?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост



Дворцово-парковый ансамбль «Александрия» - резиденция русских императоров XIX - начала XX веков. Парк раскинулся на двух террасах: нижней (прибрежной) и верхней, на которой были возведены основные архитектурные сооружения ансамбля. Территория, на которой расположена Александрия, принадлежала четырем владельцам, получившим от Петра I участки для дач. Согласно описям, это были участки подьячего Александра Яковлева, гвардии поручика Данилы Чевкина, генерала фельдцейхмейстера Якова Брюса и Петра Мошкова. В описи петровского времени нет имени Меншикова. Владельцы менялись уже при жизни Петра I до самого 1725 года. По некоторым данным, А. Меншиков приобрел эти земли в 1725 - 1726 годах. Здесь Александр Данилович начал строить дворец «Монкураж» («Моя отвага»). После опалы петровского фаворита эти земли были переданы его политическим противникам - князьям Долгоруким, которые мало заботились об их обустройстве, и в народе получили название «Долгоруковых пустых мест». В 1730 году на русский престол вступила Анна Иоанновна. Императрица не особенно вникала в управление страной, предавалась увеселениям и тратила на них огромные средства. Как утверждают историки, императрица Анна была искусным стрелком, лихой наездницей и заправским охотником. В 1733 году эта местность становится собственностью императрицы, которая приспосабливает ее для царской охоты. В Охотничий парк («Ягд-Гартен») завозится огромное количество животных: оленей, буйволов, кабанов, зайцев и даже тигров. В верхней части парка строится егерская слобода и загоны для зверей; в нижней - деревянный павильон «Темпель». Именно отсюда стреляла императрица в животных, выпускаемых из загона и гонимых собаками.
В семидесятые годы XVIII века, когда в качестве летней резиденции было избрано Царское Село, охотничье хозяйство приходит в упадок. К концу XVIII века на месте Меншиковского дворца осталась лишь руина, павильон «Темпель» разобрали. В 1825 году владельцем этих земель становится Николай I, который после вступления на престол дарит это имение своей жене Александре Федоровне, и оно получает название «Собственная ее величества дача Александрия». В 1826 году последовало распоряжение царя «строить на месте, где Меншикова руина, сельский домик со всеми хозяйственными заведениями, с присоединением парка». С этого года и началось устройство парка, строительство летнего, в английском стиле дворца, который назвали «коттедж».

01.jpg

Александра Федоровна не выносила помпезных парадных интерьеров. Учитывая вкусы императрицы, шотландский архитектор А. Менеласу построил неподалеку от парадного Петергофа «сельский домик» в духе английских загородных вилл. «Коттедж» стал личным, интимным пространством императорской семьи, ворота которого были закрыты для посторонних.

02.jpg

Здание получилось необычным для своего времени. Со всех сторон его окружают балконы, террасы с ажурной чугунной аркадой, увитой зеленью. За плоскости стен выступают окна-эркеры с переплетом в виде стрельчатых арок. Перед живописным домом расположен очаровательный садик.

03.jpg

В начале сороковых годов XIX века архитектор А. И. Штакеншнейдер пристроил к Коттеджу столовую с открытой террасой, украшенной изящным мраморным фонтаном, выполненным Фелицией де Фово. В нише северной стены дворца находится скульптура «Мадонна с младенцем» работы И. П. Витали.

04.jpg

05.jpg

06.jpg

Коттедж интересен и многочисленными семейными реликвиями, хранящими память о своих владельцах. Серебряная люстра в Большой приемной была подарком к серебряной свадьбе супругов от немецких родственников императрицы. Люстра представляет собой ажурную корзину, увитую гирляндой с 25 розами, по числу счастливых лет, прожитых вместе. О том, что семья занимала важное место в жизни императора, напоминают скульптурные портреты супруги и детей в его Кабинете.
Коттедж – уникальный памятник эпохи романтизма, сохранившийся до наших дней без перестроек и более поздних наслоений. Интерьеры дворца, наполненные подлинными вещами, воскрешают атмосферу семейного уюта и тепла. По собственному выражению Николая I, он хотел быть здесь не императором, а «мужем петергофской помещицы», а его супруга Александра Федоровна признавалась, что здесь она «была счастлива, как нигде больше».

07.jpg

Чтобы сильнее подчеркнуть идиллический характер резиденции, архитектор А. Менелас недалеко от Коттеджа в 1829 - 1831 годах построил «Ферму» с коровником, комнатами для пастухов, кухнями и кладовыми.

