Живага Анна (mycruises) wrote,
Живага Анна
mycruises

Categories:

Александровский парк (Царское село)



В Царском Селе мне милее Александровский парк. Он более тихий и запущенный. Заходим мы в него обычно со стороны Фёдоровского городка, так что сразу перед нами возникает Александровский дворец.
Ну, не прям сразу, а постепенно. Вот так...

01.jpg

02.jpg

Специально парные снимки не делала, но некоторые ракурсы с летней и осенней съёмки получились схожие. Для себя было интересно разложить по парам, по этой причине так и буду показывать.

03.jpg

04.jpg

Приближаясь к дворцу, коснёмся истории.
Александровский дворец был заложен в 1792 году по распоряжению Екатерины II и строился к бракосочетанию ее любимого внука, великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I) с великой княжной Елизаветой Алексеевной.
Архитектурный проект Александровского дворца принадлежит знаменитому итальянскому архитектору Д. Кваренги.
Если Александр I предпочитал во время пребывания в Царском Селе останавливаться в Большом Царскосельском дворце, то его преемник Николай I очень любил Александровский дворец и уделял его благоустройству особое внимание.
Для внука Николая I, великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III, Александровский дворец был великокняжеской резиденцией (его апартаменты располагались в левом крыле здания), однако, став императором, из летних дворцов Александр III отдавал предпочтение Гатчинскому.
С 1904 года Александровский дворец стал постоянной резиденцией императора Николая II, который родился здесь в 1868 году и относился к Царскому Селу с особой теплотой. Здесь прошли последние 13 лет царствования российского императора; отсюда утром 1 августа 1917 года императорская семья была отправлена в ссылку в Тобольск.

05.jpg

06.jpg

В начале XX века в Александровском дворце происходили едва ли не все важные события, связанные с русской государственной жизнью: приемы послов и иностранных деятелей, празднование юбилеев — 300-летия Дома Романовых и 200-летия Царского Села.
Позднее, после 1918 года, в левом крыле разместился Дом отдыха сотрудников НКВД, а на втором этаже правого флигеля, на месте закрытых комнат детей Николая II — Детский дом имени Юных Коммунаров.
В первые месяцы Великой Отечественной войны из Александровского дворца-музея были эвакуированы люстры, ковры, некоторые предметы мебели, мраморные и фарфоровые изделия XVIII века. Основная часть дворцового имущества была оставлена в залах.
Во время оккупации города Пушкина в Александровском дворце размещались немецкие и испанские воинские части; площадь перед дворцом была превращена в кладбище нацистов.

07.jpg

08.jpg

По окончании войны дворец был законсервирован и в 1946 году отдан Академии наук СССР для хранения коллекций Института русской литературы и размещения экспозиции Всесоюзного музея А. С. Пушкина. В связи с этим в 1947–1951 годах во дворце начались восстановительные работы, в ходе которых планировалось реставрировать сохранившиеся интерьеры Д. Кваренги и уцелевшие фрагменты убранства, а также воссоздать интерьеры времени императоров Николая I и Николая II. Однако во время работ многие элементы отделки Кленовой и Палисандровой гостиных императрицы Александры Федоровны, а так же Уборной (Мавританской) Николая II были уничтожены.

09.jpg

В 1951 году постановлением правительства Александровский дворец был передан Военно-морскому ведомству, а дворцовая коллекция, находившаяся в составе эвакуированных предметов в Центральном хранилище музейных фондов пригородных дворцов-музеев, поступила в Павловский дворец-музей.

10.jpg

Вот так неспешно мы и дошли до двухэтажного здания с двойными флигелями по сторонам. В центре главного северного фасада два ряда колонн, составляющие великолепную сквозную колоннаду коринфского ордера. (Жмите на фото, чтобы увидеть размер побольше).

Правее, за спиной у нас осталась Белая башня.

