?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост



По карте видно, что парк разделен на три связанные между собой части: центральную (Парадную), западную (Марлинскую) и восточную (Монплезирскую). Карту можно посмотреть в большом размере, если нажать на неё.

01.jpg

Планировку Нижнего парка определяют две системы аллей, расходящихся веером от Большого дворца и дворца Марли. Схема планировки продумана настолько глубоко, что ни одно садовое украшение, ни одна деталь не прячется от взглядов гостей. Каждая аллея заканчивается либо дворцом, либо фонтаном. Для регулярного парка характерно симметричное расположение его основных сооружений. На склонах возвышенности устроены каскады – «Большой» (в центральной части, у подножия парадного дворца), «Шахматная гора» (в восточной части) и «Золотая гора» (в западной части). Перед каждым из них – парные фонтаны: «Чаши», «Римские», «Менажерные». Только один из четырех каскадов Нижнего парка расположен в партере – это самый поздний по времени создания «Львиный» каскад, но именно он завершает воплощение идеи Петра, заложенной в композиции парка: каждому дворцу и павильону соответствует свой каскад.

Начинаем прогулку от Большого дворца. Фонтаны пока безмолвствуют.

02.jpg

Большой каскад – самое грандиозное фонтанное сооружение петергофского ансамбля.
Идея завершить морской парадный въезд в царскую резиденцию Нагорным дворцом и каскадом с гротами у его подножия принадлежала Петру I. Каскад строился одновременно с дворцом, являясь для него своеобразным пьедесталом, соответствуя ему по ширине и составляя с ним единый архитектурный комплекс.
Верхний и Нижний гроты являются архитектурным центром Большого каскада.
Нижний грот представляет собой большой зал с высоким потолком.

03.jpg

В этом полуфантастическом «приюте отдохновения» любили проводить время хозяева и гости Петергофа. В Нижнем гроте Петр задумал установить шутихи – «стол с брызганием» и «водяные завесы», однако замысел был осуществлен лишь после смерти царя. В центре стола ставили бокалы с напитками и вазы с фруктами, которые выглядели так аппетитно, что их непременно хотелось попробовать. Но стоило гостю протянуть руку к вазе, из трубочек, проложенных по краю стола, взмывали вверх тонкие водяные струйки, обливая собравшихся вокруг.
При выходе из грота гостей ожидал еще один сюрприз – плотная водяная завеса, преграждавшая им путь.

Роскошный внешний облик Большого каскада формировался на протяжении полутора веков. Всего 225 скульптур из бронзы, свинца и мрамора, составляют роскошный внешний облик Большого каскада.

Одна из самых знаменитых - «Самсон, раздирающий пасть льва»

04.jpg

Петр Первый планировал установить у подножия Большого каскада фонтан со статуей Геракла, побеждающего Лернейскую гидру. Однако, его планам не суждено было сбыться. Только в 1835 году при императрице Анне Иоанновне в честь 25-летия победы над шведами в Полтавской битве был установлен фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва».
Победа над шведами была одержана 27 июня 1709 года, в День Святого Сампсония, фигура льва символизировала врага.

05.jpg

Автором первой композиции, созданной в 1835 году, был Бартоломео Карло Растрелли, а постамент был сооружен по идее русского архитектора Михаила Земцова. Самсон был изображен с бородой и с развевающимся плащом и скульптура была выполнена из олова.
Со временем, из-за мягкости металла статуя сильно деформировалась и в 1802 году ее заменили на бронзовую. Автором новой скульптуры стал Михаил Козловский. Теперь Самсон был без плаща, совершенно обнаженный и больше напоминал мифического героя Геракла, чем библейского святого.
Во время оккупации Петергофа немецкими войсками скульптурная группа была похищена, а возможно и переплавлена. В послевоенное время статуя Самсона была воссоздана по сохранившимся фотографиям и архивным материалам. Открытие восстановленного фонтана состоялось 14 сентября 1947 года.

Утренний моцион

06.jpg

У подножия Большого дворца в центре партерных цветников расположены парные фонтаны «Чаши».

07.jpg

Поскольку работы по гидротехническому устройству восточного фонтана выполнял француз Поль Суалем, а западного – итальянцы Джованни и Джулиано Барратини, восточный фонтан иногда называют «Французским», а западный – «Итальянским».

08.jpg

«Чаши» гармонично вписываются в рисунок центральных партеров и подчеркивают мощь «Самсона», находясь с ним на одной линии.

В дальних северо-западном и северо-восточном углах цветников перед Большим дворцом расположены полукруглые скамьи из белого мрамора. Позади них на высоких цилиндрических пьедесталах архитектор поместил два небольших фонтана с мраморными фонтанными чашами и мерцающими золотом женскими фигурами. У западной скамьи - Нимфа, богиня источника, копия с древнеримской статуи Эрмитажа. У восточной - Данаида, одна из дочерей египетского царя Даная, обреченная вечно наполнять бездонную бочку.

09.jpg

Фонтан «Фаворитный»

10.jpg

По замыслу Петра I вдоль Морского канала планировалось создать серию «фабольных» фонтанов на сюжеты поучительных басен Эзопа. Фонтан «Фаворитка», скрытый за западной Воронихинской колоннадой, создан М. Земцовым в 1725 году. В глубоком бассейне по кругу весело кружат утки, а Фаворитка, заливаясь лаем, все никак не может их догнать.

В западной части Нижнего парка, у самого склона, между Львиным каскадом и Большим дворцом, находится Песочный пруд. Он был вырыт в 1724 году для устройства нового гранитного каскада, но работы не были доведены до конца. В ту пору за прудом и закрепилось название «Песочный».

11.jpg

Только в 1738 году водоем решено было благоустроить. Пруд углубили, берега привели в порядок, а в 1740 году в его центре поместили огромную, ярко раскрашенную, деревянную скульптуру «в подобие рыбы-кита» с вододействием из головы. Вокруг нее из воды выступали фантастические свинцовые морские быки.
К концу XVIII века скульптуры потеряли свой блеск, и на их месте мастером Ф. А. Стрельниковым был устроен фонтан менажерного типа: из глади пруда бил водяной столб, окруженный четырьмя золочеными дельфинами. В середине XIX века фонтан был разобран, и воссоздали его лишь в 1963 году при послевоенной реставрации. Несмотря на то, что его скульптурное убранство менялось, первоначальное название фонтана «Китовый» сохранилось до наших дней.

А мы проходим от Большого каскада вдоль аллеи фонтанов по Самсониевскому каналу и попадаем на Марлинскую аллею, что пересекает Самсониевский канал. И уже по Марлинской аллее идём в западную (Марлинскую) часть парка.

12.jpg

На фото выше вдали виден фонтан «Адам». На него мы посмотрим вблизи в другой раз, он находится в восточной части парка. А вот фонтан «Ева» расположен в западной части парка и симметричен фонтану «Адам». Оба фонтана равноудалены от Самсониевского канала и находятся на одной линии относительно Большого дворца.

13.jpg

Фонтаны «Адам» и «Ева» связывает не только библейский сюжет – в первой четверти XVIII века «Адаму» и «Еве» придавался определенный аллегорический смысл: прародители человеческого рода ассоциировались с венценосными "прародителями" российской империи – Петром I и Екатериной I.

14.jpg

Когда мы фотографировали фигуру Евы, как раз включили фонтаны.

15.jpg

И нам удалось снять сюжет «до и во время...»

16.jpg

В XVIII веке фонтаны были окружены трельяжными беседками, служившими укрытием от непогоды. Сейчас о них напоминают современные изящные сооружения.

17.jpg

От фонтана «Ева» Мы направились к заливу, где расположился павильон «Эрмитаж».

18.jpg

В XVIII веке в среде состоятельных европейцев распространилась мода на строительство особых павильонов, называвшихся «Эрмитаж» или «место уединения». Они представляли собой двухэтажные постройки; в нижнем этаже находились повара и слуги, готовившие и сервировавшие еду, которая на подъемниках доставлялась на верхний этаж, где собирался приближенный круг гостей хозяина поместья. В России первый Эрмитаж был создан в Петергофе по указу Петра I.

Дуб возле павильона «Эрмитаж»

19.jpg

Небольшое двухэтажное здание павильона покоится на массивном подножии-стилобате и окружено глубоким, широким рвом. Ров наполнялся водой, и в первой половине XVIII века через него был перекинут разводной мост.
В Зал второго этажа гости попадали с помощью своеобразного лифта – подъемного кресла. Но в 1797 году, во время пребывания в Эрмитаже императора Павла, один из тросов кресла оборвался. Велено было подъемное устройство уничтожить и соорудить лестницу, существующую до сих пор.

20.jpg

Здесь любила устраивать вечерние кушанья Екатерина I и ее дочь Елизавета Петровна. Часто посещала Эрмитаж и Екатерина II, придавая своим эрмитажным собраниям интеллектуальный блеск. При ней в Эрмитаже обсуждали важные государственные дела, устраивались литературные салоны. Так, однажды вечером в 1796 году здесь, в присутствии императрицы, читал свою комедию «Бригадир» Д. И. Фонвизин, прозванный позже А. С. Пушкиным «сатиры смелым властелином».

Из огромных окон павильона на четыре стороны света, создавая эффект круговой перспективы, открываются виды на залив с Кронштадтом и парк с убегающими вдаль аллеями.

21.jpg

Несколько видов на залив от павильона.

22.jpg

23.jpg

24.jpg

А мы вновь выходим на Марлинскую аллею. Фонтан «Львиный каскад».

25.jpg

Согласно замыслу Петра I, каждому дворцу в Нижнем парке должен был соответствовать свой каскад, поэтому идея строительства нового каскада рядом с Эрмитажем возникла одновременно с возведением самого павильона.

26.jpg

В 50-е годы XIX века Эрмитажный каскад из-за сильного разрушения был разобран. На его месте по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера был построен новый каскад, за которым закрепилось название «Львиный». Прежние скульптуры львов были помещены по сторонам колоннады, выполненной из гранита и мрамора. В центре бассейна, на гранитной скале установлена созданная по модели Ф. П. Толстого статуя нимфы Аганиппы – покровительницы одноименного источника у подножия горы Геликон. Согласно легенде, люди, пьющие из этого источника, поэтически вдохновлялись.

27.jpg

Скамья-памятник в память о Великой Княгине Александре Николаевне, установлена возле каскада «Львиный».

28.jpg

Княгиня Александра была младшей из дочерей Николая Первого, его любимицей и отрадой. К несчастью монаршей четы, юная красавица умерла от чахотки в 19 лет. В память о дочери неутешный царь приказал возвести мемориальную скамью, со скульптурным портретом Александры. Розовый мрамор, изящная кованая ограда, небольшие декоративные колоны и вазоны с живыми цветами составляли композицию печального и прелестного монумента.

Затем Марлинская аллея приводит нас к Марлинскому пруду. Отсюда мы можем полюбоваться изящным двухэтажным дворцом «Марли».

29.jpg

Дворец расположен у самой границы западной части Нижнего парка. Он стоит на искусственной перемычке между Секторальным и Большим Марлинским прудами, в которых с петровских времен разводили рыбу. Традиция эта живет и в наши дни – в определенные часы рыбу кормят, подзывая ее звоном колокольчика. Дворец "Марли" играет важную роль в общей планировке Нижнего парка. От восточного берега Марлинского пруда расходятся три лучевые аллеи – Марлинская, Березовая и Малибанская. Они пересекают весь парк с запада на восток и соединяют дворец с основными сооружениями петергофского ансамбля.

30.jpg

Секторальные пруды.

31.jpg

Изящный силуэт дворца будто парит в воздухе, отражаясь в зеркальной глади прудов. Вся его красота не в богатстве и пышности, а в необыкновенно удачных архитектурных пропорциях и простой, но изысканной отделке.

32.jpg

Вначале предполагалось, что дворец будет одноэтажным, но, когда здание уже было подведено под крышу, Петр I распорядился надстроить второй этаж, так как стало очевидно, что своими пропорциями он не соответствует размерам Большого пруда.

33.jpg

При строительстве «Марли» был использован новый прием планировки: впервые появилась коридорная система, где к центральной оси коридора примыкали различные комнаты. Первый этаж занимают Кухня, Буфетная, большой Передний зал, Дежурная, Спальня и небольшой Чинаровый кабинет, отличающийся особой красотой отделки.

34.jpg

Лестница с ажурными перилами ведет на второй этаж, где располагаются Гардеробная, Туалетная, Гостиная с Малой угловой комнатой, Столовая, Дубовый кабинет и Библиотека, хранившая книги по математике, паркостроению, фортификации, морскому делу и пр. Сегодня в экспозиции марлинской библиотеки находится 69 книг.

35.jpg

С момента постройки дворец «Марли» использовался как гостевой дом для проживания знатных особ и членов императорской семьи. В «Марли» бывала Екатерина I, здесь некоторое время жила ее старшая дочь Анна Петровна с мужем, герцогом Голштинским. В «Марли» останавливался французский посол Ж. Шетарди, отдыхали и пили чай Николай I с Александрой Федоровной и другие представители семьи Романовых, а также их высокопоставленные гости.

36.jpg

Разрушенный в годы Великой Отечественной войны, дворец был восстановлен архитекторами Е. В. Казанской и А. Э. Гессеном. Архивные материалы и довоенные фотографии помогли воссоздать внешний облик и внутреннее убранство дворца, вновь открытого для посетителей в 1982 году.

Ещё раз полюбуемся на этот парящий дворец.

37.jpg

Каскад «Золотая гора».

38.jpg

Марлинский каскад расположен на естественном склоне в западной части Нижнего парка. Прообразом для него послужил один из каскадов французской королевской резиденции «Марли ле Руа», которую Петр I посетил в 1717 году.
Облик каскада сложился к 1732 году, дальнейшие изменения касались только скульптурного убранства.
В скульптурном убранстве "Золотой горы", как и в оформлении Большого каскада, прослеживается тема морского владычества России. В центре аттика, венчающего лестницу, находится статуя владыки морей Нептуна с трезубцем в руке. По сторонам от него – Тритон, трубящий в морскую раковину и Вакх, бог вина и веселья.

Вода со ступеней каскада попадает в мраморный бассейн, где возвышается статуя Флоры – богини весны и обновления природы.

39.jpg

Сочетание золота, белого мрамора и темной зелени елей, растущих на склоне, придает Марлинскому каскаду необычайную эффектность.

40.jpg

41.jpg

42.jpg

43.jpg

Менажерные фонтаны украшают партеры у подножия каскада «Золотая гора». Пятнадцатиметровые водяные столбы производят мощное впечатление, при этом вода в них расходуется экономно. Само слово «Менажерный» происходит от французского «menager» – экономить.

Фонтаны «Менажерные» (экономные) и скульптура «Воздух».

44.jpg

Секрет этих фонтанов заключается в особой конструкции фонтанной насадки, которая была предложена самим Петром I и изготовлена по его собственноручному чертежу. В трубу диаметром 30 см на выходе струи вложен опрокинутый медный конус. Вода, обтекая конус, бьет под большим давлением через узкую кольцевую щель, образуя полый столб, производящий впечатление необычайной мощности. Эта конструкция насадок используется и в наше время.

Статуя Афины («Паллада Джустиниани»)

45.jpg

Статуя Афины занимает небольшую площадь в фруктовом саду, который еще при Петре I назвали садом Венеры. Там раньше выращивали фрукты для придворной челяди.
Богиня олицетворяет мудрость. Кроме этого она была известна как умная воительница, которая продумывала стратегии войны до мелочей. Поэтому ее часто изображали в мужских доспехах.

46.jpg

И в Петергофе она предстала в таком же образе. На богине кроме тоги, надет военный головной защитный коринфский шлем с высоким гребнем. В руках Афина держит длинное копье. У ног богини вьется огромная змея. Она считалась защитницей богини.
Кроме статуи Афины в саду есть еще несколько памятников, посвященных богам из древнегреческой мифологии.

Купеческая гавань – начало и конец Петродворца.

47.jpg

Начало, поскольку именно на территории купеческой гавани был построен деревянный «попутный» дворец Петра I. И именно отсюда началось создание столицы фонтанов – Петродворца. Об этом сообщает мемориальная доска, установленная на путевом камне. Конец, поскольку это самый удаленный уголок Нижнего парка, в котором нет фонтанов. Поэтому туристов здесь мало.

48.jpg

Купеческая гавань находится на древнем пути из варяг в греки, именно по этому пути пришел на Русь Рюрик, а с 1898 года здесь базировался «Императорский морской невский яхт-клуб», основанный Петром I в 1718 году. Возрождение территории Купеческой гавани началось в 1998 году.

49.jpg

На территории Купеческой гавани разбит прекрасный розовый сад.

50.jpg

В саду находится памятник «Петр I с малолетним Людовиком XV на руках».

51.jpg

В начале 1716 года Пётр I отправился за границу. Путешествие длилось почти два года. Одним из событий этого путешествия была встреча русского царя с малолетним Людовиком XV в Париже.
Встречу готовили во дворце Тюильри. Пышная встреча до мелочей была продумана французским двором. Но запланированный ритуал соблюсти не удалось.
Не доехав до дворца, Пётр I увидел двигавшийся навстречу королевский кортеж. Он быстро выскочил из кареты и, подхватив короля на руки, внёс по лестнице в приёмный зал. «Всю Францию на себе несу», - заявил он при этом.
Королевская свита была в смущении - вдруг Людовик испугается незнакомого великана и расплачется? Тогда вся торжественность, итак нарушенная, пойдёт прахом. Но обошлось. Людовик держал себя по-королевски, с мужским достоинством.

52.jpg

Скульптурная группа «Петр I с малолетним Людовиком XV на руках» была отлита в Париже по модели русского скульптора А. Бернштама в 1899 году. И накануне 200-летия Петербурга памятник был установлен в сквере Петергофской гранильной фабрики.
Во время войны памятник пропал. И только в 2005 году, на 300-летие Петергофа, копия памятника, воссозданная современным скульптором Николаем Карлыхановым, была установлена в Купеческой гавани.

53.jpg

Комментарии

( 2 комментария — Оставить комментарий )
evrica_taurica
20 авг, 2017 19:30 (UTC)
Роскошно, что и говорить...

Но не торкает.

А вот когда показались уточки, камни, жёлтая листва и печальный залив, подумалось: моё.

Маленький Влад с молодой мамой среди золотых истуканов тоже хороши)
mycruises
21 авг, 2017 18:00 (UTC)
Спасибо, Светлана. Вы будто и моё эмоциональное состояние прочитали. Фотографии меняются по характеру вместе с моим привыканием и адаптацией к месту. Первые кадры - прицелка. Потом, что-то захватывает, или свет (в тот день его не было), или какое-то состояние в природе, цепляешься за это, и оно выливается в серию настроенчиских кадров.
( 2 комментария — Оставить комментарий )
Разработано LiveJournal.com
Дизайн Michael Rose