08.jpg

Специально из Англии для Фермы были выписаны породистые коровы, которые обеспечивали семью молочными продуктами, а также выписан пастух – англичанин.
По внешнему виду это был скромный сельский домик с крышей, окрашенной под цвет соломы, с навесом, колонны которого были обвиты берестой.

09.jpg

10.jpg

В 1838-1839 годах по проекту уже другого архитектора - Андрея Ивановича Штакеншнейдера - к Фермерскому павильону была сделана двухэтажная пристройка, в которой разместились новые жилые комнаты для наследника будущего императора Александра II.

11.jpg

12.jpg

В последующие годы, вплоть до 1859, здание Фермы неоднократно переделывалось Штакеншнейдером и было приспособлено под летний дворец Александра II, ставшего в 1855 году императором. Хозяйство же бывшей Фермы было перенесено к южной границе Александрии в невысокое здание с маленьким внутренним двориком, построенное архитектором Э. Л. Ганом в 1853 году.

Давайте заглянем внутрь, осмотрим интерьеры, там есть чему подивиться.
Как я уже говорила, Николай I в летнее время проживал со своей семьёй в дворце Коттедже, который больше напоминал летнюю дачку. Дети ютились по двое в комнате, когда они вырастали, им отводили свои «шесть соток».
Тринадцатилетний Александр получил дачу на ферме. Вплоть до своей женитьбы наследник российского престола занимал одно крыло, в другом обитали коровы.
Когда Александр подрос и собрался жениться – пока он ездил в Европу за будущей императрицей Марией Александровной, – дом надстроили и расширили, потому что впервые в нем подразумевалось присутствие женщины.
Все комнаты устраивались для удобства проживания, и не имели особой парадности. Дом делился на две части: мужскую и женскую. Каждая половина дома имела схожие по своему предназначению комнаты. У императора - приёмная, у императрицы - гостиная; у каждого свой кабинет, своя ванная комната; также на мужской половине проходная комнатка дежурного камердинера, а на женской - комната личной горничной императрицы.

Синий кабинет Алексан­дра II с рабочим столом императора.

13.jpg

Уборная императора — его комната отдыха. Под тяжелым выдвижным диваном скрыта утопленная в полу ванна.

14.jpg

Император чаще предпочитал пользоваться душевой кабиной.

Комната дежурного камердинера императора.

15.jpg

По узкой ­винтовой лестнице по многу раз на дню камердинер поднимался в гардеробные на втором этаже за императорскими мундирами. Как известно, Александр II был большой модник и франт.

А вот и гостиная императрицы Марии Александровны

16.jpg

Цветы, пейзажи на стенах сразу выдают женские вкусы и предпочтения. Фигурки мейсенского фарфора на этажерках - коллекция императрицы, её пристрастие.

Обо всех предметах интерьера мы узнавали не от экскурсовода (экскурсию мы не брали), общались со смотрителями залов. Разговор тет-а-тет с каждой из смотрительниц дал нам намного больше, чем любая из когда-либо прослушанных экскурсионных лекций. Интимность и доверительность разговора, где мы спрашивали и получали откровенные ответы на то, что нас в действительности волнует, думаю, запомнится на долгие годы.
Особенно нас интересовало, как удалось сохранить коллекцию личных предметов императорской семьи, в то время, как сама Александрия нещадно пострадала во время ВОВ, а в Фермерском дворце находилось самое что ни на есть осиное гнездо - немецкий штаб.
Нам объяснили, что последнее обстоятельство и спасло стены дворца от разрушения, но не спасло саму коллекцию. После войны директор музея по крохам собирал предметы интерьера заново. Что-то всплывало в частных коллекциях, что-то на блошиных рынках. Медленно и трудно приходилось договариваться с новыми хозяевами вещей, выкупать... иногда удавалось получать вещь безвозмездно (по словам смотрителей), указав на штамп музея, стоящий на предмете.
Спросила про иконы. В каждой комнате, даже проходной, угол обязательно увенчан иконой. Я не искусствовед, но там было, на чём задержать взгляд. Сердцем чуяла, что не современная мазня. Мне было интересно, подлинные ли это домашние императорские иконы. К сожалению, меня не смогли порадовать положительным ответом, но уверили, что иконы подбирали соответственно той эпохе, в которую зародилась резиденция русских императоров.

