Живага Анна (mycruises) wrote,
Живага Анна
mycruises

Categories:

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица



Питер. Май. Дождь. Фотографирую собаку на привязи у магазина.
- А пойдём в Муху?!
- Это далеко?
- Да нет, через два квартала. Только там экскурсия через 7 минут, а без экскурсии не пустят.
Отдалённо представляю, что такое квартал, и меряется ли что-то в Питере кварталами, но на всякий случай говорю:
- Я не добегу. Боюсь, устану.
Это у нас отговорка такая. Мы ей периодически по очереди пользуемся.
- Беги, не разговаривай, не сбивай дыхалку.
Врываемся в вестибюль. Пол, как на ледовом стадионе. Разлетелись, куда-то скользим на всех парах, и только окликом нас удалось задержать.
- Молодые люди, Вы куда?
Делаем синхронный "моухок" и тормозим.
- Нам на экскурсию. Опоздали?
- Отдышитесь. Вон Ваша группа будет. Сейчас тренер экскурсовод подойдёт.

Так вот. Куда мы попали?
Центральное училище технического рисования (ЦУТР), в советское время называвшееся Мухинским училищем, недавно (в 2006 году) вернуло себе имя барона Штиглица и официально именуется Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академией имени А. Л. Штиглица.
Училище было основано в 1876 году на средства Александра Людвиговича Штиглица (1814-1884) - крупного промышленника, банкира и мецената.

01.jpg

В задачи училища входило создать специалистов: рисовальщиков, живописцев, скульпторов для художественной промышленности, а также учителей черчения и рисования для средних учебных заведений. В отличие от Академии художеств, в Училище принимали всех желающих, без различия сословий и пола, требовалось только наличие знаний в объеме четырех классов гимназии или реального училища и успешная сдача экзамена по рисунку.
Воспитанники Училища проходили практику и работали на Императорском фарфоровом заводе, в ювелирной фирме Фаберже, в мастерских Императорских театров, на Московской ситценабивной мануфактуре... Кроме того, ученики участвовали во всевозможных выставках, в том числе и престижных международных, а в конце декабря ежегодно проходили отчетные выставки ученических работ.
Большую роль в принятии решения о создании училища сыграл Александр Александрович Половцов - действительный тайный советник, Государственный секретарь, фабрикант и зять барона Штиглица.

02.jpg

Половцов руководил Училищем с самого момента его основания и до конца своей жизни. Он же привлек к организации учебного процесса и строительству училищных зданий архитектора Месмахера и способствовал его назначению на пост директора.
Так что первым директором училища был известный архитектор, яркий представитель петербургской школы эклектики Максимилиан Егорович Месмахер.

03.jpg

Половцов же был экспертом по прикладному искусству, увлеченным коллекционером и сыграл неоценимую роль в становлении учебного заведения и формировании музея прикладного искусства. Как и его тесть, Половцов делал пожертвования на благотворительность. После смерти Штиглица он завершил обустройство Училища и строительство здания музея.

Да, да, вскоре после открытия Училища, возникла также необходимость создания музея прикладного искусства, так как в Училище начали поступать дары в виде произведений искусства. Кроме того, руководство и само взялось за формирование художественной коллекции для целей обучения студентов. Месмахер мыслил музей как необходимый элемент познания учащимися истории искусства.
Коллекция музея впервые серьезно пополнилась в 1880 году, в результате путешествия за границу, совершенного А.А. Половцовым совместно с известным дипломатом князем А.Б. Лобановым-Ростовским. В ходе поездки они познакомились со знаменитым археологом Г. Шлиманом и другими специалистами, стараниями которых в музее вскоре появилось изрядное количество ценных экспонатов разных культур и эпох. Помимо многочисленных приобретений на европейских аукционах, у крупнейших европейских антикваров и коллекционеров, непосредственно у ведущих мастеров, на всемирных выставках, собрание также пополнялось за счет пожертвований частных лиц.

Первоначально музей Училища занимал восемь залов второго этажа основного здания. Однако коллекции продолжали интенсивно расти, и пришлось задуматься о постройке отдельного музейного здания.
Строительство специального корпуса для музея было начато в 1885 году. Автором проекта выступил директор Училища, архитектор Максимилиан Месмахер. Это здание является одним из самых важных и известных творений зодчего. По выражению К.С. Петрова-Водкина, оно стало «лебединой песней» Месмахера. Как вспоминал А.А. Половцов, архитектор жертвовал все силы и время на свое любимое детище: «Месмахер спал по четыре часа в сутки. С раннего утра на стройке до хрипоты перекликался с рабочими, часами толковал с учениками, расписывающими потолки, покрывавшими резьбой и мозаикой панели, забегал в мастерскую, отведенную ученицам, выпиливающим портреты по рисункам, сделанным с исторических образцов. И всё это сверх работы по самому училищу».

Музей Центрального Училища Технического Рисования барона Штиглица

04.jpg

Месмахер создал новый для России тип музейного здания, с продуманной системой освещения и четкой симметричной планировкой. Поскольку осмотр музея происходил в дневные часы, архитектор позаботился о максимальной освещенности помещений. Так, главный выставочный зал, занимающий треть общей музейной площади (1196 кв. м), интенсивно освещается естественным дневным светом через двойной стеклянный купол.

Главный зал, проект Месмахера, разрез

05.jpg

Как педагог и директор, а не только зодчий, Месмахер создавал не просто музей, а своего рода наглядное пособие по истории развития прикладного искусства. Это нашло отражение как во внутреннем наполнении музея, так и в архитектуре здания и оформлении интерьеров.
Строительство и отделка здания на территории бывшего Соляного городка (квартала складов соли) продолжались 10 лет. В празднике открытия музея принимала участие императорская семья во главе с Николаем II, а также многие деятели культуры, в том числе художники И.Е. Репин, молодые К.С. Петров-Водкин и А.П. Остроумова-Лебедева, старик писатель Д.В. Григорович. Все они горячо приветствовали Месмахера.
Открытие музея стало важным событием в культурной жизни Санкт-Петербурга. Широкие слои петербургского общества получили возможность познакомиться с его интерьерами и коллекциями. Помимо постоянной экспозиции, интерес представляли и замечательные временные выставки, которые устраивались в Большом зале. Тут, в частности, проходили выставки объединения «Мир искусства» (организованы Дягилевым, 1898), «Историческая выставка предметов искусства» (1904), «Выставка церковной старины» (1915) и др.
И всё же главной задачей, созданного музея, оставалось дать студентам возможность прикоснуться к творениям всемирно известных мастеров, приобщиться к возвышенной атмосфере гармонии и секретам художественного творчества, понять историю развития прикладного искусства разных стран, эпох и стилей. Такая учебно-методическая концепция проявилась уже на этапе создания музея: основная работа над внутренним оформлением залов выполнялась собственными силами учащихся, выпускников и преподавателей Училища. Например, плафонная и стенная живопись, изготовление некоторых филёнок, резьба — всё это было работой учеников. Это позволяло им на практике применить свои знания. Особой заслугой Месмахера было возрождение искусства майолики. Все отделочные работы в музее, связанные с майоликой (облицовка каминов, ниш, порталов, декоративные вставки между рамами окон, балясины) были выполнены учениками Училища.

