?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост



Идём вдоль реки, чтобы снова перейти на левый берег Каменки. Всю дорогу с того берега на нас приветливо смотрят белоснежные стены Александровского монастыря.

01.jpg

По преданию монастырь был основан в 1240 г. Александром Невским, и являлся женским монастырём. Иван Калита и его сын покровительствовали монастырю и дарили земельные угодья на поминовение души. Он служил усыпальницей для княжеских жен. Вероятно, тогда и стал называться «Большая лавра». От тех времен не сохранилось никаких построек, только поздние надгробия.

02.jpg

В 1650 г. по разрешению суздальского архиепископа Серапиона на территории старого монастыря были построены новые здания, уничтоженные вскоре пожаром. И в 1695 г. на месте сгоревшего деревянного шатрового храма строится новая церковь - Вознесенская. Средства на ее сооружение пожертвовала царица Наталья Кирилловна, мать царя Петра I.

03.jpg

В 1764 году, при проведении Екатериной II секуляризации земель, Александровский женский монастырь был упразднён с обращением собора в приходской храм города.

04.jpg

В 2006 году возобновлён в качестве мужского монастыря Владимиро-Суздальской епархии.

05.jpg

В уборе Вознесенской церкви мы видим почти все знакомые уже нам мотивы суздальской поздней архитектуры, но, как и в виденных нами ранее зданиях, они и здесь применены не ремесленно, но с большим вкусом, создающим индивидуальный облик этого храма. Особенно красив его главный южный фасад, проникнутый ясностью и логичностью, стремлением к известной упорядоченности убора, которая, однако, не переходит в холодную регулярность. Теневые пятна окон и портала и тонкий рисунок карниза подчеркивают большие и светлые белые плоскости стен. На углах крытого сомкнутым сводом куба — легкие узкие лопатки, хотя на апсиде алтаря мастер поставил уже спаренные полуколонки. Убор барабанов глав повторяет мотив оконных наличников; усаженные мелкими бусинами полуколонки уподобляются нитям жемчужных подвесок на шее главы. Храм не имеет обычной «пары» — «теплой» церкви.
Колокольня по сравнению с храмом более строга и проста. Она говорит лишь языком архитектурных форм. Такое описание можно прочитать в книге Н.Н. Воронина.

06.jpg

В первой половине XVIII века вокруг монастыря была сооружена невысокая ограда, украшенная декоративными башенками со стилизацией под оборонительные башни. Тогда же появились и Святые ворота с двухъярусной башенкой, напоминающие Святые врата Троицкого монастыря, ныне входящие в ансамбль Ризоположенского монастыря (чуть ниже мы увидим Святые врата Ризоположенского монастыря). Это совпадение не случайно: ограда и башни Александровского монастыря возводились под руководством Ивана Грязнова, участвовавшего в конце XVII века в строительстве Троицкого и Ризоположенского монастырей.

07.jpg

Эпизоды из монастырской жизни

08.jpg

09.jpg

Ризоположенский монастырь был основан в самом начале ХIII века, а в 1227 году в нём подвизалась княжеская дочь черниговского князя Михаила Всеволодовича - Феодулия, принявшая постриг с именем Евфросиния. Она же основала близ девичьей Ризоположенской обители вдовью Троицкую, справедливо полагая, что девицам и вдовам не полезно сосуществовать вместе. Некоторое время оба монастыря существовали отдельно друг от друга, затем уже в синодальный период были объединены. К сожалению, от ансамбля Троицкой обители не осталось ничего, кроме барочных Святых врат и угловой башни ограды.

Двухшатровые Святые врата Ризоположенского монастыря.

10.jpg

Святые врата, возведённые в 1688 году, служили торжественным входом в монастырь. Они являются творением трёх суздальских мастеров - И. Мамина, А. Шмакова, И. Грязнова. Главный элемент декора - ширинки с цветными изразцами. Интересна сама форма ворот. Белый фасад ворот прорезан двумя широкими проемами; они различны по начертанию: арка проезда почти полуциркульная, другая уплощенная. Асимметрию можно заметить и в мелких деталях. К примеру, восьмерики с крошечными оконцами: на правом шатре они имеют наличники, на левом — они в простых нишках, что подчеркивает значение правого шатра над главным входом. И сами надвратные шатры, опять не случайная форма. Гуляя по городу, можно заметить, что большинство колоколен имеет именно шатровую форму. Похоже, суздальские мастера намеренно сохраняли связь в архитектуре Святых врат с общим обликом города.

