?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Петергоф. Верхний сад



Верхний сад, расположенный на террасе перед южным фасадом Большого дворца, воспринимается сегодня, прежде всего, как парадный въезд в императорскую резиденцию. Это своеобразный зеленый вестибюль под открытым небом. Его планировка была выполнена по наброскам Петра I и лишь незначительно менялась со временем.
При жизни первого российского императора парадный характер сочетался с хозяйственным назначением. Здесь выращивали овощи, фрукты, пряные травы и лекарственные растения, а в прудах, служивших накопителями воды для фонтанной системы, разводили рыбу.
Лишь в 30-х годах XVIII века Верхний сад приобрел исключительно парадный вид. Из него были убраны грядки, в партере поставлены трельяжные беседки и золоченые скульптуры, а в бассейнах устроены фонтаны. В середине XVIII века, в связи с перестройкой дворца по проекту Ф. Б. Растрелли, сад был несколько расширен и с трех сторон обнесен оградой с каменными столбами и решетками из деревянных копий. Парадный вход со стороны Петергофской дороги украсили ворота с массивными пилонами и коваными створами.
Композиционно сад связан с архитектурой Большого дворца. Центральной части соответствует партер с зелеными газонами, включающий в себя три бассейна с фонтанами, расположенные на центральной оси. По сторонам партера находятся два квадратных пруда и три пары симметрично расположенных боскетов, обрамленных стриженым кустарником. По принципу планировки боскеты называются квадратными, косыми и круговыми.

План-схема Верхнего сада

01.jpg

Каждый раз, как попадаем в Петергоф, муж зовёт в парк, «на фонтаны». А я как представлю, сколько там народу летом, не могу себя пересилить, не хочу идти, и мы традиционно отправляемся в соседний парк Александрию. В 2016 летом муж аж взбунтовался, говорит: «Не пойдёшь на фонтаны, тогда ни вашим ни нашим. Я с тобой в Александрию тоже не пойду. Едем в Ораниенбаум!» Я обиделась, всю дорогу, целую остановку на электричке, не разговаривала. Приехали в Ораниенбаум, нас там дождём ка-а-ак накрыло! Ну, в общем, пришлось мириться, под одним зонтом в ссоре не очень удобно прятаться...
А вот на фонтаны в Петергоф муж заманил меня хитрым путём. Привёз осенью, когда по телевизору объявили, что сезон фонтанов официально закрыт. Пообещал, что кроме нас дураков, больше в парке никого не будет, кому охота на выключенные фонтаны смотреть. А сам где-то вычитал, что фонтаны хотя и объявлены закрытыми, неофициально ещё продолжают работать не меньше двух недель. Приезжаем. Раннее утро, тишина, вокруг ни человечка, замершие пустые бассейны, над парком то ли туман, то ли осеннее марево. Бродим одни в этой торжественной тишине... вдруг в одиннадцать часов «Пуф!», один за другим над бассейнами начинают бить водяные струи. Можно было подумать, что муж специально с кем надо договорился, и всё это для меня устроил. Вот такой сюрприз.
Сегодня планирую показать фотографии Верхнего сада, а позднее - фотографии Нижнего парка, снятые в этот же день.

Фонтан «Межеумный». С видом на южный фасад Большого дворца. (Нажмите на фото, чтобы посмотреть в большем размере).

02.jpg

О фонтане. В 1738 году в Круглом бассейне, перед главным входом в Верхний сад, архитектор И. Бланк поставил свинцовую скульптурную группу «Андромеда». Через некоторое время группу сняли, и в бассейне осталась одна «свинцовая фигура вид имеющего змея», окруженная четырьмя дельфинами. Фонтан получил название «Межеумный» или «Неопределенный», отражает историю многократных смен скульптурного декора.

Фонтан «Межеумный». С видом на собор Петра и Павла (в лесах).

03.jpg

Фонтан «Межеумный» (фрагмент: дракон и дельфины).

04.jpg

Фонтан «Межеумный» (фрагмент: дельфин).

05.jpg

«Церковный корпус» Большого петергофского дворца

06.jpg

07.jpg

Южный фасад Большого дворца (корпус под Гербом).

08.jpg

Пергола осенью

09.jpg

10.jpg

11.jpg

Вставляю в рассказ несколько весенних снимков.
Снято в канун 9 мая. Боскеты. Листвы ещё нет, только-только проклюнулась зелёная травка.

12.jpg

Косые боскеты и пергола.

13.jpg

Синичек в парке видимо-невидимо.

14.jpg

Ещё одна смена света. Все осенние снимки сделаны в один день, но в разное время суток.
Фонтан «Нептун». Начало шестого по вечернему времени.

15.jpg

Фонтан является композиционным центром верхнего сада. В центральном бассейне сначала поместили «Телегу Нептунову», которую предполагали ранее поставить на Руинном каскаде Нижнего парка. Скульптурная группа, отлитая из свинца и позолоченная, в 1737 году была установлена на облицованный туфом пьедестал и сохранялась дольше всех украшений Верхнего сада в Петергофе. После неоднократных реставраций «Телегу Нептунову» в конце XVIII века всё же пришлось снять. Вместо неё установили новую группу — «Нептун», сохраняющуюся и поныне.

Но самым первым фонтаном Верхнего сада является фонтан «Дубовый».

16.jpg

В феврале 1734 года П. Суалем сделал чертежи круглого бассейна для первого фонтана Верхнего сада. Его установили перед фасадом дворца. К. Растрелли изготовил из свинца дерево «Дуб», трех драконов и шесть дельфинов. Фонтанирующий «Дуб» простоял здесь до 1746 года, потом его сняли для ремонта, и больше в Верхнем саду он не устанавливался. В 1803 году «Дуб» поместили в Нижний парк. Хотя скульптурное убранство бассейна неоднократно менялось, за ним закрепилось название «Дубовый».

17.jpg

Партер оживляют выразительные силуэты мраморных изваяний бога садов Вертумна,

18.jpg

богини плодородия Помоны, бога тёплого ветра Зефира (чудо, как хорош. Моя любимая статуя из четырёх)

19.jpg

и Флоры – богини весны. Это произведения итальянского скульптора XVIII века Антонио Бонацца. Статуи были перевезены в Петергоф из парков Стрельны, Михайловки и Знаменки.

20.jpg

По сторонам партера находятся два квадратных пруда.
Западный «Квадратный пруд» с фонтаном и статуей «Венеры Италийской»

21.jpg

Восточный «Квадратный пруд» с фонтаном и статуей «Аполлон»

22.jpg

Их возникновение было связано исключительно с практической необходимостью. Первоначально водоемы не имели украшающих элементов и рассматривались только в качестве накопительных резервуаров для воды, которая использовалась Большим каскадом Нижнего парка.
Несмотря на свое название, бассейны имеют не строгую квадратную форму: их размеры составляют 54х45 метров. Фонтанными системами водоемы стали в 1737 году благодаря разработкам архитекторов Бланка, Давыдова и труду мастера-гидротехника Суалема.

23.jpg

Именно тогда в Западном пруду появилась отлитая по моделям Бартоломео Растрелли свинцовая в позолоте скульптурная композиция «Купание Дианы». Это целая мифологическая сцена, в которой помимо Дианы на фоне дерева можно было видеть фигурки нимф, дельфинов и собак. В Восточном пруду установили многофигурную группу «Аретуса и Алфей», где речной бог и нимфа находятся вместе с 4 сиренами и 9 дельфинами.
Через пару десятилетий Квадратные пруды были декорированы ажурными золочеными решетками. В таком виде они оставались до 60-х годов XVIII столетия, когда из-за обветшания пришлось демонтировать часть фигур. В бассейнах осталось только по 6 дельфинов, которые по замыслу архитектора Яковлева должны были войти в новое декоративное оформление прудов. В 1770 - 1773 годах каждая фонтанная композиция представляла собой центральную высокую струю, вокруг которой по кругу расположились дельфины с бьющими дугообразно из пастей водометами.
Следующее изменение внешнего облика фонтанов относится уже к 1929 году. Именно тогда во время реставрации было решено воссоздать в какой-то мере облик скульптурной группы 1737 года, и посреди кольцевых постаментов место центральной струи заняли мраморные статуи XVIII века «Весна» и «Лето».