От истории перейдём к самой экспозиции и оформлению интерьеров залов.
Тридцать залов музея знакомили студентов с историей развития целых отраслей прикладного искусства, таких как: ткани и шитье, резьба по дереву, камню и кости, гобелены, фарфор, фаянс, стекло, майолика, с момента зарождения и по XIX век. Основные залы на первом и втором этаже музея Месмахер отвел под постоянную экспозицию искусства Египта, Германии, Италии, России, Франции, Англии и Фландрии. Каждая из стран «представляла» свое декоративно-прикладное искусство в период его наивысшего расцвета.
На сегодняшний момент музей занимает 14 залов и галерей. Экспозиция размещается на первом этаже. Помещения второго этажа, ранее также относившиеся к музею, в настоящее время принадлежат Академии и для широкой публики в основном закрыты.
Пространственное решение и оформление интерьеров музейных залов было подобрано Месмахером в соответствии с тематикой экспозиции. Некоторые крупные произведения искусства, которые приобретались в качестве экспонатов (картины, гобелены, камины, порталы...), становились в итоге неотъемлемой частью убранства интерьеров и определяли стилистику залов.
Экспонаты древнерусского, византийского, раннехристианского, древнеримского, готического декоративно-прикладного искусства были размещены на первом этаже, с которого и начинался осмотр. Сначала посетители попадали в Вестибюль с нарядной росписью.
Экспозиция начиналась в Аванзале, оформленном в стиле итальянского Возрождения.

06.jpg

07.jpg

08.jpg

Сегодня здесь демонстрируются временные выставки из фондов музея.
В одной из витрин можно увидеть фотографии и исторические документы, связанные с именем основателя музея.

09.jpg

Своды покрыты яркими декоративными росписями, напоминающими убранство плафона виллы Мадама (Villa Madama), построенной в Риме по проекту Рафаэля в начале XVI века и оформленной его учениками.

10.jpg

На верхней площадке Аванзала выполненные в XIX веке мраморные копии скульптур по античным оригиналам.

11.jpg

Отсюда можно было через мраморный портал проследовать далее вдоль композиционной оси здания в «сердце» музея — Большой выставочный зал (Итальянский зал).

12.jpg

И мы идём в святую святых, туда, где рождаются художники по всем направлениям.
Через портал попадаем под Итальянскую лестницу Большого выставочного зала.

13.jpg

По этой лестнице нам надо подняться на второй этаж.
На цыпочках проскальзываем мимо учеников и их преподавателей.

14.jpg

15.jpg

16.jpg

17.jpg

Этот двухэтажный зал, напоминающий двор итальянского палаццо, предназначался для студенческих и преподавательских выставок. Он был самым большим не только в музее, но и во всем Петербурге.

18.jpg

По периметру зал окружен эффектной двухъярусной галереей, которая создает наилучшие условия для обзора экспозиции.

19.jpg

Аркада служит опорой для двойного стеклянного перекрытия. Внутренний световой купол ранее состоял из небольших расписных квадратных стекол, выполненных по рисунку Месмахера на фабрике Цеттлера в Мюнхене в 1892 году.

20.jpg

Теперь лишь центральная цветовая дорожка напоминает о былом застеклении. Выполнена эта дорожка студентами Училища в качестве димломной работы. А вот фонари в аркадах Большого зала появились только в середине 1950-ых годов (проект архитектора Н.А. Медведева и инженера-технолога Ф.С. Энтелиса).

Аркады второго яруса разделены мощными пилонами, декорированными четырьмя колоннами.

21.jpg

При Месмахере Большой зал украшал фриз со скульптурными портретами художников, архитекторов и скульпторов (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Б. Челлини, а также деятелей русской культуры — Растрелли, Воронихина, Росси, Баженова, Захарова, Сурикова, Репина, Ломоносова, Демут-Малиновского и др.)
В первые годы войны в музейный корпус попали два снаряда и одна авиабомба, причинившие значительный ущерб зданию. В середине 1950-х годов был создан новый лепной фриз Большого зала взамен старого, полностью уничтоженного взрывной волной. Новый фриз стал одноцветным, и теперь в медальонах были изображены в основном русские художники, в том числе Мухина.

22.jpg

На галерею второго этажа ведут полудуги двухмаршевой мраморной лестницы. На верхней площадке лестницы была установлена мраморная статуя сидящего в кресле барона А.Л. Штиглица работы М.М. Антокольского.

23.jpg

В советское время памятник убрали.
Но, к счастью, скульптура сохранилась, и в июне 2011 года ее вернули на историческое место.

24.jpg

Очень понравилось, что экскурсия проходила неспешно. Нас предупредили, что фотографировать не просто можно, а даже нужно, т.к. после осмотра второго этажа мы спустимся вниз, и сюда вернуться самостоятельно уже не сможем. Также нам посоветовали заглядывать во все открытые двери, чтобы не пропустить ничего интересного.

По всему периметру второго яруса Большого зала стены украшены горельефами.
Это гипсовые слепки с горельефов Пергамского алтаря.

25.jpg

«Пергамский алтарь» — знаменитое произведение искусства эллинистического периода, один из самых значительных памятников этого времени, сохранившихся до наших дней. Получил название по месту своего создания — городу Пергаму в Малой Азии. Основная тема рельефных изображений — битва богов с гигантами. В настоящий момент находится в берлинском Пергамском музее (Античное собрание), построенном специально для этой цели.

26.jpg

После Второй мировой войны алтарь в числе прочих ценностей был вывезен из Берлина советскими войсками. С 1945 г. он хранился в Эрмитаже. В 1954 году алтарь стал доступен посетителям. Горельефы были размещены по периметру в бывших конюшнях в здании Малого Эрмитажа.

38.jpg

В 1958 г. алтарь, как и многое другое, был возвращён Германии. При этом была достигнута договорённость, что специально для СССР будет изготовлена гипсовая копия алтаря. В 2002 г. данные слепки были переданы из запасников Эрмитажа в подарок Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии в честь её 125-летнего юбилея.
Специалисты СПГХПА им. Штиглица и создали эти слепки в своё время.

39.jpg

Экскурсовод, скользнув взглядом по убранству стен, сказала не без гордости, что если из музея Училища вдруг исчезнут все предметы искусства, то студенты всё равно смогут заниматься, т.к. здесь даже стены учат, являясь экспонатами.

40.jpg

Кстати, экскурсоводы по музею - девушки и юноши из числа бывших студентов.

27.jpg

28.jpg

29.jpg

30.jpg

31.jpg

32.jpg

В период музейной деятельности второй этаж отводился под залы английского, итальянского, фламандского и французского искусства XVI-XVIII веков.
Заглядываем в залы, как нам и предлагалось, но сильно не нахальничаем, т.к. теперь это учебные помещения.

33.jpg

Так, к примеру, это помещение раньше занимала экспозиция искусства Италии. Просторный зал Тьеполо, посвященный искусству Венецианской республики XVIII века иногда называли Венецианским залом. Оформление этого зала с живописным плафоном и лепниной напоминало отделку библиотеки во Дворце венецианских дожей. Здесь были выставлены уникальные венецианские сосуды художественного стекла, дельфтский фаянс, французские барочные комоды, ткани, кружево, веера и, главное, пять великолепных картин кисти Тьеполо, приобретенных Месмахером специально для своего музея. К сожалению, отделка Венецианского зала до наших дней не сохранилась.

34.jpg

35.jpg

36.jpg

Живописный плафон одного из залов

37.jpg

И что характерно, в Сицилии все натурально изъясняются на французском нет уголка, в которм кто-нибудь не пристроился бы с мольбертом.

41.jpg

42.jpg

43.jpg

По широкой Римской лестнице нас провожают вниз.

44.jpg

Роспись стен лестницы выполнена по проекту М.Е. Месмахера.

45.jpg

В арочных проемах над лестницей воспитанник Училища П.И. Долгов поместил живописное панно с изображением собора Св. Петра в Риме на фоне пейзажа.

46.jpg

Ждут последних экскурсантов нашей группы, и двери за нами закрывают.

47.jpg

А наша экскурсия продолжается уже по первому этажу.

48.jpg

Коптская галерея.
В 1960-х годах живопись этого помещения оказалась скрытой за побелкой, а сегодня частично расчищена.

49.jpg

Расчисткой занимаются сами студенты.

50.jpg

Сейчас в галерее располагаются некоторые интересные экспонаты, в том числе образцы старинной мебели. Часть пространства выделяется под временные выставки. В нашем случае это оказалась выставка «История одной кровати», составленная из мебели, изделий из металла, керамики и витражей XVI-XIX вв.