11.jpg

Это целый комплекс сооружений, навеянных образом средневекового рыцарского замка. В него входят Ворота-руина — две башни с воротами между ними, Белая башня — «донжон» высотой 37,8 метра, а также ров и вал, увенчанный кирпичным бруствером.
Комплекс был сооружен в 1821–1827 годах по проекту архитектора А. А. Менеласа для детей императора Николая I — великих князей Александра, Николая, Михаила и Константина, которые занимались здесь военными и гимнастическими упражнениями; на верхнем этаже Башни находилась мастерская придворного живописца А. И. Зауервейда (1783–1844), который давал императорским детям уроки рисования и живописи.
Внутри Белой башни одна над другой располагались комнаты: в первом этаже — столовая и буфетная, во втором — гостиная, в третьем и четвертом — кабинет и спальня, в пятом — гардеробная и библиотека. Завершался павильон открытой площадкой, с которой открывался прекрасный вид на окрестности Царского Села.

По одну сторону от Александровского дворца находится Кухонный корпус с одноимённым прудом.
Плотина на Кухонном пруду

12.jpg

По другую сторону от Александровского дворца находится Детский пруд. Мы идём туда.
Ещё одна совсем не пара. Плотина (Большой каскад) на Детском пруду с разных сторон и в разное время года.

13.jpg

14.jpg

Там же на Детском пруду.

15.jpg

На островке, расположенном в центре пруда, находится Детский домик — небольшой павильон, построенный по проекту архитектора А. М. Горностаева в 1830 году для детей императора Николая I.

16.jpg

Домик состоял из гостиной и четырех небольших комнат, отделанных довольно просто. До Великой Отечественной войны в них сохранялась детская мебель, обтянутая в комнатах великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II) кожей, а в комнатах его сестер Марии, Ольги и Александры — кретоном.

17.jpg

Перед домиком был установлен мраморный бюст воспитателя Александра Николаевича К. К. Мердера, а справа от домика, у «Мыса доброго Саши» — мраморный бюст поэта В. А. Жуковского, который также участвовал в воспитании наследника русского престола.

18.jpg

В XIX веке на остров можно было приплыть на небольшом пароме, а в конце столетия — и на лодке, через шлюз, построенный в 1898 году.
Во второй половине XIX века на острове были захоронены несколько любимых императорских собачек. Места захоронений отмечали небольшими надгробиями, два из которых сохранились до наших дней.

Мост со шлюзом на Детском пруду.

19.jpg

И здесь не избежать нам пары.

20.jpg

21.jpg

22.jpg

23.jpg

24.jpg

Мост со шлюзом и металлические мосты на Крестовом канале.

25.jpg

26.jpg

Немного погуляв по пейзажной части парка, попадаем в Новый сад Александровского парка. Крестовый канал со всех четырёх сторон окружает Новый сад и служит по сути его границами. Сад разбит на четыре равных партера. Центральный вход находится у Большого китайского моста.

27.jpg

Мост выполнен из розового гранита; его ограждение состоит из 13-ти гранитных ваз и 4-х постаментов с каждой стороны моста. Из ваз ниспадают и переплетаются кованые ветви розовых кораллов, а на постаментах располагаются раскрашенные фигуры китайцев с фонарями.

Вообще Александровский парк, что пейзажная его часть, что Новый сад богато украшен большими и малыми мостами, мостками и мостиками.
Я уже сказала, что Новый сад разбит на четыре квадрата. В квадрате справа от Большого Китайского моста во второй половине XVIII века были созданы живописные пруды с полуостровками. На «Озерках» - так любовно названо это место - с берега к острову перекинуты три металлических мостика. Участок, с извилистыми очертаниями берегов, заросший берёзами, ивами, елями, необыкновенно живописен.

28.jpg

29.jpg

Ещё одна сложившаяся пара.

30.jpg

31.jpg

32.jpg

33.jpg

34.jpg

35.jpg

36.jpg

В квадрате слева от Большого Китайского моста расположена куртина «Грибок», центром третьего квадрата является насыпная гора «Парнас», а композиционным ядром четвертого — Китайский театр.

37.jpg

Сооружение имело вполне европейские черты; архитектурные формы и внешний декор театра отличались относительной простотой: белые стены были украшены пилястрами, широким карнизом и узкими наличниками дверей и окон. Карниз, вероятно, уничтоженный при ремонтных работах в XIX веке, имел сложный рисунок и был разноцветным, и лишь высокая кровля с загнутыми «по-китайски» углами и «стрельчатость» окон и дверей выдавала стремление зодчего создать экзотическую постройку.
Театральный занавес оранжевого шелка был расписан сценками и пейзажами в «китайском вкусе».
При Екатерине II летние сезоны в Китайском театре были необычайно насыщенными. В XIX веке в театре наступило затишье; лишь изредка двор императора Николая I присутствовал здесь на представлениях приезжих актеров.

38.jpg

Театр снова ожил в конце XIX столетия: в 1892 году здесь впервые поставили пьесу Л. Н. Толстого «Плоды просвещения», а в 1893 году ученики Николаевской гимназии исполнили трагедию Софокла «Царь Эдип». В начале 1900-х годов труппа гвардейских офицеров, среди которых был и великий князь Константин Константинович, играла на сцене Китайского театра «Мессинскую невесту» Ф. Шиллера и «Принцессу Грезу» Э. Ростана. Специально для императора Николая II здесь выступал знаменитый театр пародий «Кривое зеркало».
В 1914 году, с началом Первой мировой войны, деятельность Китайского театра надолго прекратилась; спектакли возобновились лишь летом 1930 года.
15 сентября 1941 года при обстреле города Пушкина уникальное сооружение полностью выгорело изнутри и осталось без крыши.

Характерное для всего XVIII века увлечение Китаем нашло отражение не только в садовых зданиях, но и в пяти мостах Нового сада, переброшенных через Крестовый канал, — Драконовом, Крестовом Большом и Малых китайских.

39.jpg

Драконов мост, называвшийся в документах конца XVIII века мостом «с чудовищными фигурами», был построен в 1785 году по проекту Ч. Камерона.

40.jpg

Его украшают четыре выразительные фигуры крылатых драконов, установленные на гранитных пьедесталах. Фигуры драконов полны экспрессии, их лапы вытянуты вперед, хвосты изгибаются крутыми петлями.

Вид на Малый Китайский и Крестовый мосты.

41.jpg

Проект Крестового моста (он находится вдали) зодчий заимствовал из популярного в то время альбома английских архитекторов В. и Д. Халфпенни «Rural architecture in Chinese Taste» («Сельская архитектура в китайском вкусе»).
Два Малых китайских моста близки по композиции, но отличаются деталями. Их береговые устои облицованы гранитом, фигурные железные перила упираются в литые чугунные тумбы, над которыми возвышаются декоративные вазы. Китайский характер мостам придают портики из парных колонн с фигурными кровлями из листового железа.

За Крестовым каналом на краю Александровсого парка располагается Китайская деревня, строительство которой в середине 1780-х годов начал архитектор Ч. Камерон. (Будет добавлена в отдельном посте).

Здесь Александровский и Екатерининский парки разделяет Подкапризовая дорога, которая получила свое название благодаря двум сооружениям — Большому и Малому капризам.
Оба они представляют собой искусственно образованные насыпи с арочными пролетами над дорогой. Согласно старинному преданию, земляные арки-переходы были окрещены Большим и Малым капризами потому, что императрица Екатерина II, утверждая сметы на связанные с ними дорогостоящие строительные работы, долго колебалась, а, подписав, сказала: «Быть так, это мой каприз».
Большой каприз имеет грандиозную арку шириной более пяти и высотой более семи метров. Вторая, меньшая по размерам, арка сооружена рядом, в земляной насыпи. На вершине Большого каприза устроена Китайская беседка.

42.jpg

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments