Живага Анна (mycruises) wrote,
Живага Анна
mycruises

Categories:

Четыре летних дня. День второй. Псков. (часть II)



Попробуем понять, чем же так притягивает псковская архитектура, в чём её особенность.
Все древние сооружения Пскова, независимо от их назначения, построены из местного известнякового камня, добываемого в карьерах на берегах реки Великой, в пригородах Изборске и Порхове. Эти слоистые плиты разных размеров слегка обтесывались и составляли основной массив каменной кладки, скрепленной известковым раствором. Там, где толщина стен превышала 2 метра, между слоями лицевой кладки засыпалась плита с булыжными камнями, пролитая раствором и таким образом создавалось монолитное тело стены. Все здания и сооружения обязательно обмазывались известковым раствором и белились. Особенностью обмазки было то, что она подчеркивала неровности кладки, так как псковичи никогда не стремились к имитации геометрически ровных стен.
Экономия труда, средств и скорость работ создали «специфический эффект, свойственный псковскому зодчеству - живую, трепетную поверхность стен, ее каменную плоть, и необыкновенную способность отражать природный цвет, свет и тени. Особенно это ощутимо в церковных зданиях Пскова, где гармоническое единство с природой изначально заложено в архитектурный образ».
Другая особенность древней архитектуры Пскова - ее видимая сила и мощь. Впечатление устойчивости и долговечности зданий создается за счет большого запаса прочности, толщины стен, несущих груз сводов и арок.

Окунёмся в глубь веков, чтобы разобраться, зачем Пскову так необходим был свой отличительный почерк в архитектуре?
Тут на глаза попалась интересная статья русского художника, искусствоведа, реставратора И. Э. Грабаря «Церковное зодчество Пскова». В статье он напоминает, что по общепринятому мнению, псковское искусство весьма немногим отличается от новгородского и в большей своей части является лишь сколком с последнего. В подтверждение такому взгляду обыкновенно ссылаются на знаменитое положение веча: «На чем старшие задумают, на том и пригороды станут». Эти слова указывают на то, что новгородский стиль был главным примером для всех памятников зодчества Псковской области. Однако чем больше углубляешься в изучение псковского искусства, тем больше проникаешься убеждением, что оно, при всем своем родстве с новгородским, обнаруживает совершенно определенные, одному ему присущие особенности.
В Пскове не слишком обнаруживали склонность подчиняться указке Новгорода. Известно, какую глухую борьбу вели псковичи с новгородскими ставленниками, причем дело доходило до открытого разрыва, как в 1337 году, когда они не стали платить новгородскому владыке обычных при его «подъездах» пошлин и выгнали его наместника. Со стороны новгородцев (старших братьев) бывший пригород Псков был торжественно признан меньшим братом, столь же самостоятельным, как и старший. Уже эта, отмечает И. Э. Грабарь, небольшая историческая справка показывает, что не все, исходившее из Новгорода, принималось с безусловной покорностью псковичами, и очень правдоподобно предположить, что и в псковском искусстве не могло быть так уж много покорности и тем более раболепства, как это иным кажется.
Сравнивая даже древнейшие из сохранившихся памятников Пскова с новгородскими, мы уже ясно различаем некоторые особенности, ставшие позже типичными для псковского зодчества. Первые воздвигнутые здесь храмы были, как и в Новгороде, несомненно, деревянными, самым же ранним из уцелевших до нас каменных является Спасо-Преображенский собор в Мирожском монастыре на Завеличье.

01.jpg

Построенный в 1156 году, он сохранил почти неприкосновенным свой облик внутри, где поновлены только фрески, тогда как снаружи остались только его гладкие простые стены. Первоначального его покрытия, как и древней главы, не сохранилось, позже пристроена к нему и звонница. Храм этот является первым памятником Новгородско-Псковской области, в котором заметны очень значительные отступления от полученного из Киева византийского типа. Прежде всего, бросается в глаза очевидное стремление строителей ограничиться по возможности более тесным пространством. Тесниться заставили зимние стужи и сложность конструкции, неизбежная при громадных сооружениях. Эта теснота является с тех пор типичной особенностью псковских храмов. «Псковичи мало заботились о поместительности своих храмов, - замечает один из исследователей, - четыре столба занимали почти половину места; но зато множество церквей искупало этот недостаток». А сам недостаток вскоре превратился в новый мотив для творчества. Теснота вызвала новые пропорции и породила характерную для Пскова приземистость.
Широкому размаху новгородцев, державших в страхе весь Север, тягавшихся с Москвой и падких до большой политики, подобали их могучие храмы. Псковичи не пускались в далекие приключения, и с них было довольно забот по защите своей земли от теснивших их немцев. Всему их складу отвечали и их уютные, славные церкви.