51.jpg

Главным экспонатом выставки стала кровать, «снимавшаяся» в фильме «Гамлет» (1964 года). Эта дубовая резная кровать с армуаром (шкафчиком) и изображением библейских сюжетов была изготовлена в Нидерландах в 1565 году; реконструкция выполнена во второй половине XIX в.

Кабинетные витражи с изображением гербов донаторов, библейских сюжетов и аллегорий (Германия, Нюрнберг, середина XVI – начало XVII века)

52.jpg

Далее начинается постоянная экспозиция.

53.jpg

Вдоль стен галереи выставлена мебель, вазы, а также витрины с произведениями искусства. Деревянный комод, к примеру, украшен в технике маркетри (своеобразная мозаика из тонких деревянных пластин). Шифоньер, стоящий справа, сделан в XVIII веке и украшен маркетри ореховым наплывом. В застекленных стеллажах можно увидеть предметы античного искусства из «Троянской» коллекции Г. Шлимана. Рядом представлена часть музейной коллекции западноевропейского стекла: алабастры, амфориски, бусы, подвески, амулеты. В соседней витрине размещены произведения западноевропейского прикладного искусства: итальянская бронзовая ступка с пестиком, чаша для причастия, дверное стукальце в виде свернувшейся змеи, гребни для волос.

Видим открытую дверь, сразу ныряем туда.

54.jpg

Оказалось, выставка студенческих работ.

55.jpg

56.jpg

Некрасова Т.И. «Фигура с зеркальцем»

57.jpg

58.jpg

Опять оказываемся в Аванзале первого этажа, откуда в начале экскурсии мраморный портал вывел нас в Большой выставочный зал музея. Также от портала Аванзала вправо и влево отходят малые Итальянские галереи с красочными расписными сводами. В этих помещениях демонстрируются интересные образцы мебели различных исторических эпох. Все эти предметы позволяют будущим мебельным мастерам и простым посетителям музея познакомиться с разнообразием методов отделки и декора дерева.
Осмотрим галерею, ведущую налево. Самое интересное здесь — предметы старинной мебели, а также некоторые образцы керамики и художественного металла. В витринах находятся впечатляющие металлические изделия, в том числе испанское блюдо с изображением аллегорий четырех частей света и герба и блюдо с мифологическими сценами. Всё это гальванокопии конца XIX века с оригиналов XVII века.

59.jpg

Резьба на фасаде буфета в стиле французского Ренессанса. Дерево, резьба, лак. Западная Европа. Вторая половина XIX в.

60.jpg

Другая малая Итальянская галерея демонстрирует экспозицию фарфора и керамики.

61.jpg

Кроме фарфоровой посуды, тут можно увидеть скульптурные группы и фигурки. Стиль шинуазри отмечен стилизованными «китайскими» вазами и французской мебелью в стиле неорококо с китайскими мотивами. Имеются и подлинные японские вазы.

62.jpg

63.jpg

«Арлекин и Коломбина»

64.jpg

«Дама в кресле». Фарфор, роспись. Модель И.Векерле. Нимфенбург. Германия 1906 г.

65.jpg

66.jpg

Из галереи выходим в сказочный по красоте зал под названием «Теремок». Зал предназначался Месмахером для отдела древнерусского искусства. Декор напоминал палаты Теремного дворца в Москве.

67.jpg

Пилоны, арки, своды были по рисункам Месмахера покрыты «лазорием чудным, золотом охры и теплой тьмой коричневых земель», отчего убранство зала казалось «живой сказкой, нашептанной русской природой». Нижние части стен были набраны из цветных изразцов.

68.jpg

69.jpg

В экспозиции зала были представлены иконы, складни, кресты, шитые золотом и жемчугом дорогие ткани, ювелирные изделия. Подлинные росписи зала не сохранились, но и будучи восстановленными, они производят сильное впечатление.

70.jpg

На подиуме, в «сердце» Теремка, находятся образцы старинной русской мебели:

71.jpg

стол в древнерусском стиле, выполненный по эскизам Г.Д. Поленовой (1890-е годы), два «монастырских кресла» конца XIX века, а также короб для бумаг XVII века из Архангельской губернии и светец (подставка для горящей лучины), тоже XVII века. Тут же вдоль стен стоят традиционные лавки-скамьи. На Руси было обычаем и в боярской Думе, и в семье сидеть на лавках, близко друг к другу, локтем чувствуя соседа.

В зале «Теремок» обычно демонстрируются предметы русского прикладного искусства: набивные ткани, русские этнографические куклы, костюмы.

72.jpg

Майолика. Работы студентов 2017 - 2018 гг.

73.jpg

Малые Итальянские галереи, уходящие вправо от Аванзала.

74.jpg

Они приводит нас в небольшой зал, так называемую Византийскую комнату. Тут можно увидеть кабинет в стиле неоготики с сюжетами из Нового завета, созданный во второй половине XIX века.

75.jpg

Инкрустация кабинета приводит в восторг и благоговейный ужас первокурсников Училища. После первого поверхностного осмотра предмета интерьера и короткого рассказа о том, что раньше мастера укладывались с выполнением заказа в жёсткие сроки от одного до двух месяцев, и не могли, как теперь, позволить себе роскошь растянуть время, данное на заказ. Студенты с придыханием говорят: "Ах! Ну этот кабинет делали маньяки своего дела". Потом перед студентами медленно открываются створки кабинета, после чего наступает долгое молчание и, наконец, шёпот: "Нет, это делали просто маньяки..."

76.jpg

Фасад в деталях

77.jpg

78.jpg

Следующий зал, зал Медичи, посвященный мастерам декоративно-прикладного искусства, прославившим Флоренцию, и их покровителям. Плафон зала украшают четыре медальона с портретами представителей династии Медичи и других деятелей. При Месмахере в зале находились витрины с итальянскими и немецкими плакетками XV-XVII века, в основном на античные мифологические и христианские сюжеты.

Важным элементом отделки зала являются яркие керамические балясины небольшой лестницы.

79.jpg

Жемчужиной зала является складной стол XVII века с изображением библейских сцен из жизни Иосифа. Стол выполнен итальянскими мастерами из черного дерева и отделан вставками из слоновой кости.

Отсюда попадаем в зал печей. Официально он называется залом «Раннего итальянского Возрождения».

80.jpg

Здесь представлено уникальное собрание русских изразцовых печей XVII-XIX веков. Первая печь была приобретена в коллекцию у купчихи Прядиловой в Нижнем Новгороде.

81.jpg

В 1960-х годах научным сотрудником музея Я.А. Кузенко была произведена систематизация и атрибутирование уникальной коллекции русских изразцовых печей.

82.jpg

В XVI-XVII веках изразцовые печи стали появляться в храмах, трапезных, парадных княжеских и боярских хоромах, а в XVIII столетии — и в обычных жилых помещениях. В то время изразцовые орнаментальные печи стали неотъемлемой чертой зажиточного русского дома.

83.jpg

Окна зала печей украшает дипломная работа ученицы Мухинского училища Л.Н. Скоробогатовой (1967 год) — ансамбль витражей для салона красоты «Надежда» на Невском проспекте в Ленинграде (хрусталь, пескоструйная обработка).

84.jpg

85.jpg

86.jpg

87.jpg

На северной стене зала представлены образцы мозаичных панно. Это копии с мозаик Софийского собора в Киеве (Богоматерь и архангел Гавриил с композиции «Благовещение»), переданные музею в начале 1960-х годов профессором А.И. Тараном.

88.jpg

А выполнены эти рисунки мозаичных панно студентами, выезжавшими на летнюю практику. Да, да, именно рисунки, я не ошиблась. Даже при ближайшем рассмотрении трудно поверить, что это не настоящая мозаика, а рисунок с неё.

89.jpg

Вестибюль на выходе

90.jpg

При написании статьи использовались материалы с сайта:
Официальный сайт Музея прикладного искусства Академии им. А. Л. Штиглица
Все современные фотографии из моего личного архива.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments