организована паромная переправа.
Сейчас на остров официально попасть нельзя.

12.jpg

Вид на залив возле острова Людвигштайн

13.jpg

14.jpg

15.jpg

16.jpg

Павильон источника «Нарцисс»

17.jpg

Более раннее название - источник Сильмии (кон. XVIII – нач. XIX в., 1820-е гг.) Очевидно, первым его названием у местного населения было «Сильмя» (фин. "silmä" - глаз), что могло быть связано с поверьем об исцелении глазных болезней водой, текущей на восток. При создании усадебного комплекса Монрепо источник органично вошёл в систему садово-паркового ансамбля. Его местное название было трансформировано Л. Г. Николаи в имя нимфы Сильмии, персонажа сочиненной им легенды. В ней повествуется о чудесном исцелении ослепшего от неразделённой любви пастуха Ларса водой источника, в который превратилась нимфа.
Вода в нём относится к группе холодных пресных мягких вод, по уровню содержания радона – вода радоновая лечебная. Обогащение радоном связано с тем, что до выхода на поверхность вода проходит через трещины гранитных пород.

18.jpg

С видом на остров Любви

19.jpg

20.jpg

21.jpg

22.jpg

Не стала разбивать пост на две части. А плавно перехожу к фотографиям с осенней поездки 2016 года. Тем более наша весна этого года ничуть не отличается от прошлогодней осени. Всё тот же снег с дождём и ледяной ветер, а если и светит солнце, то по-осеннему не греет. Температура воздуха в конце апреля +7, а порой +3 Короче, кто-то украл у нас весну в этом году.

Приехав в Выборг осенью 2016 года, мы сразу отправились в парк «Монрепо».
При входе в парк мы встретили очень приветливого пожилого мужчину с фотоаппаратом, который с восторгом нам сообщил, что мы опоздали на рассветные краски, и стал нам показывать свой шикарный «улов» со своей флешкарты. Я посчитала это хорошим знаком, и то, что мы встретили замечательного человека, и то, что у него прекрасное настроение, и нас он настроил на нужный лад, и то, что погода сегодня соответствующая.
Про погоду, кстати, будет отдельный разговор. Хотя, можно и помолчать, фотографии сами всё расскажут.

Выходим к бухте Защитная, где собственно и располагается парк.
Левкатийская скала и обелиск братьям Броглио

23.jpg

Обелиск установлен в Монрепо в июле 1827 г. Монумент посвящён памяти братьев жены Пауля Николаи, служивших в Преображенском и Семёновском гвардейских полках и погибших в сражениях эпохи наполеоновских войн.

24.jpg

Скала, на которой был установлен обелиск, носит название Леукатской (Левкадийской) – по древнему названию (Леука, Левкада) острова Санта-Мавра (Ионические о-ва, северо-запад Греции). В древности на Левкаде был храм Аполлона, расположенный вблизи утёса, с которого ежегодно в качестве искупительной жертвы сбрасывали преступников. По преданиям, с Левкадийской скалы из-за неразделённой любви бросилась в море поэтесса Сапфо. Выражение «броситься с Левкадийской скалы» стало обозначать угрозу покончить жизнь самоубийством от отчаяния.

25.jpg

Вид на остров Палаточный, помните, где раньше находилась Турецкая палатка. На остров можно попасть по Китайскому мостику.

26.jpg

Вон он белеет вдали. Воссозданы Китайские мостики в 1998 и 2002 гг.

27.jpg

Под холмом Мариентурм в конце XVIII века была создана система искусственных прудов и островков, которые соединялись китайскими арочными мостиками, снабжёнными шлюзами для регулирования уровня воды в прудах. Вместе с павильоном Мариентурм арочные мостики составляли единый комплекс – «образ Китая» в восточной части парка.

А это уже вид от Китайского мостика в противоположную сторону: на главный усадебный дом и чайную беседку на скале.

28.jpg

29.jpg

На острове Палаточный.

30.jpg

С острова Палаточный вид на остров некрополь Людвигштайн с капеллой Людвигсбург.

31.jpg

Вид на чайную беседку

32.jpg

И ещё раз вид с острова Палаточный на главный усадебный дом и чайную беседку.

33.jpg

Вид на Левкатийскую скалу с обелиском братьям Броглио.

34.jpg

Погода меняется каждую минуту. То тучка набежит и ветер морщит гладь воды...

35.jpg

Опять перейдя по Китайскому мостику, попадаем к горе Марии, откуда можно посмотреть на полуостров Пампушинка.

36.jpg

И вид сверху. Да, Пампушинка - детское прозвище Пауля, сына Людвига фон Николаи.

37.jpg

Возвращаемся к Левкатийской скале, чтобы осмотреть все достопримечательности вблизи, те, что снимали с противоположного берега. Опять солнце...

38.jpg"

Вид на Китайский мостик с пирса. Некогда здесь была лодочная станция.

39.jpg

40.jpg

Чайная беседка.

41.jpg

Строение было возведено в конце XIX века там, где раньше стояла скамейка. В советское время Чайная беседка была утрачена и восстановлена в 2002 году.
В 2006 году режиссер Эльдар Рязанов снял фильм о жизни датского писателя Ханса Кристиана Андерсена под названием «Андерсен. Жизнь без любви». Любовная сцена этого фильма была снята именно в этой беседке.

42.jpg

Полуостров Нептуна

43.jpg

44.jpg

45.jpg

46.jpg

47.jpg

48.jpg

49.jpg

50.jpg

Вид на залив возле острова Людвигштайн

51.jpg

52.jpg

Уходим в самую дальнюю часть парка. Последняя оконечность на северо-западе парка называется «Конец света». Это граница парка Монрепо, за которой идёт лес. Раньше здесь находилась Пещера отшельника. Это был павильон, окружённый деревьями. Поэтому издали его нельзя было увидеть. Хижина отшельника появлялась перед посетителями парка совершенно неожиданно. Домик был сложен из брёвен берёзы и имел только два окошка. На вершине соломенной крыши находилась башенка, в которой установили деревянный колокольчик. Во время пожара в 1886 году хижина сгорела.
Неподалёку от места бывшей хижины находится расщелина, у подножья которой на камне Людвиг собирался установить скульптуру Святого Николая. В 1831 году здесь был поставлен другой памятник. Он посвящён герою «Калевалы» – Вяйнямёйнену. В карело-финском эпосе он был изобретателем музыки и кантеле. Вяйнямёйнен был изображён в виде античного бога. В одной руке он держал кантеле, а другой ударял по струнам. В 1871 году скульптура была разбита. Финский скульптор И. Таканеном создал другую. Теперь Вяйнямёйнен сидел на камне, а на коленях у него была кантеле. Правой рукой он перебирает струны, а левой, поднятой вверх, он словно приветствует проходящих мимо людей. Эта фигура простояла здесь до 1930-х годов. В 2007 году она была воссоздана.

53.jpg

И любуемся издалека на остров Любви.

54.jpg

Его берега омывает Белое озеро с трех сторон, а от берега его отделяет искусственный канал. Озеро является жемчужиной парка «Монрепо» и имеет форму капли, а если обладать богатым воображением, то его очертания напомнят форму сердца.

55.jpg

Этот остров - редчайший образец регулярного парка и вершина ландшафтного дизайна XVIII века, на одной его стороне построен павильон Венеры. Северо-западный берег острова Любви оборудован двумя террасами, которые служат пристанями для лодок. Все сооружения выполнены Кирьяном Пластининым, для цесаревича Павла Петровича, по проекту Винченцо Бренно, а строительство длилось с 1791 года по 1797 год. Идею создания парка и павильона на острове цесаревич позаимствовал у принца Конде, увидев подобное сооружение в поместье Шантиньи.

56.jpg

На остров дамы и кавалеры приплывали на лодках, подымаясь по ступенькам, попадали через огромные двери в большой зал, украшенный плафоном «Триумф Венеры», прекрасными росписями и фонтанами. Весь парк на острове был разделен тропинками на участки, где располагались статуи и были разбиты цветники.

57.jpg

Ещё несколько видов.

58.jpg

59.jpg

60.jpg

Мы отправляемся в обратный путь.
А нам, то улыбается солнце, сверкая радугой, то начинает накрапывать дождь.

61.jpg

62.jpg

63.jpg

Последнее фото с прогулки.

64.jpg

Комментарии

( 2 комментария — Оставить комментарий )
evrica_taurica
2 май, 2017 16:56 (UTC)
Плодотворный союз европейской архитектуры с северной природой.
Снимки из парка Монрепо часто видела на ФС.

Из фотографий особенно хороши, на мой вкус, пейзажи с контрастным светом и полуостров Нептуна.
mycruises
3 май, 2017 05:43 (UTC)
Спасибо, Светлана. Очень признательна за Ваше внимание.
Да, по ФотоСайту места должны быть знакомые, я тоже познакомилась заочно с Монрепо именно там. )
( 2 комментария — Оставить комментарий )
Разработано LiveJournal.com
Дизайн Michael Rose