?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост



Нравится это место тем, что находится совсем недалеко от Москвы, в 2-ух километрах от г. Красногорска. Даже если не намечалось заранее путешествие на выходные, но выдался свободный погожий денёк, всегда можно быстро собраться и прямиком в Архангельское. Место это стоит того, чтобы его посетить. Архангельское осталось единственным в Подмосковье цельным архитектурно-парковым ансамблем, сохранившим все основные элементы планировки и застройки.

Колоннада дворца

Архангельское-2.jpg

Усадьба известна со времен Ивана Грозного. В течение трех столетий её владельцами являлись попеременно князья Одоевские, Голицыны, Юсуповы.

Вид на Дворец от Верхней террасы

Архангельское.-вид-на-Дворец-от-Верхней-террасы.jpg

Скульптуры сфинкса у входа во дворец

06-1.jpg

Когда-то стояли на свежем воздухе, теперь под стеклянным колпаком.
Надеюсь, когда-нибудь их освободят от заточения.

06-2.jpg

Прежде Архангельское носило название Уполозы, по фамилии одного из владельцев — Алексея Ивановича Уполоцкого. В документах имение «Уполозы Горетова стана Московского уезда» значилось уже в 1584 году. Село было небольшое, но имело деревянный храм Архангела Михаила, построенный еще в первой половине XVI в.
Настоящее строительство в усадьбе развернулось при князьях Голицыных.

Подпорная стена верхней террасы парка со скульптурами

Архангельское.-вид-на-Дворец-с-лестницы.jpg

Лестничная балюстрада с 44 мраморными бюстами античных героев, философов, императоров и полководцев.

Архангельское.-лестничная-балюстрада-с-44-мраморными-бюстами-античных-героев,-философов,-императоров-и-полководцев-2.jpg

Архангельское.-лестничная-балюстрада-с-44-мраморными-бюстами-античных-героев,-философов,-императоров-и-полководцев-1.jpg

Архангельское.-лестничная-балюстрада-с-44-мраморными-бюстами-античных-героев,-философов,-императоров-и-полководцев-3.jpg

Правда до 1730 г. Дмитрий Михайлович, обремененный государственной службой в Петербурге, Архангельское не посещал. Князь Д. М. Голицын активно участвовал в политической борьбе вокруг престолонаследия. Он был в числе тех членов Верховного тайного совета, которые предложили вдове герцога Курляндского, племяннице Петра I Анне Иоанновне, взойти на престол на условиях («кондициях»), сводивших ее власть к чисто номинальной и оставлявших все полномочия государственного управления за аристократией. Но, став государыней, Анна Иоанновна пренебрегла этими «кондициями». Князь Д.М. Голицын был обвинен «в преступных намерениях лишить власти императрицу». После этих событий Дмитрий Михайлович большей частью жил в Архангельском. Старый дом для него оказался мал, и к западу от бывших построек началось возведение большого по тем временам двухэтажного дома. Напротив нового дома был разбит сад размером 190 на 150 саженей с перспективными дорогами, обсаженными кленом, липой и штамбовым деревом с двумя партерами. Начата постройка садовой ограды. Тогда же началось и строительство оранжерей на берегу Москвы-реки. Но закончить переустройство усадьбы князю не удалось. В 1736 г. по указу Анны Иоанновны он был арестован и заточен в Шлиссельбургскую крепость, где и скончался в 1737 году.

Вид на Большой партер и Нижнюю террасу.

Архангельское.-вид-на-Большой-партер-и-Нижнюю-террасу-2.jpg

01.jpg

Вид на Дворец с Нижней террасы.

Архангельское.-вид-на-Дворец-с-Нижней-террасы.jpg

Подпорная стена нижней террасы парка. Скульптуры.

Архангельское.-вид-на-Дворец-от-Большого-партера.-детали-подпорной-стены-1.jpg

На привязи

Архангельское.-вид-на-Дворец-от-Большого-партера.-детали-подпорной-стены-2.jpg

Продолжил строительство дворцово-паркового ансамбля его внук, князь Николай Алексеевич Голицын. Во время посещения Парижа в 1780 году князь за 1200 ливров заказал проект нового дворца местному архитектору Жаку-Жако Герну. В 1790-х годах по проекту итальянца Джакомо Тромбара перед дворцом были устроены две террасы с мраморными балюстрадами. На террасах разбиты цветники, балюстрады украшены вазами, статуями, бюстами античных богов, героев и философов.
После смерти князя Н. А. Голицын усадьба была продана князю Н. Б. Юсупову. Основной принцип организации имения князь подытожил в распоряжении управляющему в 1829 г.: «Как Архангельское не есть доходная деревня, а расходная и для веселья, а не для прибыли, то стараться…то заводить, что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других».

Вид на Дворец от Большого партера.

