?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост



Находясь рядом с музеем деревянного зодчества, можно полюбоваться общим видом Суздальского кремля.

35.jpg

Согласно археологическим данным, мерянское поселение на этом месте существовало еще в первой половине X века и ранее. В начале XI века Суздаль становится одним из центров Залесской земли. Это была далекая окраина Киевской Руси, которую выделяли в наследство младшим сыновьям киевских князей. А к концу XI века Суздаль значительно усиливается и становится крупным административным, религиозным, торговым и ремесленным центром. На территории Суздальского кремля строятся дворы князя и епископа, собор, дома княжеской дружины и окружения епископа.
В излучине реки Каменки был возведен мощный земляной вал длиной около 1400 метров. С уязвимой восточной стороны перед ним был прокопан ров глубиной до 17 метров. Внутри укрепленной территории при Владимире Мономахе был возведен Успенский собор — одно из первых каменных сооружений Северо-Восточной Руси. И это была первая православная церковь в Суздале.
Строился храм из кирпича-плинфы. По своим размерам он практически не уступал существующему ныне собору. Возводили его, вероятно, мастера, приглашенные Владимиром Мономахом из Киева. Однако фундамент оказался недостаточно прочным для столь масштабного здания. Простояв примерно полвека, Успенский собор начал разрушаться. В 1148 году суздальский князь Юрий Долгорукий приказал разобрать старый храм и возвести на его месте новый. В итоге Суздаль украсил новый величественный собор, по своей архитектуре напоминавший Успенский собор Киево-Печёрского монастыря. Вероятно, с помощью подобного сходства князь Юрий Владимирович стремился показать, что его цель - вокняжение в Киеве. (Он её добился, заняв киевский престол в 1154 г.).
Но и этот храм не отличился долголетием. В 1222-1225 годах на месте Успенского собора был построен новый, белокаменный, простоявший до XV века. Освящение собора состоялось в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, и епископ Симеон принял решение посвятить храм именно этому событию Священной истории.
В 1445 году Суздаль сожгли казанские татары. В результате пожара обрушилась верхняя часть собора Рождества Пресвятой Богородицы. В 1528 году старые стены были разобраны до аркатурного пояса и заменены кирпичными. Прежде трёхглавый собор получил пятиглавое завершение. Таким образом, до наших дней собор дошёл с большими изменениями. Его нижняя часть относится к XIII веку, верхняя — к XVI.

36.jpg

Только я хотела написать, что у меня нет фотографий, сделанных непосредственно на территории Кремля, для меня это оказалась задача невыполнимая, и тут я прочитала одно описание собора, которое лучше всего пояснит мои затруднения: «Собор возвышался над низкими домами горожан, символизируя мощь православия и прочность власти владимиро-суздальских князей. В то же время это могучее сооружение было домом Божьим, где рядом с князьями и боярами мог молиться простой люд».
Всё это мы ощутили в полной мере. Не зря говорится: «Большое видится на расстоянии». Вот и нам пришлось переправиться на другой берег реки для полного обзора.
На первой обзорной фотографии Кремля помимо синих со звёздами куполов собора Рождества Пресвятой Богородицы можно видеть архиерейские палаты, жилой дом для суздальских церковных владык. Основное здание тесно связано с собором, как в композиционном, так и в бытовом отношении. А напротив южного фасада собора Рождества Пресвятой Богородицы в 1635 году была построена колокольня, завершённая высоким восьмигранным шатром. В конце XVII века на ней установили куранты, в которых часы обозначаются буквами. Собор, палаты и связанная с ними переходом колокольня образуют замкнутый парадный двор.
В западной части кремля (на той же фотографии слева) находится деревянная Никольская церковь, построенная в 1766 году и перевезённая из села Глотова Юрьев-Польского района в 1960 году, на место утраченной церкви Всех святых XVII века.

Купола собора Рождества Пресвятой Богородицы навели на мысль, что я ещё не написала о символике цвета.
- Синий со звездами. Храмы с такими куполами чаще всего посвящены Богородице. Синий цвет символизирует непорочность и чистоту Девы Марии, а звезды отсылают к Вифлеемской звезде, ознаменовавшей Рождество Иисуса Христа.
- Золотой. Самый распространенный цвет православных куполов олицетворяет вечность и небесную славу. Храмы с золотыми куполами посвящали Христу и великим церковным праздникам — Рождеству, Сретению, Благовещению.
- Зеленый. Этот цвет считается знаком Святого Духа. Чаще всего его можно встретить на церквях, посвященных Святой Троице.
- Серебряный. Этот цвет в православии связан с чистотой и святостью. Серебряными куполами увенчаны храмы, посвященные святым.
- Черный. Купола этого цвета встречаются редко и украшают монастырские храмы.
- Многоцветные купола в православной традиции напоминают верующим о красоте Небесного Иерусалима. Так выглядят главы храма Спас на Крови в Петербурге и собора Василия Блаженного в Москве.

Успенская церковь «на княжьем дворе»

37.jpg

К Суздальскому Кремлю относятся также и церкви у крепостных валов - Успенская, Никольская и Христорождественская. Успенская церковь находится на территории, на которой во второй половине XV века располагался двор великого князя Ивана III.
Первое строение Успенской церкви было деревянное.Каменная церковь на месте сгоревшей была поставлена в 1650 году. После сильного пожара 1719 года Успенская церковь была перестроена, обрела нетипичный для Суздаля стиль нарышкинского барокко. Храм имел шатровую колокольню с приделом во имя Сергия и Никона Радонежских (XVII—XVIII) и был огорожен невысокой оградой с небольшими воротами. По выражению Н. Н. Воронина, это был «один из скромных, но изящных памятников Суздаля».
В 1926 году руководство размещавшегося в Спасо-Евфимиевом монастыре политизолятора, обратилось к директору суздальского музея Василию Романовскому с предложением сноса либо Успенской, либо Афанасьевской церкви с целью использования кирпичей «для строительных надобностей». Поставленный перед жёстким выбором Романовский предпочёл сохранить Успенскую церковь, как представляющую собой в соединении с приделом и колокольней более интересный ансамбль, нежели Афанасьевскую...

В государственном историческом музее сохранился фотонегатив с изображением Афанасьевской церкви.

38.JPG

В юго-восточном углу кремля находится церковь Николая Чудотворца.
Каменная церковь построена в 1720-1739 годах на месте одноименной шатровой деревянной церкви, сгоревшей в пожар 1719 года. Никольская церковь здесь существовала, видимо, очень давно, так как по ее месту названы древние Никольские ворота, выводившие к мосту через Каменку. Никола почитался как покровитель плавающих и путешествующих, и постановка его храма у этих ворот к дальним речным путям и дорогам была не случайной.

39.jpg

Церковь имеет типичное для посадского храма устройство и состоит из основного объёма, колокольни и соединяющей их трапезной. Выглядит церковь очень нарядно. Перспективный портал и резные оконные наличники служат простым и изящным украшением гладкой стены основного объёма-четверика. Верхняя часть четверика окаймлена широким карнизом из мелких кокошников. Луковичная главка опирается на высокий тонкий барабан - и впрямь свеча.
Колокольня по форме повторяет деревянные шатровые храмы. Особенность суздальской архитектуры, которую мы уже не раз подмечали, вогнутая форма шатра — изобретение суздальских мастеров.

40.jpg

Никольская летняя имеет по Суздальскому обычаю парную зимнюю церковь - церковь Рождества Христова.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи

41.jpg"

Построена почти одновременно с Никольской церковью, но, несмотря на одинаковую трёхчастно-осевую композицию, заметно отличается от своей ровесницы лаконичностью декора. Лопатки на углах основного объёма-четверика имитируют обшитые тёсом концы брёвен сруба, напоминая о рубленых храмах XVII века. Лишённые карнизов фасады украшены лишь оконными наличниками и небольшим порталом. Четырёхскатная крыша церкви увенчана луковичной главкой на тонком барабане, а над порталом возведена невысокая шатровая колокольня с оконцами-слухами. Четверик колокольни поставлен вровень с мощным четвериком основного объёма, форма которого скрадывает массивность колокольни.

42.jpg

Если судить по более поздним фотографиям, имеющимся в интернете, церковь отреставрирована.

Пожарная каланча

Пожарная каланча. двор пожарного депо.jpg

И ещё о важном. Принципиально, что в городе с большим количеством деревянных домов и различных построек есть своя пожарная часть. Первые упоминания о пожарной дружине в Суздале относятся к 1864 году. Тогда на вооружении пожарных, располагавшихся в бывшем здании конюшни, находился один ручной насос, установленный на конный ход.
Пожарная каланча в городе была построена в 1890 году. Сто с лишним лет пожарная часть располагалась в одноэтажном здании, постепенно пришедшем в негодность. В 2004 году Суздальская пожарная охрана добилась выделения средств на строительство нового здания. За основу был взят проект более чем столетней давности, который хранился в архиве Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Новое здание пожарной каланчи гармонично вписалось в панораму Суздаля. Что значит правильный подход к исторической застройке города!

Васильевский монастырь

Васильевский монастырь. ввечеру.jpg

Восточная окраина города. Васильевский монастырь - последний объект, который мы осмотрели в тот день. Основан в XIII веке на дороге, ведущей от Суздальского Кремля в Кидекшу. Первоначально это было мощное укрепление, впоследствии преобразованное в монастырь. По преданию место, которое нынче занимает храм, связано с князем Владимиром Красное Солнышко и датой крещения Руси. Предположительно, суздальцы приняли христианство в той церкви, которая раньше располагалась на территории современного Васильевского монастыря.
Собор Василия Великого Васильевского монастыря был построен в 1662—1669 годах на месте прежней шатровой деревянной церкви. Его форма чрезвычайно проста: кубовидный объём увенчан главкой, поставленной на восьмигранную призму. Под кровлей собора сохранились основания ещё двух барабанов, так что задуман он был как трёхглавый. Небольшая трапезная соединяет с собором трёхъярусную колокольню XIX века, украшенную пилястрами и резными карнизами.
Монастырь не раз менял свою общину. То он был приписан к женскому Ризоположенскому монастырю, то к мужскому Спасо-Евфимиеву. С 1916 года опять действовал как женский монастырь. Закрыт советской властью 15 февраля 1923 года. С 1995 года вновь зарегистрирована община мужского Васильевского монастыря.
Монастырь расположен в очень тихом месте, поодаль от туристических троп. Осматривая территорию монастыря и его архитектуру, чувствуешь скромность и аскетичность во всём. Но вот отошли мы к дороге, и в начинающем вечереть воздухе, на фоне углубившихся красок неба, белоснежные стены монастыря с ажурным декором приобрели особенную нарядность и торжественность. С этим чувством и уезжаем домой.

Комментарии

( 2 комментария — Оставить комментарий )
evrica_taurica
24 фев, 2019 21:14 (UTC)
Интересна символика цветов.
mycruises
3 мар, 2019 12:01 (UTC)
Благодарю Вас, Светлана.
( 2 комментария — Оставить комментарий )
Разработано LiveJournal.com
Дизайн Michael Rose