Накануне праздника Дня Победы. Репетиция воздушного парада

24.jpg

Во время войны Квадратные пруды серьезно пострадали от рук немцев: те не только вывезли дельфинов, но и взорвали регулирующий механизм прудов. Бассейны восстановили в 1946 году, а вновь отлитые из бронзы по обнаруженным в архивах образцам дельфины заняли свое место в 1957 году. Через 10 лет в Восточном пруду появилась статуя юного Аполлона, а в Западном - Венеры Италийской. Эти мраморные копии с оригиналов школы Праксителя и Кановы, и сегодня являются доминирующими элементами Квадратных прудов.

Репетиция воздушного парада

25.jpg

«Фонтанам Петергофа Быть» - фотовыставка к юбилею открытия парка после ВОВ.

26.jpg

Мраморная скульптура сада в начале войны 1941 — 1945 годов была зарыта в землю и сохранилась. Гитлеровцы похитили металлическое украшение фонтанов, вдоль всего партера Верхнего сада при помощи взрывов создали противотанковый ров. Деревянные решетки ограды оказались уничтоженными, а западный пилон главного въезда в парк взорван. Многие деревья погибли.
Восстановительные работы по расчистке партера и всего сада были выполнены в первые послевоенные годы. Для ограды изготовили четыре тысячи пик, воссоздали пилон главных ворот. Для «Межеумного» фонтана отлили дракона по модели скульптора Гуржия. Вновь забили многочисленные струи «Нептуна», установлены в бассейнах фигуры бронзовых дельфинов, а среди ярких партеров заняли прежние места мраморные изваяния работы итальянских мастеров прошлого. Ныне Верхний сад Петродворца с его обновляющимся зеленым массивом приобретает тот облик, который он имел два века назад.

Восточный флигель дворца

27.jpg

Весна. Тени, свет и разлетающиеся облака. Накануне Дня Победы.

28.jpg

29.jpg

Комментарии

( 7 комментариев — Оставить комментарий )
evrica_taurica
6 авг, 2017 11:59 (UTC)
Как красиво, Аня!
Лучше всего осенние кадры (например, снимок "Перспектива"с двойной шеренгой деревьев и храмом в центре), но и предпоследнее фото - шедевр!
Названия курьёзны: Межеумный, Дубовый...
Фантазии мало у устроителей)

А Ваш Зефир меня тоже покорил.
Какая выразительность! (Особенно когда Природа терзаема Бореем)

Описание перепалки с мужем вносит личную нотку в текст, насыщенный строго выверенной информацией.

А вот по поводу потерь и восстановления.
У меня на трёх экскурсиях был один петербуржец, мы почти подружились.
Человек не простой.
Поведал о том, как в 90-е Петергоф разграбили свои же - и концы в воду.
mycruises
13 авг, 2017 14:35 (UTC)
Светочка, спасибо большое, очень приятно, что Вам фотографии понравились. Названия некоторых фонтанов, действительно, звучат неоднозначно.
Девяностые годы - годы проверки на прочность. Я тут недавно по телевизору услышала от Елены Камбуровой очень верную фразу о том времени: "Если свобода оказывается в руках грубого невежества, она превращается в разгул вседозволенности". Пришла свобода, но исчезли нравственные ориентиры, сдерживавшие страшные отрицательные энергии. Надо быть личностью, чтобы свобода не оказалась во вред, не разрушила слабое тельце, а открыла новые горизонты. В девяностые очень многие оказались к этому не готовы. К слову, как раз буквально вчера приехали из Питера, в один из вечеров там ходили в театр на "Дракона" по Шварцу. Светлана, знаю, Вы любите экранизацию этой пьесы -88 года. Всякий раз поражаешься актуальности пьесы. Что было злободневно тогда, не потеряло своей актуальности и сегодня. История выписывает свои страницы, и со временем видишь, как мы совершаем ошибки, о которых нас предупреждал автор "Дракона". Только в спектакле, что мы смотрели, акценты больше ставились на события августа 91 года и наш современный быт. Там как раз и о свободе, которую каждый понимает по-своему. Помните реплики из толпы, когда отлетела последняя голова Дракона:
- Мама, теперь, наверное, не будет занятий в школе! Ура!
- Бей кого попало!
- Как хотим, так и кричим! Как желаем, так и лаем! Какое счастье!
А в это время в кулуарах уже потирали руки те, кому власть сама собою свалилась в эти самые руки. "Все идет великолепно. Покойник воспитал народ так, что они повезут любого, кто возьмет вожжи". Так и случилось: "С тех пор мы живём очень хорошо (в слове "очень" акцент на -ч-, чтобы не получилось никакой двусмысленности и подвывания). Мы просто не знаем, куда деваться от счастья".
Да девяностые испытали каждого.
evrica_taurica
13 авг, 2017 16:18 (UTC)
Какой интересный отклик на спектакль!
А кто режиссёр?
mycruises
13 авг, 2017 19:09 (UTC)
Режиссёр Татьяна Казакова, она же художественный руководитель театра Комедии. Начиная с 2000 г. мы пересмотрели не мало спектаклей под её руководством, среди нашей семьи почти все прошли на "Ура!" Особенно врезался в память "Призраки" по Эдуардо Де Филиппо. А вот спектакль "Тень" по Шварцу мы умудрились посмотреть, когда театр Комедии приезжал в Москву. Причём Влад был ещё маленький, по-моему только перешёл в третий класс, было лето, мы гуляли по городу и от нечего делать заглядывались на театральные киоски. Смотрим, а как раз "сегодня" всего один день идёт гастрольный спектакль, и билеты на удачу есть. Владику так понравился спектакль, что он потом всю дорогу восторгался, как "мы ходили полдня без дела, не думали, не гадали и так удачно в театр зашли" (прям его слова).
evrica_taurica
13 авг, 2017 19:59 (UTC)
не так давно видела сюжет (по каналу Культура) о трактовке Конст. Богомолова.
Весьма экстравагантно.
alexchernavski2
3 сент, 2017 10:04 (UTC)
Очень красиво! Чувствуется дыхание осени, аромат осенней листвы и свежего воздуха. Красивые фотографии! Название фонтана "Межеумный" понравилось. Несет в себе частичку истории: как мыслили, как разговаривали. Как в фильме Монах и бес: "и через тысячу лет скажут: был такой игумен Василий, сживал со свету блаженного Семенова сына..." Вот и это название несет нам часть интеллекта того времени. А "Дельфин" довольно своеобразный, сказочный! На "рыбу-кит" похож, только не выплывают из него корабли... Тож свидетельство того представления о дельфинах. Скульптуры конечно великолепные, хотя я в этом искусстве не разбираюсь, но когда созерцаю их - на меня идет какая-то энергия... как будто перед Казанским стою или Исакием. Ощущаю свою ничтожность перед природой и временем.
Поделился впечатлениями своими. Извините, если что не так, Анечка. Успехов Вам!
mycruises
4 сент, 2017 06:01 (UTC)
Спасибо, Александр, за Ваше вдумчивое размышление. Очень приятно было прочитать. Времена изящного искусства в полной мере достойны благоговения и уважения, что Вы и выразили в своём комментарии.
( 7 комментариев — Оставить комментарий )
Разработано LiveJournal.com
Дизайн Michael Rose