?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост



Для справки. На месте будущего Царского Села находилась небольшая усадьба «Saris hoff», или «Saaris moisio» (в переводе с финского — «мыза на возвышенном месте»), а по-русски — Сарская мыза, обозначенная на шведских картах XVII столетия. Сразу по окончании Северной войны мыза была подарена А. Д. Меншикову, назначенному генерал-губернатором освобожденного края, а 24 июня 1710 года по приказу Петра I «отписана» его будущей жене Екатерине Алексеевне (официальное бракосочетание Петра I с Екатериной состоялось в феврале 1712 года) и включена в разряд дворцовых земель.
В 1710–1720 годах на месте усадьбы начинает создаваться загородная царская резиденция, вокруг которой появляются деревни, а также слобода дворцовых служителей. Постепенно планировка ансамбля упорядочивается. А с началом дворцового строительства Старая мыза получила высокий титул Царского Села.
Композиционным центром ансамбля является Большой Царскосельский (Екатерининский) дворец. Главный фасад Екатерининского дворца ориентирован в сторону Александровского парка, противоположный - обращён на юг и выходит в Екатерининский парк.

Со стороны города отчётливо видны церковный и великокняжеский (Императорский лицей) флигели, а Зубовский корпус и Термы Камерона скрыты со стороны парка.

01.jpg

Поражают масштабы Екатерининского дворца, длина главного фасада которого (без флигелей) составляет 280 метров. Екатерининский дворец является одним из самых крупных исторических зданий Санкт-Петербурга.

02.jpg

По кончине Екатерины I, Царскосельское имение перешло к будущей императрице Елизавете Петровне. При ней, Царское Село превратилось в одну из главных летних императорских резиденций, где огромное внимание уделялось строительству.
Современники были буквально ослеплены роскошью отделки дворца. Когда Елизавета приехала с двором и иностранными послами осмотреть законченный дворец, то всякий спешил выразить императрице свой восторг и удивление, один только французский посол не говорил ни слова. Императрица, заметив его молчание пожелала знать его причину и получила на это в ответ, что он не видит здесь самой главной вещи : «футляра на сию драгоценность».
Дворец перестраивался всё царствование Елизаветы. Позднее, Екатерина II говорила в своих записках : «Здешний дворец тогда строился, но это была работа Пенелопы: завтра ломали то, что сделали сегодня. Дом этот был шесть раз разрушен до основания и вновь выстроен прежде, чем доведён был до состояния, в каком находится теперь…».

Во время Великой Отечественной войны город Пушкин оказался в зоне оккупации. Несмотря на заранее подготовленный план и героические усилия оставшихся работников музея, эвакуирована была лишь четвёртая часть фондов.
Пытались эвакуировать и знаменитую Янтарную комнату, однако пробное снятие узкого панно показало, что без значительных повреждений демонтировать её не получится. Тогда и было принято решение законсервировать Янтарную комнату от возможных повреждений и оставить во дворце...

Екатерининский дворец. Фрагмент фасада. Фото М. А. Величко. 1944.

03.jpg

Когда в город вошли немцы, в Екатерининском дворце, в личных покоях Александра II расположилось гестапо, в подвалах дворца - тюрьма. Нижний этаж был превращён в гигантский гараж, дворцовая церковь - в стоянку и мастерскую для мотоциклов, а в церковных куполах размещался наблюдательный пункт.
Екатерининский дворец получил сильнейшие повреждения от бомбёжек и пожаров, больше всего пострадала центральная часть дворца с Большим залом. Дворец был разрушен так сильно, что после войны вначале даже планировалось его не восстанавливать.

Екатерининский дворец в Пушкине. Первая антикамера. Фото С. Г. Гасилова. 1944.