Спасо-Преображенский Мирожский Завеличский монастырь.
Спасо-Преображенский собор и храм Апостола и Первомученика Стефана

02.jpg

В том же монастыре расположилась церковь во имя святого первомученика Стефана. Рядом со Спасо-Преображенским собором она выглядит совсем юной, хотя летописи сообщают, что каменный храм на этом месте появился в 1404 году - поставили его стараниями тогдашнего игумена Карпа. В ХVII веке церковь перестроили. В нынешнем своём виде она близка к московской традиции. И хотя зодчество Пскова не подверглось «омосквичиванию» в той степени, как зодчество Новгорода, всё же наличие столичных черт в храме св. Стефана следует считать знаковым явлением для своей эпохи. По устройству своему церковь является надвратной. Она - тёплая, стоит на подклете, интерьер - в два света. В одну линию со Стефаниевским храмом выстроена невысокая колокольня с куполообразным завершением - одно из самых молодых зданий в обители. Её возвели в 1879 году.

03.jpg

Но мы решили говорить не осхожести и подражании, а об отличительных чертах. А новые особенности появились уще в 1240-е годы. Главным образом это касается интерьера, где мы впервые встречаемся уже не с обычными для Новгорода четырехгранными столбами, а с круглыми. Несравненно удобнее двигаться около закругленных поверхностей, нежели около углов, особенно мешающих при тесноте помещения.
Позже в малых четырехстолпных церквах столбы делаются почти всегда закругленными.

В церкви Василия Великого «с Горки» мы видим дальнейшие изменения внутренних форм храма под влиянием различных практических соображений.

04.jpg

Построенная в 1413 году, она чрезвычайно живописна со стороны своих низких алтарных полукружий, опоясанных вверху широкой узорной лентой из каемки треугольных впадинок и двух полосок заостренных кирпичей. К этим полукружиям с северной стороны присоединяется еще одно, принадлежащее приделу, и вместе с прекрасно обработанным барабаном и небольшой придельной главкой все это соединяется в красивую композицию, цельность которой нарушается только поздним четырехскатным покрытием церкви и такой же поздней главой.

Церковь Василия Великого «с Горки» со стороны колокольни над крыльцом.

05.jpg

Такова же в общих чертах и церковь Николая Чудотворца «со Усохи».

06.jpg

Построенная в 1371 году и перестроенная в 1536-м, когда у нее, вероятно, появился северный придел с красивой главкой. Большая глава – позднего происхождения, но оба барабана ее опоясаны прелестной узорной каймой, чрезвычайно типичной для Пскова. Под самой главой всех псковских церквей XIV и XV веков идет обыкновенно этот арочный пояс с уступчатыми впадинами под его дугами; за ним следует ряд из впадинок, образуемых заостренными кирпичами, потом ряд треугольных впадинок, и под ним снова повторяются заостренные кирпичики. Надоконные «бровки», очень излюбленные в Пскове, имеют здесь не полукруглую форму, как в Новгороде, а очень изящно поднимаются углом над самым оконцем.

07.jpg

Крайне интересна конструкция сводов в приделе церкви Николы «со Усохи». Благодаря особой системе ступенчатых арок, при помощи которых перекрыто ее квадратное пространство, помещение кажется выше и просторнее.

Приблизительно в таком же роде, как описанные церкви, есть в Пскове еще несколько.
Церковь Анастасии Узорешительницы в Кузнецах

08.jpg

Церковь построена в 1539 году на месте более ранней, деревянной, срубленной в 1488 году во время сильного мора (эпидемии). В 1763 году в приходе было 154 прихожанина. В 1808 году церковь предназначалась к сносу как совершенно ветхая, однако Святейший Синод снос церкви не разрешил. протоиерей Николай Милевский обратился к псковичам с призывом восстановить один из древнейших храмов Пскова. В 1842-1843 годах церковь обновлена старанием старосты церкви, псковского купца Ладыгина на средства его свояченицы Наталии Михайловны Постниковой и прихожан. Звонница храма заменена колокольней с каменным крыльцом, пристроенным, по устному преданию, помещицей Валуевой в 1827 году.