11.jpg

Ризоположенский собор.

12.jpg

Это один из ранних в среднерусской архитектуре бесстолпных храмов, крытый сомкнутым сводом с распалубками, что было отражено в фасадах, завершенных закомарами. Гладкие фасады, прорезанные простыми амбразурами окон, опоясывает фриз из крупных пятигранных ниш, ограниченный горизонталями тонких профилей. Сходный мотив из спаренных нишек украшает верх барабанов глав. Возможно, что трехглавие храма повторяло трехглавие рухнувшего к этому времени кремлевского Рождественского собора. Строгий и сдержанный облик Ризположенского собора казался людям конца XVII века излишне скупым. Поэтому в 1688 году, одновременно с постройкой Святых ворот, их зодчие Мамин, Грязнов и Шмаков окружили древний храм с юга и запада галереей. Здесь полностью проявилась их страсть к богатой украшенности здания. Особенно щедро убрана главная западная стена паперти с сочной обработкой пилястр, роскошным порталом и играющими белой, зеленой, желтой и коричневой поливой изразцами. (добавить фотографию)

В 1813-1819 годах в монастыре появилась трёхъярусная колокольня, выросшая на месте обгоревшей шатровой колокольни и ставшая самой высокой городской постройкой (высота - 72 метра). Высотная доминанта была сооружена в память о победе в Отечественной войне 1812 года.
Когда мы там были, колокольня находилась в плачевном состоянии, забраться на смотровую площадку у меня не хватило духа. Не буду описывать здесь свой неудачный опыт восхождения. Скажу только, что начав подъём, на полпути я одумалась и вернулась. Муж вообще не поднимался, ждал меня внизу. Я молча прошла мимо него, легла на газон, вцепилась в клочок травы и долго не шевелилась. Мне всё казалось, что сейчас меня подхватит шальной сквозняк из разбитого окна колокольни и начнёт носить высоко над землёй. Ну, потом я, конечно, очухалась.
Близ колокольни можно увидеть остов ещё одной монастырской постройки - Сретенской трапезной церкви, возведённой в 1880-е годы в псевдорусском стиле. Этот храм не поражал изяществом и был, как пишет Георгиевский, «беден наружными украшениями». В советские годы в его стенах находился клуб, а затем - кинотеатр.

13.jpg

Святые врата Троицкого монастыря.
Троицкий монастырь - отдельно существовавшая обитель, до объединения с Ризоположенским монастырём.

14.jpg

Действительно, Святые врата напоминают врата Александровсого монастыря.

Позволю себе небольшое отступление. Раз уж мы только что заострили внимание на количестве глав, венчающих Ризоположенскую церковь, вспомните, какие церкви вам чаще встречаются? Я, наверное, скажу, что пятиглавые и одноглавые. Напишу здесь, что означает количество глав, и какие церкви вообще можно встретить.
- Один купол напоминает верующим о единстве Бога. Одноглавые храмы были особенно популярны в домонгольское время.
- Два купола встречаются нечасто и знаменуют собой божественную и человеческую природу Иисуса Христа.
- Три купола ассоциируются со Святой Троицей.
- Пять куполов — символ Иисуса Христа и четырех евангелистов: Иоанна, Марка, Луки и Матфея. Пятиглавые храмы встречаются в России чаще других.
- Семь куполов знаменуют для православных семь церковных таинств, семь Вселенских соборов (собраний, на которых были приняты основные христианские догмы) и семь главных православных добродетелей. Семиглавые соборы встречаются не так часто, как трех- или пятиглавые.
- Девять куполов связаны с девятью ангельскими чинами. Согласно христианской традиции небесные ангелы распределены по девяти уровням: ближе всего к Богу херувимы и серафимы, а к человеку — ангелы и архангелы.
- Тринадцать куполов напоминают об Иисусе Христе и его сподвижниках — двенадцати апостолах.
- Двадцать пять куполов означают похвалу Пресвятой Богородице — прославление Пречистой Девы 25 ветхозаветными пророками. Кроме того, число 25 символизирует видение небесного престола и окружающих его 24 старцев, описанное в Откровении Иоанна Богослова.
- Тридцать три купола символизируют годы жизни Христа на земле. Строились подобные храмы очень редко. Один из них находится в Волгоградской области — это Преображенская церковь Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря.
- В русской архитектуре встречаются храмы с одиннадцатью и с пятнадцатью куполами, но это скорее исключение из правил.

Улица Ленина в Суздале - это, как Тверская в Москве, главная улица города. Почему Ленина, почему не Владимирская? На эту улицу как раз въезжаешь, путешествуя из Владимира. Оказывается до революции улица Ленина была разделена на две части – на Ивановскую (северная часть) и Владимирскую (южная часть). В Советское время эти улицы объединили и появилась улица Ленина протяженностью 3,5 км. Вот такой вот симбиоз.

15.jpg

Мы уже видели, расположенные на этой улице, Спасо-Евфимиев монастырь, церковь Смоленской иконы Божьей Матери, Ризоположенский монастырь. Вот ещё один интересный ансамбль парных церквей на этой улице.

Антипиевская и Лазаревская церкви

16.jpg

Лазаревская — пятиглавая церковь. Является самым ранним храмом городского посада и датируется 1667 годом. Четверик основного объёма украшен наличниками, тремя разными порталами на каждом из фасадов и широким карнизом с подковообразными кокошниками и поясом из израцов. Кстати, я со своей невеликой высота роста сначала подумала, что купольное покрытие позакомарное, но ошиблась. То, что я приняла за закомары, на самом деле оказалось кокошниками.

В помощь читателю (пояснение с иллюстрацией). Кокошник - ложная закомара, не связанная с торцом цилиндрического свода, а имеющая чисто декоративное значение.

17.jpg

Нарядные световые барабаны поставлены на кокошники в виде всё тех же подков. В отличие от обычных храмов с таким устройством, угловые главы не глухие, а имеют окна, что связано с редкой двухстолпной конструкцией здания. Внутри храма два столба служат опорой для коробовых сводов, образующих световые отверстия у центрального и у четырёх угловых барабанов.

Антипиевская церковь - зимняя пара к летней Лазаревской.

18.jpg

Появилась намного позже - в 1745 году. Колокольня Антипиевской церкви — одна из самых нарядных и заметных в Суздале. Её вогнутый шатёр украшен тремя рядами круглых слуховых отверстий, а фасад декорирован рустом и ширинками.

- Узнаете руку? Нет, не мою конечно. Руку художника?

19.jpg

Далее улица Ленина выводит нас на Торговую площадь. Это место известно даже тем, кто никогда не был в Суздале, по тому же фильму «Женитьба Бальзаминова».

Церковь Воскресения на торгу

20.jpg

Кадры из фильма

21.jpg

Из занятных фактов: Георгий Вицин, сыгравший двадцатилетнего Мишку в свои 46, с самоиронией называл фильм «Женитьба набальзамированного».
И ещё: Фильм снимался в Суздале практически одновременно с фильмами «Андрей Рублев» Андрея Тарковкского и экранизацией пушкинской повести «Метель».

22.jpg

Церковь построена в 1720 году. Поблизости расположена парная зимняя Казанская церковь. Воскресенская церковь отличается простой и лаконичной архитектурой, лишь парадное крыльцо с арками и круглыми столбами украшает южный фасад здания.
Вопреки суздальским традициям, башня колокольни завершается не шатром, а лопастным сферическим колпаком с высоким шпилем.

23.jpg

Церкви Входо-Иерусалимская и Пятницкая

24.jpg

Между Торговыми рядами и оборонительными укреплениями Кремля расположена пятиглавая Входо-Иерусалимская церковь. Построена она в 1702—1707 годах, в XVIII веке составляла единый архитектурный ансамбль вместе с расположенной рядом тёплой Пятницкой церковью и снесённой колокольней с вогнутым шатром. Весь комплекс был окружён невысокой кирпичной оградой.
Пятницкая церковь является типичным представителем суздальских «тёплых» храмов. Отличительная черта в том, что на центральном четверике поставлен восьмерик с высоким куполом и необычной фигурной главкой (форма вазон). Это делает церковь особенной.

25.jpg

Левее, по другую сторону реки Каменки, в среднем её течении, начинается природный заказник «Ильинский луг». Он образован в целях сохранения естественной луговой растительности вместе с фауной, рекой, и подземными водами.
По краю Ильинского луга также расположились церквушки.

Тихвинская церковь.

26.jpg

Ранее на этом месте находился Андреевский монастырь, который был сожжен во время польского нашествия. Тихвинская церковь, единственное сохранившееся от всего комплекса здание. Построена в конце XVII века. Из интересного в деталях архитектуры: на боковых фасадах Тихвинской церкви присутствуют троечастные наличники, связующие два окна и киот посредине. Подобный элемент не встречается больше ни в одном суздальском памятнике архитектуры.

Ильинский луг на ближнем плане и церковь Ильи Пророка на Ивановой горе.

27.jpg

Церковь была построена на месте прежней деревянной, которая была перенесена на Иванову гору с западной стороны посада по приказу митрополита Иллариона. Эта одна из самых заметных отдельных суздальских церквей стоит на берегу реки Каменки, на краю Ильинского луга, там, где некогда располагалась архиерейская слобода.

28.jpg

После революции, в 1930-х годах, были разрушены примыкавшая к церкви колокольня и теплая церковь Иоанна Богослова (XVIII век). В 2010 году колокольня была восстановлена. Церковь красиво возвышается над низменностью Ильинского луга, окружённая несколькими невысокими частными домами.

29.jpg

А потом набрели мы на церковь святых благоверных князей Бориса и Глеба на Борисовой стороне на окраине города или иначе Борисоглебскую церковь. Именно вот такой она предстала перед нами, когда мы свернули с основной дороги на поросшую травой тропинку. Но сначала мы увидели не церковь, а чёрную крикливую тучу, которая быстро рассеялась в воздухе. Это местное вороньё облюбовало для себя заброшенную церковь.

30.jpg

Сейчас расскажу про то, как церковь стала заброшенной и про то, что по традиции любая русская народная сказка должна быть обязательно со счастливым концом.
Точная дата постройки не известна, полагают, что церковь появилась в 1749 году. На её месте до начала XVII века находился Борисоглебский монастырь, первое упоминание о котором датируется 1578 годом. Монастырь был сожжен польскими интервентами в Смутное время, но через некоторое время восстановлен. После ликвидации монастыря в 1764 году Борисоглебская церковь стала приходской.

31.jpg

В 1923 году храм был закрыт, Суздальский музей предложил его и еще несколько церквей к сносу для использования в качестве строительных материалов (в том числе для строительства городской бани). Зимняя Никольская церковь 1718 года постройки, находившаяся несколько северо-западнее Борисоглебской церкви, была разобрана к 1937 году. Саму летнюю Борисоглебскую церковь участь сноса обошла стороной. Храм в течение нескольких десятилетий был заброшен, планировалось использовать его под склад, но в 1961 году он был отреставрирован под руководством А.Д. Варганова в рамках реорганизации Суздаля в город-музей.

32.jpg

Ничего не могу сказать по поводу той давней реставрации в 60-ые годы, в 2014 году, когда мы там были, церковь находилась в полном запустении.
Летом 2017 года начались работы по капитальной реставрации храма, сильно обветшавшего со времен последнего ремонта. Здание получило обновленную облицовку, а также новые позолоченные купол и шпиль. По состоянию на октябрь 2018 года внешний облик храма практически полностью восстановлен.
Говорят, внутри сохранилась роспись XVIII и XIX веков. Хотелось бы, конечно, увидеть собственными глазами. Вот такое счастливое возрождение.

Вернёмся к реке. На её берегу разрастается музей деревянного зодчества. В Суздале не сохранились деревянные памятники архитектуры, этот пробел восполняет музей, куда свезли деревянные постройки из различных уголков Владимирской области. Но это рассказ для другого поста, т.к. я всё-таки делаю обзор именно об архитектуре Суздаля.

Амбары на сваях - часть экспозиции музея деревянного зодчества.
Козьмодемьянская церковь на Яруновой горе вдали

33.jpg

Своё название гора получила от стоявшего на ней языческого капища, посвящённого Яруну (или Ярило). Ярун был верховным божеством, богом плодородия, ведавшим урожаем суздальских земель. Уже с конца XII века на Яруновом пригорке существовал монастырь в честь святых-бессребреников Косьмы и Дамиана. В этой обители провёл свои последние годы епископ Иоанн I, духовник великого князя Всеволода III Большое Гнездо.

Козьмодемьянская церковь (ближний план)

34.jpg

Именно Иоанну историки приписывают основание Козьмодемьянского монастыря в Суздале. К XVII веку монашеская обитель прекратила своё существование, и на её месте осталась только деревянная церковь Косьмы и Дамиана, которая в писцовой книге Суздаля от 1617 года значилась как «строение приходских людей». В 1725 году храм был заменён ныне существующим каменным в честь тех же святых.

Комментарии

( 4 комментария — Оставить комментарий )
evrica_taurica
7 фев, 2019 22:53 (UTC)
Очень тёплые фотографии. И свет такой мягкий.
Особенно хороши снимки с белой лошадкой, с девочкой в платочке, с амбарами на сваях и тот, где отдыхающие на катамаранах и голуби на деревянном храме.
Как река украшает пейзаж!
Увидев кадры "Женитьбы Бальзаминова", я поинтересовалась подробностями. Этот фильм я впервые смотрела недавно по ТВ и меня поразила игра Екатерины Савиновой и Надежды Румянцевой.
И да, Вицин на целых 6 лет был старше Людмилы Шагаловой, своей экранной матушки.

Наверное, в Суздали, этом городе-музее, невозможно не почувствовать себя принадлежащим минувшим векам.
Неприятным диссонансом была бы встреча с каким-нибудь рекламным щитом, автомобилем или - страшно сказать - супермаркетом.
Вот эта законсервированность и создаёт иллюзию путешествия во времени.
mycruises
8 фев, 2019 20:17 (UTC)
Спасибо, Светочка! А со второй частью Вашего комментария просто невозможно не согласиться.
Что касается "Женитьбы Бальзаминова" - один из любимых фильмов по А.Н. Островскому. И сколько там чудесных провинциальных видов! Натурные съёмки сыграли большую роль в раскрытии характеров и патриархального быта. Екатерина Савинова самобытная и очень талантливая актриса. И даже эпизодические роли у неё получались яркими, незабываемыми. Походка, смех, жесты - всё врезается в память. Жаль, что она не так много успела, сколько хотелось самой и сколько хотелось бы зрителю. И Надежду Румянцеву я очень люблю за её роли. Причём в "Бальзаминове" она меня тоже поразила. Обычно ей доставались роли задорных, активных, открытых, слегка наивных "девчонок", подкупающих своей непосредственностью. В "Женитьбе Бальзаминова" - это какой-то "чёрт в табакерке", характер - пружина, не заешь, когда и куда она выстрелит. Вицин смотрится очень органично в роли Мишки. Раньше даже не задумывалась, сколько было актёру на тот момент лет, только теперь случайно наткнулась на информацию и удивилась. Я могу назвать ещё только один случай, когда это было так же органично. Мы ходили в театр на "Кроткую" по Ф.М. Достоевскому - трёхчасовой моноспектакль, где все означенные три часа зал удерживает во внимании Валерий Ивченко. После спектакля мы остались на творческую встречу с актёром. Один из вопросов, заданных Валерию Ивченко, - это "как отнеслись в труппе театра к тому, что он играет героя в половину моложе себя настоящего по возрасту". Можно не сомневаться, что ответ был достойный, но я хочу сказать о своих ощущениях. Во время спектакля у меня ни разу не возникло желания узнать, сколько актёру на самом деле лет. Хотя я хорошо помню фразу, которую произносит герой: "...мне сорок один, а ей только что шестнадцать", но и в этот момент также у меня не возникло диссонанса, я безропотно верила, что ему сорок лет. Уже только в конце спектакля, когда герой падает на колени, закрывая лицо руками, а потом вдруг истерзанный, задавленный мыслями отнимает руки со словами: "Измучил я ее – вот что!" Я смотрю и не могу поверить, как (!) человек может так постареть за минуту. Вот только что ему было сорок, а теперь перед нами старик. Но опять же я не о реальном возрасте актёра подумала, я подумала, вот буквально мои мысли: "Как он состарился от горя!"
Светочка, под конец немножко совсем не про Суздаль мой комментарий получился, но про Суздаль ещё будет третья (небольшая) заключительная часть.
evrica_taurica
9 фев, 2019 21:25 (UTC)
Ах, какой животрепещущий отклик на "Кроткую" Вы, Аня, спонтанно выдали!
И как жаль, что очень редко пишете о впечатлениях от кино и театра (но то, что написано - незабываемо).
mycruises
16 фев, 2019 10:36 (UTC)
Спасибо, Светочка!
( 4 комментария — Оставить комментарий )
Разработано LiveJournal.com
Дизайн Michael Rose