04.jpg

21 марта 1944 года состоялась научно-техническая конференция, посвященная вопросу реставрации пригородных дворцов (Петергоф, Пушкин, Павловск, Гатчина). О том, как решалась судьба Екатерининского дворца, узнаём из стенографического отчёта: «...это самое тяжелое место для подлинного восстановления. Почему же такая странность: меньше сгорело, а восстановить труднее? Дело в том, что вся обработка в других дворцах была монументальной — состояла из штукатурных украшений, искусственного мрамора, который не сгорает до конца, и т.д. А в Детскосельском дворце все парадные части не были оштукатурены, они имели гладкие кирпичные стены, на которых сделан деревянный каркас, по которому делались деревянные щиты, а затем шла деревянная резьба. И все затянуто шелками. И пожар уничтожил все деревянное. Но, к счастью, не все погибло: сохранился Большой зал, он, во всяком случае, восстановим, а вот анфилада погибла. Екатерининские Агатовые комнаты сохранились, но не сохранился зал Камерона. Что же делать? Половина сохранилась, и половина нет. И волей судеб приходится оставить дворец — дворцом: дворец Елизаветинской и последующих эпох».
Мастерство реставраторов возродило основные черты былого великолепия императорской резиденции, а к 300-летию Петербурга была воссоздана и утраченная Янтарная комната.

А теперь небольшая прогулка по парку.
Екатерининский дворец и Горбатый гранитный мост через Рыбный канал.

05.jpg

Горбатый гранитный мост через Рыбный канал.

06.jpg

Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка. Старый (Голландский) сад основал, по преданию, сам Петр I. Эту легенду приводит в своем сочинении «Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей» (1817) П. П. Свиньин: «Петр I, заезжая иногда сюда прохлаждаться молоком к старой голландке Сарре, пленился местом сим…» и собственноручно насадил платановые и дубовые аллеи.
Так или иначе, но именно голландские мастера садово-паркового дела Я. Роозен и И. Фохт распланировали в 1720-х годах Старый сад на трех уступах перед царицыным дворцом. В это же время на третьем уступе были устроены Зеркальные пруды, а на речке Вангазе, стекавшей с холма, — еще два пруда: Верхний (Большой) и Мельничный, позже вошедший в систему Каскадных, или Нижних, прудов.
В середине XVIII века сад был расширен, перепланирован и украшен скульптурой. Ф.-Б. Растрелли спроектировал павильоны «Эрмитаж» и «Грот», а также Катальную гору.

Павильон «Эрмитаж» и чаша с химерами.

07.jpg

Тогда же на территории к югу от дворца и вокруг Большого пруда, был разбит пейзажный «английский сад».

08.jpg

Мраморный мост.
Также мост называют Сибирская мраморная галерея. Мост поставлен над узкой протокой, соединяющей Большой пруд с соседним, на котором был создан архипелаг из 7 островков. На них в раскрашенных по рисункам А. Ринальди домиках жили лебеди. Эти островки по сей день сохраняют название Лебяжьих.
Детали моста были вытесаны уральскими мастерами на Екатеринбургской гранильной фабрике из местного голубовато-серого горношитского и белого становского мраморов.

Лебяжьи островки

09.jpg

Комплекс из трех павильонов, издавна называемый Адмиралтейством. Был возведен на берегу Большого пруда, на месте деревянного шлюпочного сарая.

10.jpg

В нижнем этаже центрального корпуса хранились лодки, использовавшиеся для катания придворных по Большому пруду; отсюда и название зданий — Адмиралтейство. В XIX веке здесь находилась коллекция гребных судов разных стран мира.
Эта традиция перешла в Царское Село от петровского потешного флота, существовавшего в свое время на прудах Московского Кремля. Плавание на богато украшенных и подсвеченных огнями фонарей судах было неотъемлемой частью праздничных вечеров. Эта уникальная коллекция, связанная с историей русского флота, погибла во время Великой Отечественной войны.

Птичник (один из двух корпусов-башен).

11.jpg

По сторонам от центрального павильона располагаются два корпуса, издавна называемые Птичными домиками, или Птичниками, в которых прежде содержались различные водоплавающие птицы (утки, лебеди), а также фазаны и павлины.
Между главным зданием и корпусами, соединенными оградой, выполненной на Монетном дворе в Санкт-Петербурге, в XVIII веке были расположены садики и два круглых пруда.