Многие помещения Фермерского дворца имеют выход на террасы или в сад. Перед восточным фасадом дворца по проекту архитектора Э. Гана был устроен Собственный сад императрицы, окруженный с трех сторон перголой.

17.jpg

18.jpg

19.jpg

Фонтан в овальном бассейне украшает бронзовая скульптура «Ночь», отлитая по слепку с мраморного оригинала французского скульптора Жозефа Полле.

20.jpg

21.jpg

22.jpg

Скульптура в Собственном садике

23.jpg

24.jpg

На территории Фермерского дворца, к югу от него, сохранилось здание Кухонного корпуса.

25.jpg

Из разнообразных построек, возведенных для детей (Детская фермочка с огородом, Детский сельский домик, маленькая мельница).

26.jpg

27.jpg

28.jpg

Сейчас, со стороны западного фасада, воссоздана детская Пожарная каланча с колоколом и набором инструментов.

29.jpg

30.jpg

Садовая скамейка

31.jpg

Фонарь

32.jpg

«Фельдъегерский домик» был построен по указу императора Александра II рядом с Фермерским дворцом. Домик предназначался для дежурного фельдъегеря, который должен был постоянно находиться при императоре.

33.jpg

Деревянная постройка, сочетающая элементы русского деревянного зодчества и готические мотивы, прекрасно вписалась в ансамбль романтического парка. К основному зданию примыкает закрытый хозяйственный двор, где стояли баки с водой, хранились дрова, уголь и другие хозяйственные принадлежности.

34.jpg

В обязанности фельдъегеря входило сопровождение в любых поездках императора, его семьи и высокопоставленных гостей, а также выполнение специальных поручений императора. Главный девиз фельдъегеря во все времена – «Если я не спешу, я теряю достоинство».
Фельдъегерский домик – одна из немногих деревянных исторически значимых построек, которые уцелели в годы Великой Отечественной войны и сохранились в послевоенное время.

35.jpg

Романтический характер парка подчеркивал Руинный мост, переброшенный через глубокий овраг. Он был сооружен А. Менеласом в 1827-1829 годах из грубо отесанных каменных плит вблизи бывшего Меншиковского дворца. Вместо перил лежали стволы берез. По краям на постаментах покоились массивные вазы из известняка.
В годы оккупации мост был взорван гитлеровскими захватчиками. Не пострадали только восточный устой и две гигантские вазы на постаментах. На сегодняшний день мост восстановлен по старым фотографиям и чертежам.

36.jpg

А это «Новая ферма» - здание с небольшим внутренним двориком.

37.jpg

Как я уже говорила ранее, ферму перевели сюда из здания, находящегося в глубине парка. Произошло это после того, как у наследника престола Александра Николаевича появилась семья, и старое здание фермы по проекту А. Штакеншнейдера было перестроено в Фермерский дворец.

38.jpg

Эта небольшая ферма полностью обеспечивала царскую семью свежими молочными продуктами и яйцами. Построена она была архитектором Э. Л. Ганом в 1853 году.

39.jpg

Внутренний двор

40.jpg

Вид из внутреннего двора «Новой фермы» на «дом десяти пастухов».

41.jpg

В нем жили работники фермы, одинокие мужчины — пастухи, конюхи, сыровары, маслоделы. Здание было построено в 1897-1898 гг. В 1915 году архитектор А. Миняев надстроил второй этаж и в таком виде этот дом дошел до наших дней.

42.jpg

«Новая ферма» слева и «дом десяти пастухов» правее.

43.jpg

Здание дворцовой телеграфной станции было построено в 1858 году по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера.

44.jpg

Телеграфная станция в «Александрии» с самого начала предназначалась не только для нужд императорского двора, но и для общественного пользования, поэтому здание было построено у самой парковой границы и имело два входа. Придворные лакеи с высочайшими телеграммами входили со стороны парка, для городских жителей проход был отделен специальной оградой.
Так как телеграфные служащие низших чинов постоянно проживали на станции, она была оснащена всеми необходимыми бытовыми помещениями: Казармой и Кухней, служившей для персонала одновременно и Столовой. С восточной стороны к зданию примыкает хозяйственный двор со стойлами для лошадей.

Одной из самых оригинальных и интересных построек Александрии является Готическая капелла - домашняя церковь царской семьи, сооруженная в честь Александра Невского. Богослужения в ней проводились только в летнее время.

45.jpg

Напоминающая средневековый готический собор в миниатюре, капелла служит эффектной романтической декорацией парка. Северный, западный и южный фасады церкви оформлены одинаково. В центре – стрельчатые порталы, над ними – круглые окна-розы с витражами. К восточному фасаду примыкает трехгранный выступ – апсида. Над её боковыми стенами размещены звонницы – перекладины с тремя колоколами с каждой стороны. Восемь шпилей увенчаны золочеными православными крестами. Здание богато декорировано кружевным чугунным литьем и скульптурой.

46.jpg

Регулярные богослужения совершались в летнее время. Посещение императорской семьей Готической Капеллы называли «Малым выходом». В дни особых торжеств совершались «Большие выходы» в церковь Святых апостолов Петра и Павла Большого Петергофского дворца.

47.jpg

В годы Второй мировой войны здание уцелело, сохранилось чугунное литье на фасадах и большая часть скульптур, однако отделка была сильно повреждена.

Вид на Капеллу от Готического Колодца.

48.jpg

Осенью 2006 года, после завершения реставрации, Готическую капеллу вновь освятили, приурочив это событие к церемонии перезахоронения останков российской императрицы Марии Федоровны, супруги императора Александра III. Ее прах повторил тот же путь из Дании в Санкт-Петербург через Кронштадт и Петергоф, который будущая императрица совершила, впервые прибыв в Россию. В Готической капелле состоялось богослужение в присутствии членов королевского дома Дании и потомков императорской семьи Романовых.

49.jpg

Недалеко от Капеллы можно видеть надгробный камень на могиле Петра Ивановича Эрлера (придворного садовода).

50.jpg

Его имя вошло в историю паркового строительства в России первой половины XIX века. Замечательный мастер-садовод, принимавший активное участие в создании пейзажных парков Петергофа: Колонистского, Александрийского (Пролетарского), Лугового, Александрии, являлся одним из составителей «практического наставления для садовой команды», которое широко использовалось как руководство для мастеров во всех садах и парках. Умер П.И. Эрлер в Петергофе в 1857 году и был похоронен на Свято-Троицком кладбище. В 1970 году прах Эрлера был перенесен на территорию Александрии.

Комментарии

alexchernavski2
24 сент, 2017 04:16 (UTC)
Красивая работа. Фотографии замечательные. Солнце и тучи оживляют пейзажи и архитектуру. Понравилось как изящная лоза тянется с солнцу у каменных колонн. Конечно "Ночь" - формула совершенства для одиноких пастухов и не только. Понравились интересные детали. Например в комнате императора на стенах - в основном фотографии, наверно семьи, а в комнате императрицы какие то неаполитанские пейзажи. Также понравилось неформальное общение ваше с сотрудниками музея. Мне тоже импонирует такое общение с людьми. Чтоб изнутри шло, от души. Как говорится - с обратной стороны. Намного больше узнаешь. К такому общению располагает сигарета или кружка пива с одиноким пастухом где нибудь на красивом зеленом холме... и под замечательную музыку Д.Ласта Одинокий пастух.
Кипела там жизнь когда то... А может и сейчас стоило б из московских палат туда переехать современным правителям: с семьями, с няньками, с мерседесами, с парламентом и оппозицией... Возродить "Александрию", Петров град и его славу.
Успехов Вам, Анечка!

Edited at 2017-09-24 04:29 (UTC)
mycruises
27 сент, 2017 11:09 (UTC)
Спасибо, Александр! С "одиноким пастухом" поговорить, это верно, узнаешь больше, чем из любой книги. Да и простые проникновенные слова и мысли, близкие по духу, так отпечатаются в памяти, что уж не сотрутся.
А вот по-поводу последнего... Территории и особняки, занимаемые правительством, дипломатами, министрами и пр., недоступны для посещения простыми гражданами. Если кто-то из них займёт Алесандрию, мы лишимся доступа ко всей этой красоте. А человек Большой ли, Маленький, обязательно должен жить в красоте. Иначе откуда чувствам взяться? Как их развить? Нельзя лишать людей доступа к прекрасному.
Чтобы в полной мере возродить парки и дворцы Ленинградской области, нужны Мамонтовы, Морозовы, Солодовниковы, Третьяковы, благородные честные бескорыстные люди, которые в состоянии поддерживать и продвигать культуру, искусство, науку, чтоб вместе с тем духовность возрождать, и чтоб держава крепла, чтоб было, чем гордиться.
Разработано LiveJournal.com
Дизайн Michael Rose