09.jpg

Церковь Иоакима и Анны на Полонище

Церковь Иоакима и Анны-01.jpg

Церковь на старинной Успенской улице, недалеко от пятой крепостной стены города. В древности здесь был Якиманский девичий монастырь (известен с XIV века), и его главный храм посвящен родителям Богородицы - Иоакиму и Анне. Настоящий храм упоминается в 1544 г.
Архитектура храма типично-псковская: одноглавый, трехапсидный, с восстановленным восьмискатным покрытием; с южным приделом, ризницей, двухпролетной звонницей на притворе и крыльцом на столпах. Интерьер стройный, легкий, четырехстолпный, крестово-купольный, с повышенными подпружными арками.
Храм очень эффектно приподнят на холме. Хороши общие пропорции, звонничка и крыльцо с чуть припухлыми бочонками «рукотворных» столпов.

10.jpg

В. В. Седов отмечает: «Спокойные и ясные формы внутреннего пространства говорят о проверенных пропорциональных приемах и построениях и устоявшемся мастерстве, уже ставшем традиционным, и даже каноничным в этих монастырских храмах».

Церковь Вознесения Господня Нового бывшего Нововознесенского девичьего монастыря.

11.jpg

Храм построен в 1467 году. В архитектуре храма заметны позднейшие перестройки. В 1830 г. был разобран придел Божией Матери Одигитрии с апсидой, - в результате нынешний четверик двухапсидный. Но мы уже узнаём милые детали, так карниз барабана украшен поясками из треугольных впадинок. На западной стороне церкви трехстолпная звонница на отдельном объеме.

Церковь Георгия Победоносца со Взвоза

12.jpg

Уточню, взвозами назывались во Пскове подъемы, устроенные от реки к берегу.
«В лъто 7002 (1494) Поставлена церковь каменоу на Оувзови Святого Георгия» (3-я Псковская летопись). Храм возвели на высоком берегу Великой, в Полонище, внутри стены Окольного города; рядом, в крепостной стене были Егорьевские ворота к реке. Стройно-гармоническая церковь Св.Георгия - великолепный памятник псковской школы архитектуры. Четверик ее увенчан классической для Пскова луковичной формы главой на высоком, красивых пропорций барабане; три апсиды с востока и притвор с папертью с запада, также составляют характерную композицию.
Внутреннее пространство четырехстолпного храма имеет перекрытие без ступенчатости, верхняя зона принимает очевидное крестообразное завершение, «сходящиеся своды рукавов точно переходят в паруса и акцентируют внимание на логическом центре перекрытия: очень высоком световом барабане», - опять отмечает В. В. Седов.
В системе декора храма типичные: «поребрик - бегунок - поребрик» и оригинальный поясок из муравленных изразцов с кентаврами на барабане. По мнению В. В. Седова: «Как внутреннее пространство, так и фасады храма демонстрируют отточенность построения, прекрасное владение формой. По ясности и качеству композиции церковь Георгия со Взвоза следует отнести к лучшим памятникам псковской школы».

Мимо этого здания мы не могли пройти спокойно.
Мужская гимназия - ныне Средняя школа № 1 им. Л.М. Поземского

13.jpg

Фасад здания украшают памятные доски, посвященные выпускникам псковской гимназии. Отсюда мы узнали, что в разные годы в псковской губернской гимназии учились: Владимир Александрович Обух (1870-1934) - один из организаторов советского здравоохранении, лечащий врач В.И. Ленина; Владимир Модестович Брадис (1890-1975) - математик, автор «Таблиц четырехзначных математических чисел»; Вениамин Александрович Каверин (Зильбер) (1902-1989) - писатель, автор книг «Два капитана», «Открытая книга»; Исаак Константинович Кикоин (Кушелевич) (1908-1984) - выдающийся физик, академик АН СССР; Виктор Васильевич Муйжель (1880-1924)- писатель-демократ; Лев Александрович Зильбер (1894-1966) – председатель комитета Международного противоракового союза, Почетный член Нью-Йоркской АН, член ассоциации онкологов Бельгии и многие другие деятели культуры, науки, партийные деятели и т.д.
Одну из мемориальных досок мы даже сфотографировали и переслали сыну на телефон, мои друзья сразу догадаются какую именно.
Чтобы объединить рассказ о гимназии с первоначальным об архитектуре, скажу, что во время строительства гимназии, проектом не было предусмотрено устройство при здании гимназии и благородного пансиона домовой церкви. В качестве гимназического храма долгое время использовали церковь Георгия со Взвоза (фото церкви над фотографией гимназии). В ноябре 1859 года император Александр II, посетивший гимназию, признал необходимость в устройстве при учебном заведении собственной церкви.

