?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост



Чтобы увидеть карту в большом размере, нужно нажать на неё.

01.jpg

В прошлом посте речь шла о западной (Марлинской) части Нижнего парка, сегодня отправимся в восточную (Монплезирскую) часть.

Путешествие начинаем также, от Большого дворца.

02.jpg

Как я уже говорила, после одиннадцати, в парке заработали все фонтаны. И если с утра было слышно только, как осенний лист, сорвавшись с ветки, бьётся о землю, да ещё отдалённый размашистый и ритмичный шорох садовой метлы, то теперь все другие звуки перебивает шум падающей воды.

Северный фасад Большого дворца, Большой каскад и аллея фонтанов.

03.jpg

Фонтан «Чаша»

04.jpg

Итак от Самсониевского канала, где теперь всё ожило, нам путь на восток.
В прошлый раз мы вблизи посмотрели на фонтан «Ева», а это его парный фонтан «Адам».

05.jpg

Петр I заказал изготовление этих мраморных статуй венецианскому скульптору Джованни Бонацца, и в 1718 году тот создал искусные копии находившихся во Дворце дожей известных скульптур работы Антонио Рицци – мастера эпохи Возрождения.
Оформление фонтана «Адам» завершили к 1722 году, хотя сама статуя была размещена на заранее подготовленной площадке Марлинской аллеи уже за два года до этого.

06.jpg

Интересно, что на протяжении XVIII и XIX веков фонтаны «Адам» и «Ева» не подвергались существенным переделкам, поэтому их первоначальный облик сохранился до наших дней.

Далее мы решили спуститься к заливу и шагать по набережной до дворца Монплезир.
Маяк на берегу

07.jpg

Морская аллея

08.jpg

09.jpg

10.jpg

Вид с залива на музей «Императорские яхты».

11.jpg

С залива на Монплезирскую террасу

12.jpg

На террасе можно видеть (верхнее фото) медную статую Нептуна - владыки морей, символизирующую победу России в борьбе за выход к Балтийскому морю.

13.jpg

На самом берегу Финского залива стоит любимый загородный дворец Петра I – «Монплезир».

14.jpg

Замысел постройки определялся набросками и схематическими рисунками самого царя, наметившего не только местоположение, но и внутреннюю планировку, некоторые элементы декоративной отделки.
В облике «Монплезира» отразились незаурядность личности первого российского императора, его эстетические вкусы, интересы и привязанности: декоративное оформление явно задумано под влиянием голландской архитектуры XVIII века, поэтому дворец иногда называли «Голландским домиком».

15.jpg

Французский посол Кампредон писал: «Заметно подражание голландскому стилю и в вымощенной террасе на берегу моря, осененной липами, подобно гаагским каналам».

16.jpg

Цветочные партеры дворца «Монплезир»

17.jpg

Напротив южного фасада дворца расположен Монплезирский сад с яркими узорчатыми партерами.
Две пересекающиеся под прямым углом аллеи делят сад на четыре прямоугольных симметричных партера. Центральное место в композиции занимает фонтан «Сноп».

18.jpg

По сторонам от центрального водомёта на равном расстоянии расположились четыре фонтана «Колокол» со скульптурами.

19.jpg

20.jpg

21.jpg

Фонтан «Колокол» со скульптурой «Психея»

22.jpg

Фонтан «Колокол» со скульптурой «Вакх с сатиром»

23.jpg

24.jpg

В саду не сразу можно заметить скрытые в тупиках боковых аллей еще два фонтана. На первый взгляд это типичные для XVIII века садовые диваны с решетчатыми сиденьями и спинками, украшенными масками тритонов и туфом. Но при попытке подойти к дивану вылетают водяные струи из свинцового маскарона, изображающего голову тритона, и из туфовых камней в середине сиденья.

Фонтан-шутиха «Диванчики»

25.jpg

Дворец «Монплезир». Банный корпус

26.jpg

Традиция содержания в садах редких птиц и животных нашла отражение в Нижнем парке. В 1719 году архитекторами И. Браунштейном и Ж.-Б. Леблоном был устроен Менажерейный сад для задуманного Петром зверинца (фр. "менажери" – зверинец). Значительную часть сада занимал Менажерейный пруд для содержания лебедей и редких водоплавающих птиц.

27.jpg

28.jpg

29.jpg

Как Владик в романтическом месте с девочкой познакомился (из домашнего архива)

30.jpg

В 1724 году архитектор Н. Микетти превратил зверинец в парадный сад, а Менажерейный пруд украсил скромным фонтаном. Полвека спустя, при императрице Екатерине II, по проекту архитекторов И. Яковлева и Ю. Фельтена в пруду устроили царскую купальню. Фонтан был переделан и получил название «Солнце» по рисунку струй.

31.jpg

С восточной и западной стороны от фонтана «Солнце» находятся два легких деревянных павильона – Вольеры. Эти двенадцатигранные беседки, увенчанные куполами и световыми фонариками, необычайно живописны своим чередованием полос серого туфа, черной изгари и морских раковин. В летнее время в них развешивались клетки с птицами.

В восточном Вольере обитали попугаи

32.jpg

А в западном Вольере - певчие пернатые: соловьи, дрозды, чижи, зяблики и снегири.

33.jpg

Эти садовые «игрушки» петровского времени, созданные архитектором Николо Микетти, чудом уцелели и теперь напоминают о многих исчезнувших садовых постройках первой четверти XVIII столетия.

34.jpg

Памятник Петру I, установленный на пересечении Монплезирской аллеи и Марлинской перспективы, считается каноническим изображением российского царя.

35.jpg

Установили памятник в 1884 году. Автором проекта является известный скульптор М. Антокольский, который еще в 1872 году создал гипсовую скульптуру Петра для Политехнической выставки в Москве. Оригинал находится в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств. После этой выставки скульптуру стали использовать как модель для памятников, отливавшихся из бронзы, первым из которых и стал петергофский образец.

36.jpg

Петр I изображен в мундире Преображенского полка с лентой и звездой ордена Андрея Первозванного, в треуголке и ботфортах. Взгляд царя устремлен на Монплезир.

37.jpg

Во время фашистской оккупации Петергофа статуя была похищена, и найти ее до сих пор не удалось. В 1956 году изготовили копию и вернули памятник на место.

38.jpg

А в этом месте обычно бывает шумно не только от детского визга и хохота. Родители тоже не прочь повеселиться.
Сегодняшнее затишье придаёт некую грустную нотку этому кусочку парка.
Замысел создания в петергофской резиденции «мочильных забав» принадлежал Петру I, который, как известно, любил подобные шутки и розыгрыши. Хотя некоторые фонтаны-шутихи Нижнего парка были устроены в конце XVIII века, по действию и принципу декоративного оформления они полностью соответствуют водяным забавам петровских садов.

39.jpg

Шутиху «Зонтик» создали в 1796 году по проекту архитектора Ф. Броуэра под влиянием «китайских» построек в Царском Селе. Фонтан по форме напоминает зонт.
Столб опоясан креслами с резными локотниками. Как только гости собирались под кровлей, из трубочек, спрятанных за изящными резными фестонами, начинали бить упругие струи, образуя плотную водяную завесу.

40.jpg

В 60-х гг. XIX века кровле фонтана придали облик гриба-мухомора. С тех пор почти целое столетие фонтан-шутиха именовался «Грибком». В 1949 году, при реставрации, вернулись к первоначальному облику и названию, однако имя «Грибок» до сих пор бытует среди жителей Петербурга.

41.jpg

А чтобы не грустилось, одно фото из домашнего архива. Когда тепло и можно бегать под шутихами.

42.jpg

Если пройти ещё дальше по Монплезирской аллее, то мы выйдем к «Римским фонтанам».

43.jpg

Название «Римские» связано с тем, что они по композиции напоминают фонтаны на площади перед собором Святого Петра в Риме.
Их замысел восходит к I четверти XVIII столетия, но появились они лишь в 1739 году по проекту архитекторов И. Я. Бланка и И. П. Давыдова. Первоначально фонтаны были выполнены из дерева, но в 1800 году архитектор Ф. П. Броуэр перестроил их в граните и мраморе.

44.jpg

С южной стороны от «Римских фонтанов» в середине XVIII века садовник Бернгард Фок создал цветочные партеры, расположенные в заниженном газоне – «буленгрине». Очертания партеров в точности повторяли форму фонтанных бассейнов.

45.jpg

Центром самой большой площади восточной части парка является каскад «Шахматная гора».

46.jpg

Он расположен на естественном склоне, протянувшемся вдоль всей территории Нижнего парка.Свое название каскад получил благодаря сливным ступеням, расписанным в середине XVIII века черными и белыми квадратами в шахматном порядке.
Каскад задумывался Петром I как «Руинный», поскольку должен был представлять разрушенную крепостную башню – символ взятия русскими войсками шведских крепостей. В 30-х годах XVIII столетия внешний облик каскада изменился и стал напоминать неприступное жилище трех крылатых драконов, стерегущих вход в верхний грот. Драконы дали каскаду еще одно название – «Драконова гора».
По сторонам каскада на высоких каменных пьедесталах установлены мраморные фигуры десяти античных богов. Они выполнены в петровское время итальянскими мастерами. Как и другие статуи Нижнего парка, скульптура каскада «Шахматная гора» олицетворяет морские победы, политические успехи и процветание русского государства.
В 1941 году, в самом начале войны, все мраморные статуи были сняты с пьедесталов и зарыты в землю. В 1953 году разрушенный каскад был восстановлен по рисункам конца XVIII века. Мраморные статуи, извлеченные из укрытий, вернулись на свои привычные места.

Большая оранжерея

47.jpg

Перед южным фасадом здания Оранжереи разбит небольшой сад, в котором выращивали фруктовые деревья, овощи и цветы. В центре сада устроен бассейн, из которого садовники брали воду для полива. В 1726 году, по замыслу Петра I, архитектор Т. Усов украсил бассейн фонтаном «Тритон».
Скульптурная группа «Тритон, разрывающий пасть морскому чудовищу», выполненная по модели Б. К. Растрелли, представляет аллегорию торжества России в борьбе за Балтийское море. Тритон олицетворяет молодой русский флот, нанесший решительное поражение шведской эскадре у мыса Гангут 27 июля 1714 года. Под морским чудовищем подразумевается флот Карла XII. Четыре черепахи, в страхе разбегающиеся в разные стороны, напоминают неверных союзников шведского короля.

48.jpg

От каскада «Шахматная гора» уходим в самую дальнюю часть парка, где находится фонтан «Пирамида».

49.jpg

Один из самых красивых и оригинальных фонтанов Петергофа. Он считается самым многоводным среди фонтанов Нижнего парка, так как за одну секунду расходует около 100 литров воды.
Фонтан представляет собой четырехгранную семиступенчатую пирамиду, которую образуют 505 водяных струй. Форма четырехгранного обелиска полностью создается водой. Красивейший из фонтанов Петергофа имеет глубоко символическое значение. В начале XVIII века в русской армии существовала традиция – в конечных пунктах своего движения и в местах сражений устанавливать деревянные или каменные обелиски, по форме напоминающие пирамиду. Таким образом, фонтан на берегу Финского залива, представляющий собой белоснежную пенящуюся массу воды, издали напоминающую триумфальный обелиск, является своеобразным памятником в честь победы русских войск, освободивших этот край от шведского владычества в ходе Северной войны.

50.jpg

Яблоневый сад на краю парка. За ним уже виден парк «Александрия» и готические конюшни.

51.jpg

О парке «Александрия» будет пост позже, а также позже будет пост о городской архитектуре Петергофа.

52.jpg

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Michael Rose