Архангельское.-вид-на-Дворец-от-Большого-партера-1.jpg

Архангельское.-вид-на-Дворец-от-Большого-партера-2.jpg

Для размещения своего художественного собрания Н.Б. Юсупов спешил закончить строительство и отделку Большого дома. Работы велись под руководством крепостного архитектора В.Я. Стрижакова, бывшего в усадьбе также художником, управителем, приказчиком, писарем и экономом.

Вид на Большой партер

Архангельское.-вид-на-Большой-партер-2.jpg

Архангельское.-вид-на-Большой-партер-1.jpg

Корпус центрального военного клинического санатория на территории усадьбы

Архангельское.-смотровая-площадка.-санаторный-корпус.jpg

Архангельское.-смотровая-площадка.jpg

Ландшафтный вид с оранжерейной террасы

Архангельское.-оранжерейная-терраса.-панорама.jpg

Ротонда

Архангельское.-ротонда-3.jpg

Архангельское.-ротонда-2.jpg

В 1823-24 гг. недалеко от храма Архангела Михаила по распоряжению Н.Б. Юсупова по проекту Е. Тюрина возводились «Святые Ворота»; была начата и перестройка самого храма. В 1818 г. к западу от храма начали возводить колокольню. До наших дней сохранился только её фундамент.
При князе Н.Б. Юсупове Архангельское окончательно стало единым усадебным комплексом.

Малый дворец «Каприз» и Чайный домик (бывшая библиотека)

Архангельское.-Малый-дворец-«Каприз»-и-Чайный-домик-(бывшая-библиотека).jpg

Архангельское.-Малый-дворец-«Каприз»-(цвет).jpg

Чайный домик

Архангельское.-Малый-дворец-Каприз-и-Чайный-домик.jpg

04.jpg

Храм Екатерины Великой

Храм-Екатерины-Великой.jpg

Возведенный в западной части парка храм-памятник Екатерине II (по модели известного скульптора М.И. Козловского, 1819 г.) в образе древнеримской богини Правосудия Фемиды подчеркнул приверженность хозяина усадьбы одной из самых ярких эпох в истории Российской империи.
Сын старого князя, князь Борис Николаевич Юсупов, стал обладателем огромного богатства и вместе с тем долга в размере более двух миллионов рублей. Большинство унаследованных им имений были бездоходными, а Архангельское среди них как главная «увеселительная» резиденция покойного князя – наиболее «расходным». Превратить усадьбу в образцовую экономию стало теперь главной задачей князя и его управляющих. Что-то пришлось сдать на откуп, что-то вывезти. Большой дом постепенно пустел, но все-таки Борис Николаевич ценил собранное отцом, переживал, что не мог уделять должного внимания усадьбе.

Пергола

05-2.jpg

Санаторный домик. Архангельская минеральная вода.

07.jpg

Груши и много-много бабочек

08.jpg

09.jpg

Конторский флигель

03.jpg

При последних владельцах Архангельского – правнучке старого князя Зинаиде Николаевне Юсуповой (1861-1939) и ее супруге - князе Феликсе Феликсовиче Юсупове-Сумарокове-Эльстон сюда приезжали художники А.Н. Бенуа, В.А. Серов, К.А. Коровин, К.Е. Маковский, пианист К.Н. Игумнов и многие другие деятели русской культуры.

Гостевой домик

Архангельское.-гостевой-домик.-прогулка-на-пони.jpg

Архангельское.-гостевой-домик-1.jpg

Архангельское.-гостевой-домик-2.jpg

10.jpg

Архангельское.-гостевой-домик.jpg

В 1903 г. хозяева имения увековечили память А.С. Пушкина, посетившего усадьбу дважды. В 1827 г. поэт вместе со своим приятелем, известным библиофилом С.А. Соболевским, отправился по приглашению Н.Б. Юсупова в Архангельское. Хозяин показал им свое художественное собрание и превосходную библиотеку в двух «громадных залах дворца». В августе 1830 г. А.С. Пушкин еще раз посетил усадьбу вместе с другом П.А. Вяземским. Их приезд запечатлел французский художник Николя де Куртейль в рисунке «Осенний праздник в Архангельском».
Осознавая значение Архангельского в истории России, еще 31 мая 1900 г. правнучка Н.Б. Юсупова, княгиня Зинаида Николаевна и ее супруг составили завещание, согласно которому: "…в случае внезапного прекращения рода…все наше движимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами…завещаем в собственность Государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества…"

Храм-усыпальница Юсуповых

Архангельское.-храм-усыпальница-Юсуповых-1.jpg

Фотографий усыпальницы много, т.к. архитектура очень фотогеничная

Архангельское.-храм-усыпальница-Юсуповых-2.jpg

Архангельское.-храм-усыпальница-Юсуповых-3-(цвет).jpg

Архангельское.-храм-усыпальница-Юсуповых-4-(цвет).jpg

Архангельское.-храм-усыпальница-Юсуповых-5-(цвет).jpg

Архангельское.-храм-усыпальница-Юсуповых-6-(цвет).jpg

Архангельское.-храм-усыпальница-Юсуповых-7.jpg

Архангельское.-храм-усыпальница-Юсуповых-8.jpg

"Дом над оврагом"

11.jpg

Храм Архангела Михаила

Архангельское.-храм-Архангела-Михаила-1.jpg

Архангельское.-храм-Архангела-Михаила-2.jpg

Архангельское.-храм-Архангела-Михаила-3.jpg

02.jpg

Глинобитная ограда с башнями

Архангельское.-храм-Архангела-Михаила-Глинобитная ограда с башнями.jpg

Комментарии

( 8 комментариев — Оставить комментарий )
chugaylo
12 апр, 2019 21:00 (UTC)
Спасибо за познавательную экскурсию, Анна! Впечатления очень сильные! Мы туда пока не добрались, но летом постараемся.
mycruises
13 апр, 2019 10:01 (UTC)
Спасибо, Андрей!
Вы только перед поездкой предварительно узнайте обязательно, как обстоят дела с посещением усадьбы и её музеев. В прошлом году там развернулась масштабная реставрация. На территорию парка пускали, и даже деньги за вход брали по полной программе, но во двор большого дворца вход перекрыли, большой партер тоже обтянули строительной лентой. К реке за большим партером можно было спуститься, но там тоже было всё перерыто и перекопано. Чтобы Вы не были разочарованы и готовы к некоторым неудобствам, вот Вам контактный телефон, по которому можно получить необходимую информацию о посещении комплекса. А то ведь можно и совсем к закрытым воротам приехать.
Тел. +7 (498) 568-95-80, +7 (498) 653-86-60
Не волнуйтесь, телефоны взяты с официального сайта. http://arhangelskoe.su/contacts/

chugaylo
13 апр, 2019 16:40 (UTC)
Спасибо, Анна!
Обязательно предварительно разузнаем. Я теперь закончил с волейболом, поэтому время на такие поездки должно образоваться=)

На Ваших фотографиях строительства почти не видно, кроме одной ограничительной ленточки=)
mycruises
13 апр, 2019 17:40 (UTC)
Да, это фотографии 2016-го, 2017-го года в основном. 2018-го года почти нет, уже нельзя было ко многим объектам подойти и выбрать ракурс. А скульптура льва с ленточкой - сначала расстроилась, что по-другому снять нельзя, но посмотрела на мониторе, а лев, словно привязан за лапу, недоволен этим, морду отворачивает, сопротивляется, и мне понравился сюжет :)
chugaylo
13 апр, 2019 22:20 (UTC)
Да, верно! Ленточка совсем не мешает, только привносит живость=)
evrica_taurica
19 апр, 2019 19:04 (UTC)
Лёвушка с ленточкой - это действительно сюжет)

Присматриваясь ко зверю, замечаем, что прежде (в веке 19-м?) львы были иные. Выразительное одухотворённое лицо, небольшой ладный торс, грация...
А впрочем, вероятно, скульптор привнёс в ваяемое черты знакомой барышни.
Отметила приятные детали, оживляющие музейную архитектуру, - группки симпатичных космей, будьдог, нарушающий правило "по газонам не ходить", мальчик верхом на Коньке-Горбунке и грустная девушка с фотоаппаратом (я узнала её).
Впечатление неторопливого времяпровождения в прекрасный летний день в замечательном месте удалось передать зрителю.
mycruises
20 апр, 2019 17:53 (UTC)
Спасибо, Светочка! Рада быть узнанной :)
Про знакомую барышню, внешность которой проявилась в чертах льва, очень понравилось. В этом льве, действительно, есть что-то такое... Вообще рафинированный облик напомнил о галантном веке, о разных Людовиках в завитых париках, а конкретнее, напомнил фильм "Три мушкетёра", где Людовика XIII играл Олег Табаков.
А бульдог и впрямь всем своим видом показывал, что ему, как, впрочем, и его хозяйке закон не писан. На месте блюстителей порядка я бы не стала с женщиной спорить, тем более, что в правой руке она несёт предмет, очень напоминающий лук, где-то значит должны быть и стрелы. Не Купидон ли это в женском обличии?! Не понравится даме замечание, и пустит она стрелу в какую-нибудь лягушку, мучайся потом всю жизнь.
evrica_taurica
27 апр, 2019 19:33 (UTC)
вполне в духе ролевых игр на тему Метаморфоз)
( 8 комментариев — Оставить комментарий )
Разработано LiveJournal.com
Дизайн Michael Rose