12.jpg

В архитектурный комплекс Адмиралтейства входил и построенный в 1780-х годах Матросский домик. Здесь жили матросы-гребцы, которые в XVIII веке катали по пруду и перевозили гуляющих по парку на остров Большого пруда.
Похоже, традиции возобновляются.

13.jpg

Центральный корпус Адмиралтейства от Гранитной террасы.

14.jpg

Павильон «Зал на острову»

15.jpg

В XVIII и начале XIX века павильон, предназначенный для концертов и отдыха катающихся на лодках, изредка использовался для придворных обедов.

Ещё один остров на Большом пруду. Дикий (Пустой) остров. Не трудно догадаться, что назван так из-за отсутствия каких-либо построек.

16.jpg

Екатерина II спешила явить просвещенной Европе сад, не только разбитый в новейшем вкусе, но и украшенный памятниками, прославляющими величие ее царствования. Так, в честь российских побед в русско-турецких войнах были воздвигнуты в 1770–1780-х годах Башня-руина, Чесменская, Морейская, Крымская колонны, Кагульский обелиск, Турецкий киоск и Турецкий каскад.

Чесменская колонна

17.jpg

18.jpg

Отражение

19.jpg

Башня-руина

20.jpg

Башня представляет собой аллегорию погребенной под османской империей Греции. Руина выглядит как частично ушедшая в недра земли тосканская колонна, верх колонны завершается квадратной в периметре площадкой, античные развалины венчает круглая турецкая надстройка.

Турецкий каскад.

21.jpg

Красный (Турецкий) каскад представляет собой плотину с двумя сужающимися кверху «готическими» башенками по сторонам. Стены башенок из красного кирпича были обработаны нишами со стрельчатыми завершениями; их белые рустованные обрамления отчетливо выделяются на кирпичном фоне. Узкие щели-бойницы в нишах и зубчатый парапет придавали каскаду вид своеобразного крепостного сооружения.

В начале XIX века к числу памятников русской славы прибавились ворота «Любезным моим сослуживцам», посвященные победе над Наполеоном, а в середине столетия ансамбль Екатерининского парка был завершен павильоном «Турецкая баня».

22.jpg

В 1850–1852 годах по распоряжению императора Николая I на небольшом мысе в юго-западной части Большого пруда велось строительство нового сооружения — павильона «Турецкая баня». По времени создания Турецкая баня является последней постройкой на территории Екатерининского парка.

23.jpg

Автором проекта, задуманного как своеобразный мемориал Русско-турецкой войны 1828–1829 годов, был архитектор И. А. Монигетти, избравший в качестве образца для павильона турецкую мечеть. Купол сооружения украсили рельефные орнаменты, а высокий минарет, увенчанный шпилем с полумесяцем, придал ему особую живописность.

24.jpg

Вернёмся к временам Екатерины II. О чуткости императрицы — просветительницы и законодательницы — к новейшим веяниям в искусстве свидетельствовали павильон «Холодная баня» с Агатовыми комнатами и Камеронова галерея, Концертный зал и другие классицистические постройки. Сооружение литых чугунных Готических ворот и множества металлических мостиков демонстрировало высокий уровень развития русской промышленности. В свою очередь, разнообразные по художественному решению парковые павильоны и беседки напоминали о том, что сад создан для удовольствий и отдыха.

Камеронова галерея от цветочного партера.

25.jpg

Задуманная императрицей Екатериной II для прогулок и философских бесед и осуществленная Ч. Камероном галерея расположена на склоне холма, на границе регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка.

26.jpg

Скульптурная коллекция бронзовых бюстов

27.jpg

В 1780–1790 годах на галерее установили бронзовые бюсты, выполненные в литейной мастерской Санкт-Петербургской Академии художеств.
Скульптурная коллекция, украсившая Камеронову галерею по воле Екатерины II, воплощает продуманную идеологическую программу и составляет единый цикл, отражающий мировоззрение великой императрицы.
Выражая в подборе исторических персонажей свои взгляды, подобно английским аристократам первой половины XVIII века, Екатерина II включила в свою скульптурную галерею изображения богини Юноны, Платона, Гомера, Овидия, Сенеки, Цицерона и Демосфена. Отнюдь не случайно в числе первых был установлен бюст Сенеки. Древнеримскому философу и драматургу, полагавшему, что при справедливом правителе, носителе разума, монархия может быть залогом благоденствия государства, принадлежит выражение «Только мудрец умеет быть царем», которое любила повторять Екатерина II.

Аполлон

28.jpg

Веста

29.jpg

Овидий

30.jpg

Собрание бронзовых кумиров Екатерины II

31.jpg

Террасу Камероновой галереи, бельэтаж Зубовского флигеля, где располагались личные покои Екатерины II, и Агатовые комнаты Холодной бани, в которых императрица в утренние часы читала, просматривала государственные бумаги и отвечала на письма, соединяет Висячий сад.

Со стороны сада можно попасть во второй этаж Холодной бани.

32.jpg

Модель Холодной бани была закончена в 1780 году, и весной того же года началось строительство павильона — небольшого двухэтажного здания. В его нижнем этаже были расположены помещения для водных процедур, а в верхнем — шесть богато отделанных помещений для отдыха и развлечений, получившие название «Агатовых комнат».
Со стороны Висячего сада и Камероновой галереи верхний этаж Холодной бани воспринимается как совершенно самостоятельный одноэтажный парковый павильон.

Зеркальная площадка Зубовского флигеля. Слева бюст императора Марка Аврелия, справа Висячий сад с Холодными банями.

33.jpg

Зеркальная площадка Зубовского флигеля. Скульптура Венера Каллипига

34.jpg

Флигель, получивший название Зубовского по имени одного из фаворитов императрицы Екатерины II, был пристроен к Большому Царскосельскому дворцу в 1779–1785 годах по проекту архитектора Ю. М. Фельтена.
Помещения второго этажа, спроектированные и отделанные Ч. Камероном и Д. Кваренги, составляли личную половину императрицы и включали Купольный зал, Китайский зал, Серебряный кабинет, Опочивальню, Синий кабинет (Табакерку), Зеркальный кабинет, Рафаэлевскую комнату, Камерюнгферскую и Уборную.
Образующие единый комплекс интерьеры Камерона соединялись висячим садом с павильоном «Холодная баня».

Зубовский флигель

35.jpg

Помещения нижнего этажа, также созданные Камероном и Кваренги, предназначались для фаворитов: здесь поочередно размещались Г. А. Потемкин, А. Д. Ланской, А. М. Дмитриев-Мамонов и П. А. Зубов. Впоследствии в этой части дворца жили родственники и приближенные императорской семьи. Флигель имел отдельный подъезд, также получивший название Зубовского.

В 1865 году на лугу перед южным фасадом Зубовского флигеля был устроен Собственный императорский садик с большим мраморным фонтаном и Перголой — верандой в итальянском стиле, что придало этой части парка законченный вид.

36.jpg

От перголы и далее находится моя любимая часть парка, более запущенная и дикая что ли. Здесь находим Концертный зал, так же как и Камеронова галерея относящийся к просветительским постройкам.

37.jpg

В 1780-х годах архитектор Д. Кваренги построил в Екатерининском парке Концертный зал, охарактеризованный им как «зал для музыки с двумя кабинетами и открытым храмом, посвященным богине Церере». Подтверждением того, что павильон был задуман как храм Цереры, служило панно «Жертвоприношение Церере» в его большом зале с изображением статуи богини в портике храма, перед которым установлен жертвенник. Первоначально павильон называли «Храмом Дружбы», но с 1788 года по желанию Екатерины II он стал именоваться «Музыкальным» или «Концертным» залом.

Неподалёку от Концертного зала в кустах обнаруживаем рояль. Шутка. Кухня-руина! Как же долго я её искала, видела на фотографиях других авторов и всё не могла понять, где же, где она находится?!

38.jpg

Интересно, что при создании Кухни-руины Д. Кваренги воспользовался находившимися в его распоряжении фрагментами подлинных античных памятников — мраморными капителями, карнизом и фризом с высеченными гирляндами.
В верхней части стен и в промежутках между колоннами установлены шесть гипсовых барельефов, отлитых скульптором К. Альбани и намеренно поврежденных с целью придания им характера глубокой древности, навевающей меланхолические размышления. В нишах на фасадах Кваренги поместил античную пластику и внутри павильона также расставил несколько скульптур, не дошедших до наших дней. Имитация разрушенного памятника древности выполнена строителями Кухни-руины с исключительным мастерством: местами обнажена выветрившаяся кирпичная кладка, карниз и штукатурка стен покрыты трещинами. По словам И. Э. Грабаря, Кваренги построил «руину такой чарующей, убедительной подлинности, что с трудом веришь в ее поддельность».

Насладившись красотой, выпутываемся из кустов и попадаем в царство китайской символики и колорита. Скрипучая (китайская) беседка.

39.jpg

Экзотический павильон, называемый Скрипучей (Китайской) беседкой расположен на границе между пейзажной частью Екатерининского парка и Подкапризовой дорогой, сразу за которой находится Китайская деревня. На кровле беседки укреплен флюгер в виде китайского знамени, который при вращении на ветру издает громкий скрип: этим объясняется одно из названий беседки — Скрипучая.

40.jpg

41.jpg

Комментарии

( 4 комментария — Оставить комментарий )
evrica_taurica
16 окт, 2017 21:19 (UTC)
Спасибо за обстоятельный фоторассказ, Аня!
Роскошь Екатерининского дворца преизбыточна)
Цель - затмить великолепием европейские монаршьи резиденции - была достигнута.
Про Янтарную комнату каких только домыслов не было.
Вы, наверно, о ней отдельно напишете?

Задержала взгляд на бане с минаретом...канонично ли?

А из бюстов Камероновой галереи мне больше всего запали в память (была там очень давно)
эталонный красавчик Антиной и плебейски курносый Сократ.
mycruises
17 окт, 2017 16:39 (UTC)
Спасибо, Светочка. Про Янтарную комнату давно, давно писала в посте, посвящённом Кёнексбергу (Калининграду). И, когда упоминала Янтарный музей, вставляла рассказ про подарок Прусского короля нашему славному царю Петру I. Подарком были как раз янтарные панели для зала дворца. Но, наверное, надо будет про Царское село, дворец и его залы, про Лицей и лицеистов собрать в общий материал. А я тут ещё в очередную поездку в Питер купила книгу «Маленьких у войны не бывает». В Москве, к примеру, её в продаже не было. Так часто бывает, что питерские издания редко всплывают в Москве. Так вот в книге с небольшими рассказами есть и рассказ о том, как буквально до последнего часа, перед тем как фашисты заняли город, музейные работники упаковывали и грузили ящики на подводы, чтобы вывезти в Ленинград. И когда оставалось на подводе крошечное место, чтобы самим ехать с ценным грузом, не поехали, а втиснули в проём ещё один ящик. Сами же догоняли подводы пешком. Думаю, всё это достойно того, чтобы описать подробнее.
Что касается бани в виде мечети, меня коробит, даже если в этом есть какой-то тайный смысл, ну например, очистить в таком месте не только тело, но и душу. Во всяком случае я бы не хотела увидеть в Турции русскую баню в виде нашей церкви.
alexchernavski2
8 ноя, 2017 06:16 (UTC)
Очень интересный рассказ. С большим удовольствием приобщился с частичке истории, к античным настроениям архитекторов. Скульптуры и дворцы, поляны и виды инспирируют ментальные чувства, какие то миры в другом измерении. Мать мне когда то говорила, что немцы церкви не уничтожали. Здесь я понял обратное. Не свое... Прекрасные виды Вам удалось запечатлеть на фото. Большое спасибо, Анечка! Успехов!
mycruises
14 ноя, 2017 20:16 (UTC)
Спасибо, Александр! Всегда Вам очень рада.
( 4 комментария — Оставить комментарий )
Разработано LiveJournal.com
Дизайн Michael Rose