Живага Анна (mycruises) wrote,
Живага Анна
mycruises

Прогулка. Просто прогулка по Суздалю. Часть III

С вечера были грандиозные планы на утро. А главная цель - увидеть воочию Георгиевскую церковь XIII века в Юрьеве-Польском. Проснулись. Дождь. Нужно было на ходу менять программу дня. Вообще-то у нас в кармане всегда чёткий план, которого строго и придерживаемся. А незапланированный дождь - это настоящий апокалипсис. Стою посреди гостиничного номера, соображаю, снимать в дождь фактурную Георгиевскую уже не придётся. Вопрос в том, ехать ли сегодня вообще в Юрьев-Польский. Тут вспоминаю, что вчера, гуляя по Суздалю, заметили один музей, не собирались его посещать, но теперь, почему бы нет. Музей под открытым небом, и в дождь там могут получиться вполне не банальные, атмосферные снимки.

Музей под открытым небом, каким мы его видели вечером, проходя мимо.

Для начала поднимаемся в столовую комнату нашей гостиницы, но это мы скорее тянем время, чем хотим есть. Просто надеемся, что пока будем завтракать, может произойдёт чудо, дождь прекратится, выглянет солнце, и мы сможем осуществить свой первоначальный план.

Пока мы завтракаем, уделю несколько слов гостинице. Вот она.

Здание расположено на Пушкарской улице, на берегу реки, напротив Кремля. А значит, все исторические достопримечательности в шаговой доступности от гостиницы.
Дом тёплый, уютный. Номера просторные, чистые. В туалетной комнате и в жилой есть всё необходимое. Правда, под самым необходимым каждый понимает тот набор предметов и услуг, к которому привык. Нам всего хватило, даже количества розеток при всей нашей аппаратуре. Звукоизоляция нормальная. Хозяйка - милая, доброжелательная женщина, очень гостеприимная, при этом ненавязчивая и крайне предупредительная.
Когда мы пришли на завтрак, столы уже были сервированы и ломились от яств. Кому-то покажется, что яства - неуместное слово для завтрака, но, что было, то было. Столы были накрыты, и всё выглядело так, будто только нас здесь и ждали. Мы были первые посетители, нам предложили сесть за любой столик. Помимо того, что мы видели на столе: а это был домашний творог, сметана, опять же домашнее варенье, ждем, тосты, фрукты, напитки - нам предложили горячую кашу из семи злаков или яичницу на выбор. А следом, уже без всякого предупреждения хозяйка вынесла нам огромную стопку оладий. Я хотела ограничиться творогом; это был настоящий, натуральный творог, которого в городе не сыщешь; но хозяйка угощала так, как может угощать только родная бабушка своих внуков - нельзя было отказаться, и не съесть ещё чего-нибудь.
После завтрака мы вышли на открытую террасу, которая является частью столовой комнаты. Небо затянуло надолго. Мы решили идти в музей деревянного зодчества, не представляя пока, как распланировать сегодняшний день. Мы подумали, что пока будем гулять по территории музея, где-то должно наступить прояснение, если не на небе, то хоть у нас в голове.

Утренний вид с террасы нашей гостиницы. Можно нажать на фото и открыть больший размер.

Музей находится на той же улице, что и гостиница.
Несмотря на раннее утро и дождь, по территории музея бродила какая-то многочисленная группа туристов, потом их смыло, и наступила тишина.

Баннер со схемой музея и информацией о нём.

Дом с мезонином из села Тынцы Камешковского района, 2-ая половина XIX века.

Дом состоит из двух срубов под одной крышей. Был предназначен для двух семей. Мезонин - верхний полуэтаж - интересен элементами классической архитектуры в сочетании с русской народной резьбой.

Птичий двор, колодец, часовня XIX века.

Преображенская церковь 1756 года, из села Козлятьево Кольчугинского района.

Центральная часть этой красивой церкви представляет три восьмерика, поставленные друг на друга, а три луковичной формы главки крыты лемехом (чешуей) из расщепленной осины, выгоревшей до цвета серебра.

Воскресенская церковь 1776 года, из села Потакино Камешковского района.

Она выстроена так называемым «кораблем» – к основному объему (восьмерик на четверике) пристроена трапезная, а к ней – шатровая колокольня с крыльцом. Две ее главки также крыты лемехом.

Обе церкви вместе

Музей деревянного зодчества дает представление не только о деревенской архитектуре Владимирского края, но и о быте русских крестьян прошлых веков. Причем, в музее воспроизведена обстановка домов, хозяева которых относились к разным слоям крестьянства. Можно увидеть, например, одноэтажный дом (на фото справа) крестьянина-середняка с замечательной резьбой над окнами XIX века, привезенный из села Илькино Меленковского района. Через крытый двор можно пройти в неотапливаемую клеть, которая служила и как кладовая для хранения имущества и некоторых продуктовых запасов, и как дополнительное жилое помещение в летнее время. В меньшей, теплой половине дома – типичная обстановка: красный угол с иконами, русская печь с лежанкой, обеденный стол и лавки.

Дом (на верхнем фото слева) зажиточного крестьянина из деревни Лог Вязниковского района (XIX в.) – двухэтажный, на кирпичном фундаменте. Верхний этаж занимали жилые горницы, где, кроме традиционной обстановки деревенской избы, представлены различные предметы городской культуры (швейная машина, зеркало и др.), говорящие о благосостоянии хозяев.

Нижний этаж занимала ткацкая светелка, по сути, деревенская мануфактура с двумя ткацкими станами, самопрялкой, приспособлениями для перематывания нитей. В этом помещении, с отдельной печью и лежанками, при необходимости не только работали, но и проживали наемные ткачихи.

На стилизованной сельской улице представлены и малые домики бедных крестьян.

В музее расположились и хозяйственные постройки: амбары, овины-зерносушильни, колодцы, бани, мельницы.

Редкий экспонат – колёсный («ступальный») колодец из села Кольцово Селивановского района (середина XIX в.). Для подъёма воды внутрь колеса, оборудованного ступенями, входил человек и, ступая как по лестнице, раскручивал его.

В одной из двух ветряных мельниц XVIII века, привезенных из села Мошок Судогодского района, открыта экспозиция, которая знакомит туристов с техническим устройством мельницы и предметами, необходимыми для организации мукомольного дела – этой неотъемлемой части деревенской жизни.

Сделала несколько стилизованных под старину фотографий

Частью Музея деревянного зодчества являются и вынесенные за его территорию амбары на сваях, стоящие на берегу Каменки и привезенные из села Польцо под Суздалем. Сваи препятствовали проникновению грызунов в амбары, где хранилось зерно и крупы, а расположение у реки этих построек давало им шанс уцелеть в случае деревенского пожара.

В гостиничном номере посмотрели фотографии, оценили, что у нас получается в дождь, посовещались, собрали быстро вещи, вызвали такси и, ура, мы едем в Юрьев-Польский. А что из этого получилось, я расскажу в следующий раз.