Когда мы говорим о собственном псковском архитектурном стиле, нельзя еще не упомянуть о чудесной небольшой церкви Климента папы Римского, находящейся на самом берегу реки Великой на Завеличье.

14.jpg

Нельзя определить точно года ее постройки; известно только, что она была церковью Климентовского монастыря, разоренного шведами в 1615 году. Само собою, разумеется, что она построена значительно раньше, вероятнее всего, еще в XV столетии.

15.jpg

Высокое подцерковье, крыльцо, которое несомненно существовало в древности, без него нельзя было обойтись, апсиды и барабан украшены поребриком и бегунцом - характерно псковский храм, прекрасно вписанный в панораму реки Великой.

Одной из особенностей псковских церквей являются их паперти. Последние существовали и в Новгороде, притом уже в очень глубокой древности, ибо летописные сведения о них восходят до первой половины XII века. Естественно предположить, что идея папертей была перенесена из Византии, где они назывались нартексами и экзонартексами, но в то время как там они могли быть открытыми, на Севере это было немыслимо. Между тем потребность в них существовала, и особенно она давала себя знать в Пскове с его маленькими, непоместительными церквами. Иногда такие паперти или притворы пристраивались только с западной стороны, иногда же и с северной и южной, и тогда церковка производила впечатление облепленной со всех сторон низкими клетушками.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы с Пароменья

16.jpg

Первая церковь на этом месте была построена в 1444 году. Существующая церковь Успения Пресвятой Богородицы построена в 1521 году. Современный облик в основных частях она получила в последние годы XVII - начале XVIII века. Тем не менее, она считается вполне выработанным типом Псково-Новгородского зодчества. А необычно тяжелые столпы и умело рассчитанное сужение звонницы кверху придают ей подчеркнутое выражение мощи.

17.jpg

Живописное пространство близь церкви Успения Пресвятой Богородицы с Пароменья.

18.jpg

В Пскове распространено двойное название церквей, первое во имя святых, второе по месту нахождения. Время идёт, изменяется местность, а второе название церкви помогает понять, что здесь находилось издревле. Церковь Успения Пресвятой Богородицы с Пароменья, к примеру, находилась возле плавучего моста. Мост на этом месте существовал с незапамятных времен. Еще в начале нашего века он сохранял древнее устройство, был основан на плотах и почти не возвышался над поверхностью воды. Каждый год его зимой разбирали и собирали после половодья, а пока мост еще не был готов, как видно из названия церкви, из центральной части Пскова на Завеличье была организована паромная переправа.

19.jpg

В городе могут быть церкви, названные в честь одних и тех же святых, но второе название не дасть потеряться или запутаться. Так в Пскове есть ещё одна церковь Успения Пресвятой Богородицы, но уже с Полонища.

20.jpg

Она совсем иного рода в архитектурном плане, и именно второе название не даёт нам запутаться, о какой церкви идёт речь. До возведения пятого укрепительного кольца города эта местность называлась полонище, т.е. поле. Об этом нам напоминает церковь, сохранившая память о том времени в своём названии.

21.jpg

Хотя церковь совсем иного рода, её архитектура не менее интересная. Построена на месте ранее существовавшего здесь Успения Богородицы женского монастыря. Монастырь впервые упомянут в 1417–1421 гг.. Первоначальный храм до нас не дошел, настоящий - построен в 1811 году на средства вдовы полковника Шишкова. Храм - редчайший в Пскове пример церковной архитектуры в стиле провинциального классицизма начала XIX века.

22.jpg

Квадратный, со скругленными углами, план четверика задает гармоничную основу для одноглавого ротондального храма, окруженного с четырех сторон четырехколонными портиками. В завершении храма, поставленного на холме, — широкий барабан и купол с декоративным фонариком. К югу от церкви — стройная ярусная колокольня со шпилем. Декор колокольни соответствует декору церкви, но более разнообразен.

23.jpg

И что очень важно, весь ансамбль — замечательный пример сомасштабного Пскову, деликатного «вписывания» храма нового времени в сложившуюся застройку старинного средневекового города.

Ещё одна особенность, о которой надо сказать - практическое направление древнепсковской архитектуры вызвало к жизни псковские бесстолпные храмы.
В древнем Пскове существовало много мелких монастырей, для которых было бы ненужным и непосильным строить большие храмы. Им были необходимы дешевые в постройке маленькие церковки, в которых могло бы помещаться очень небольшое число молящихся. При необходимости сохранения главы со световым барабаном, как обязательного признака церкви, установка в такой маленькой церковке столпов была бы невыгодна, и псковичи должны были изобрести способ установки главы на сводах без столпов. Прекрасное знание каменных конструкций и изобретательность псковских каменщиков позволили им применить неслыханное раньше остроумное решение: основать каменный барабан на перекрещивающихся ступенчатых арках, опирающихся прямо на стены.

Церковь Преполовения Пятидесятницы на Спасском подворье

24.jpg

Изначально стояла на подворье Спасо-Елеазаровского монастыря. Первоначальный храм 1468 г. значительно перестроен в XIX - XX вв. Украшением церкви бесспорно можно назвать открытое крыльцо, с тройными арочными проемами, на столпах. Над крыльцом возвышалась красивая двухпролетная звонница, которую позднее переделали в шатровую колокольню. Пример бесстолпных церквей, четверик храма без внутренних столпов, перекрыт сомкнутым сводом.
Скромные, даже кажущиеся на первый взгляд бедными по замыслу, псковские бесстолпные храмы заключали в себе богатейшие потенциальные возможности дальнейшего развития. Создав свои первые бесстолпные храмы, псковичи вступили на путь, который через сто лет привел русских строителей к созданию изумительных памятников шатровой архитектуры.

Те церкви, что я уже показала, совсем недавно находились в плачевном состоянии. Постепенно проводятся исследования, получают данные о первоначальной архитектуре зданий и, благодаря реставраторам, древние храмы оживают.
Что-то благополучно восстановлено, что-то ждёт своего часа.
Подворье Псково-Печерского монастыря

25.jpg

26.jpg

27.jpg

Вообще, мне показалось, что в Пскове относятся к архитектуре внимательно, с большой любовью, а к реставрации потходят со всей деликатностью.

28.jpg

Улица Советская

29.jpg

30.jpg

Палаты Меньшиковых - образец традиционного купеческого дома

31.jpg

В XVII веке здесь шло активное строительство, самый центр Романовой горки застраивается четырьмя зданиями внушительного размера, оцепленных многочисленными хозяйственными помещениями. Это и были знаменитые палаты Меньшиковых.

32.jpg

По распространённому мнению, первые палаты построил Семён Меньшиков — глава знатной купеческой семьи. Непосредственно к первым палатам присоединялись вторые, возведённые в 1770-х гг. сыном Семёна Меньшикова — Фомой. Здание вторых палат было украшено большим каменным крыльцом с колоннами и лестницами. Здесь, как, впрочем, и в первых палатах, всё напоминало традиционное обустройство купеческого дома.

33.jpg

Третьи палаты Меньшикова, расположенные немного в стороне, построены кем-то из младших сыновей Семёна Меньшикова. Здание этих палат выглядит как уменьшенная копия палат Фомы Меньшикова, а с остальными постройками этой семьи оно соединено подземными ходами.
В конце XVII века напротив дома Семёна Меньшикова были сооружены четвёртые, последние палаты рода Меньшиковых.

34.jpg

И как это обычно бывает, случаются вопросы.
Вот дом жилой (доходный) генерала П. П. Макарова, построен около 1891-1892 гг.

35.jpg

Дочь генерала примерно в 1905-1906 гг, продала оба дома (имелся ещё один) частному землемеру, прапорщику запаса Александру Николаевичу Хитрову. При Хитрове в этих двух деревянных домах к 1910 г, находились 5 барских квартир, приносивших доход не менее 250 рублей каждая.
А ещё в ноябре 1899 г. здесь снимал внаём квартиру капельмейстер Абель Зильбер с женою Анной Зильбер (известной псковской театральной деятельницей) и детьми, среди которых был будущий микробиолог - академик Лев Зильбер, доктор медицинских наук Давид Зильбер. Здесь родился и их сын композитор Александр Зильбер. Из этой семьи происходит и знаменитый писатель Вениамин Каверин.
Декор фасада выполнен в духе эклектики с некоторыми мотивами модерна. Парадный вход сохранил кованый ажурный двухскатный зонт и ступени крыльца из красного гранита. На аттике было парное чердачное окно с архивольтами и листьями. Из описания до реставрации: «Фасад прорезан большим количество прямоугольных равномерно расположенных оконных проемов. Стена украшена обильным лепным декором. Простенки первого этажа обработаны наклонными плоскостями, имитирующими горизонтальную обшивку доской с профилированным краем. Междуэтажный профилированный карниз украшен кронштейнами, оформленными цветами и листьями. Оконные проемы первого этажа имеют сложнопрофилированный наличник, украшенный листьями. Во втором этаже окна украшены прямыми сандриками с кронштейнами и вставками растительного орнамента. Каннелированные пилястры, композиции под окнами выполнены по мотивам стиля модерн».
Ой, а куда всё делось? Или не всё сразу? Ещё будет?

Двор Подзноева

36.jpg

В 1510 году, после присоединения Пскова к Москве, великий князь Московский Василий III распорядился перенести торг на новое место в Окольный город. В ХVII в. участок, на котором располагается двор купца Подзноева, непосредственно примыкал к Большому Псковскому Торгу, вокруг которого, как известно, концентрировались богатые купеческие дворы, как например Поганкиных, Быковых, Меньшиковых, Ямских. В настоящее время первоначальная история этих зданий и их владельцев не установлена. В литературе их принято называть либо именами последних владельцев, либо условными наименованиями.

37.jpg

Первоначальные владельцы и строители двора Подзноева также неизвестны. Двор Подзноевых расположен в непосредственной близости с Палатами Поганкиных. В настоящее время представляет собой завершенный объект реставрации. Главный первый дом комплекса, в плане Г-образный, и второй, в плане прямоугольный, были предназначены для жилья владельцев.

38.jpg

В настоящее время Двор Подзноева отреставрирован. В нем располагается гостиница, которая входит в ресторанно-гостиничный комплекс и занимает его главный корпус.
Не знаю, как относиться к тому, что в палатах расположился гостиничный комплекс, но мы там пообедали, заодно хорошенько рассмотрели интерьеры.

39.jpg

Милые дворики

40.jpg

41.jpg

42.jpg

43.jpg

Асфальт на одной из улиц.
То ли Везувий, то ли ещё какое-то вулканическое извержение... Но красиво.

44.jpg

45.jpg

На углу улиц Воеводы Шуйского и Свердлова дом кузнеца.

46.jpg

Дом представляет собой типичную псковскую постройку конца XIX – нач. XX века. В свое время знаменитый художник-реставратор Всеволод Смирнов оборудовал в нем кузницу. Сегодня оно находится практически в руинированном состоянии.
К 2014 году появилось два инвестора. Один намерен выполнить работы по археологическим исследованиям и реставрационным восстановительным работам: предполагается сохранить аутентичность здания и вписать его в общий архитектурный облик улицы. В доме кузнеца предполагается открытие музея имени Всеволода Смирнова, куда войдут его действующая творческая мастерская, небольшое кафе – презентационный зал и отдельная экспозиция работ Смирнова, а также центр экскурсионного обслуживания с методическим кабинетом.
Другой инвестор тоже что-то предлагает.
Кому поручили в конечном итоге реставрацию, непонятно.
Видимо, кто-то задался вопросом : «А зачем нам кузнец?» (голосом Фарады).

При написании статьи использовались материалы с сайтов:
Псков. Церкви и монастыри
И. Э. Грабарь. «История русского искусства. Архитектура»
Ю. П. Спегальский. «Памятники зодчества в Пскове»
Все современные фотографии из моего личного архива.

Tags: Псков, Псковский кремль, Россия, архитектура, башня, вал, глубинка, кремль, крепость, кром, монастырь, палаты, природа, река, собор, старина, храм, церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments