Живага Анна (mycruises) wrote,
Живага Анна
mycruises

Categories:

Юрьев-Польский. Кремль. Вокруг да около



Описывать здесь дорогу из Суздаля в Юрьев-Польский не буду. Владимирское Ополье - огромные поля, тучные земли, островки лесов, сёла с церквами и колокольнями достойны отдельного рассказа.

Мы в Юрьев-Польском. Дорогой договорились с нашим водителем, что погуляем по городу n-ное количество времени, а он нас подождёт, и отвезёт ещё в одно село, которое мы запланировали для поездки на сегодня.
В Юрьев-Польский мы приехали на разведку, в основном из-за каменного собора Георгия Победоносца XIII века. Дождь прекратился, но тучи по-прежнему ходили над головой, так что я и не надеялась сделать фактурные реплики с храма. И всё-таки, подумала, увидеть это древнее чудо своими глазами - уже большое счастье.

Советская площадь. Отсюда, от Гостиных и Торговых рядов началась наша пешая прогулка, ну, точь-в-точь как в фильме «Золотой телёнок» Михаила Швейцера, 1968 года. Помните начало 1 серии?

01.jpg

Начальные титры. Остап идёт вдоль торговых рядов, время от времени останавливаясь перед витринами.

02.jpg

Человек тонкой душевной организации глубоко оскорблён бестактностью и низким вкусом отдельных вывесок.

03.jpg

И хотя Октябрьская революция радикально изменила положение вещей, государство взяло под контроль все сферы частной и общественной жизни, особенно область торговли, а значит, и рекламы, высокий штиль торговых вывесок от Маяковского и Родченко ещё не добрался до города, по которому совершал променад Остап.

- Скажите, а как называется этот город?
- То-есть как? Арбатов!

04.jpg

- Арбатов, благодарю вас. Арбатов! Арбатов... То-то я и смотрю...
- Да, это не Рио-де-Жанейро…

05.jpg

Там, где в фильме стоит лошадь с телегой, нас остался ждать таксист.

06.jpg

Так что торговые ряды, Михаило-Архангельский монастырь, а также земляные валы Юрьев-Польского послужили прототипом города Арбатова. Посмотрим на город сегодняшний.

Торговые ряды и Гостиный двор

07.jpg

Торговая площадь, с современным названием «Советская» примыкает с севера к древним земляным валам.

08.jpg

На площади стоят каменные здания гостиного двора и торговых рядов, 1873-1874 годов постройки.

09.jpg

Выстроены вместо сгоревших деревянных

10.jpg

Заказчиками нового двухэтажного гостиного двора были местные купцы и фабриканты, которые организовали здесь помещения для хранения своего товара и торговли. В зданиях размещались: магазины, пивные, склады и постоялый двор.

11.jpg

Увидеть ассортимент магазинов второй половины XIX века не представляется возможным, но мы видели витрины 20-ых годов прошлого века, представленные в фильме, и конечно, нам интересно заглянуть в витрины современные.

12.jpg

Вот на этом месте в «Золотом телёнке» шла бойкая торговля моделями Земли и анатомическими моделями скелетов, что повлекло желание, вместо черепушки взять в руки клубень картофеля и, глядя прямо в проросший глазок, как Остап, с патетикой произнести:
- Бедный Йорик!

13.jpg

Сдержалась, чтобы не смущать продавцов.

14.jpg

Лавка Хлебникова, купца, жившего в XIX веке.

15.jpg

Нас привлекла резная дверь и вывеска, но старая она или стилизованная под старину, этого нам узнать не удалось. Как видите, на дверях висел замок, и даже два, а у порога уже начала прорастать трава.

16.jpg

Опять обращаемся к кадрам из фильма Михаила Швейцера «Золотой телёнок».

17.jpg

Земляной вал, за ним Михайло-Архангельский монастырь на территории Кремля.

18.jpg

Бендер с Шурой Балагановым, на автомобиле Козлевича выехали из Арбатова в Черноморск,
на некоторое время став головной машиной автопробега «Москва - Харьков - Москва».
Выезд из Арбатова, общий вид.

19.jpg

Летучий митинг по поводу того же автопробега в городе Удоеве.
Съёмки проходили в том же Юрьев-Польском, возле церкви Георгия Победоносца.

20.jpg

Сейчас в Юрьев-Польском мало, что сохранилось от кремля. Ориентировочное время создания оборонительных валов и крепостных сооружений совпадает с основанием самого города. В пределах Юрьев-Польского кремля находятся Михайло-Архангельский монастырь, Троицкий собор и Георгиевская церковь.

Панорама Михайло-Архангельского монастыря с земляного вала.

21.jpg

Михайло-Архангельский монастырь был основан князем Святославом Всеволодовичем в XIII веке.
Святослав был женат на Евдокии, дочери Муромских князей Петра и Февронии, но еще в самом расцвете сил, родив сына Димитрия, супруги решили жить для Бога. Евдокию князь отпустил в Борисоглебский Муромский монастырь к родителям, а сам построил в Юрьеве небольшой монастырь, в котором и начал свой монашеский подвиг.

22.jpg

В 1238 году войска Батыя при взятии Юрьев-Польского разорили обитель, и почти два века она простояла в запустении. Разоряли монастырь и литовцы. Существующие ныне здания относятся к позднейшему времени, XVII-XVIII векам.

На фотографии ниже слева направо: церковь иконы Божией Матери «Знамение», собор Михаила Архангела, в глубине надвратная церковь Иоанна Богослова (в строительных лесах), колокольня.

23.jpg

Постройки внутри крепостных стен мы решили осмотреть чуть позже внимательнее, а сначала оглядеться окрест.

24.jpg

За земляным валом

25.jpg

В пределах земляного вала за крепостной стеной.

26.jpg

И вот здесь с нами произошло чудо.

27.jpg

Мы уже приближались к каменной церкви Георгия Победоносца.
Небо по-прежнему было мрачным. Ни о каких светотенях и речи быть не могло.

28.jpg

И вот тут, проковыряв лучом в обложных облаках дырочку, одним глазком на Землю посмотрело солнце...

29.jpg

...на Землю и на Храм. Теперь вы видите, как нужен здесь рисующий свет. Именно он передаёт всю красоту вязи, сотканную руками человека восемь веков назад.
Солнце бросило вызов войску серых туч и теперь оглашало победу.

30.jpg

Мы же, не зная, как долго продлится пир золотых красок, бросились к стенам Храма.

31.jpg

32.jpg

33.jpg

34.jpg

Нельзя, не могу описать того букета противоречивых чувств, которые меня охватили.
Пусть здесь лучше будут стихи Михаила Свищева «Повесть временных лет».

35.jpg

Мы сосновый клин вышибали клином,
Отходя ко сну, задували свечку,
И слепили бога из жёлтой глины,
А из красной глины сложили печку.

36.jpg

Старики углём подводили брови,
И, кряхтя, сгибали пред ним колени,
И поили бога овечьей кровью,
И бросали в печку одно полено.

37.jpg

Мы ломали хлеб пополам без крошек,
Мы ловили дичь, мастерили стрелы.
И никто не думал, что бог хороший,
Но никто не спорил, что печка грела.

38.jpg

...А они глядели прямей и строже,
И носили волосы цвета стали,
И любили запах огня и кожи,
И сперва пришли, а потом остались.

39.jpg

И из наших лбов распивали вина,
И черпали воду из нашей речки...
И слепили бога из красной глины,
А из жёлтой глины сложили печку.

40.jpg

Мы ломали хлеб пополам без крошек,
Мы ловили дичь, мастерили стрелы.
И никто не думал, что бог хороший,
Но никто не спорил, что вера грела.

41.jpg

42.jpg

43.jpg

Посмотрите, что стало с небом в одночасье. Ниже привожу документальное описание храма. Там есть отчего расстроиться, но увиденные настенные композиции настолько потрясли и восхитили, что нас ничто не могло расстроить в тот момент.

44.jpg

Храм создан по заказу князя Святослава Всеволодовича в 1230—1234 гг. артелью мастеров во главе с главным мастером Бакуном.
Четырехстолпный одноглавый с тремя притворами белокаменный храм. Собор снизу доверху был покрыт резьбой растительного характера. В аркатурном фризе — крупные фигуры святых. Во втором ярусе — библейские и евангельские композиции, изображения святых, а также зооморфные рельефы. В XV в. собор обрушился и в 1471 г. был собран В. Д. Ермолиным с искажением первоначального вида.
Высотные пропорции снижены, позакомарное покрытие заменено четырехскатным, рельефы перепутаны. Белокаменная резная алтарная преграда внутри не восстановлена. Древние стены с резьбой сохранились до верхней границы аркатурного фриза (исключая капители). Троицкий придел (у северо-восточного угла), в котором находилась усыпальница князя Святослава (виден заложенный аркосолий), разобран.

45.jpg

Собор Троицы Живоначальной

46.jpg

Главный городской храм Георгиевский к началу ХХ века уже не вмещал всех верующих. Особенно это ощущалось в дни больших церковных праздников. По инициативе протоиерея Александра Знаменского и прихожан, в качестве нового тёплого соборного храма города началось строительство Троицкого собора чуть к северо-востоку от Георгиевского собора.
Храм должен был иметь «русский» облик. Сейчас мы называем этот стиль псевдорусским. Работы по строительству нового храма велись семь лет, и к 1914 году здание было завершено. Освящение храма несколько задержалось и состоялось только в 1915 году. Новое величественное кирпичное здание собора, украшенное богатым декором, напоминающим старинную резьбу русского узорочья, производило сильнейшее впечатление.
Увы, собор просуществовал не долго, уже в середине 1920-х годов Троицкий храм был ограблен, осквернён, и впоследствии закрыт. Калориферное отопление разобрано. Известно, что в 1930-х годах новые власти приспособили собор под электростанцию, которая работала до середины 50-х годов ХХ века. За этот период здание пострадало от постоянной вибрации. Метлахская плитка была разбита, перекрытия ликвидированы, сам храм обезглавили и установили сбоку трубу. Затем помещение собора использовали под склады торговых организаций. К 90-м годам ХХ столетия здание было и вовсе брошено на произвол судьбы.

Позже, немного прогулявшись по улицам города, обратили внимание на многообразие и красоту деревянных наличников. А на территории Михайло-Архангельского монастыря проходит целая выставка старинных наличников.

47.jpg

Без оконных глазниц это смотрится немного сюрреалистично, но зато ничто не отвлекает от самих экспонатов.

48.jpg

49.jpg

50.jpg

Церковь Георгия Победоносца из села Егорье на территории Михайло-Архангельского монастыря.

51.jpg

В селе Егорье находился Георгиевский монастырь, первое упоминание о котором относится к 1565 году. Деревянная Георгиевская церковь 1718 года постройки - все, что осталось от древнего монастыря. Она была перенесена в Юрьев-Польский, в Михайло-Архангельский монастырь в 1967-1968 годах Л.В. и В.М. Анисимовыми. Церковь небольшая, но стройная и изящная, и она прекрасно вписалась в общий монастырский ансамбль. Чуть позже покажу другой ракурс.

Собор Михаила Архангела и колокольня

52.jpg

В 1560 году был построен первый каменный храм на месте деревянного, а в конце XVIII века обветшавшее здание было разобрано. Строительство нового собора велось на средства жителей города; работы начались в 1792 году, а закончились в 1806 году. Еще около двух лет продолжалась внутренняя отделка храма, и в 1808 году прибывший специально из Владимира епископ Ксенофонт (Троепольский) освятил новый собор.
Высокое стройное бесстолпное здание с пятью главами богато украшено рустовкой, сочетающейся с резными карнизами и фризами. В соборе хранился образ Михаила Архангела, который в 1812 году настоятель монастыря Никон дал с собой 5-му полку Владимирского ополчения. Образ прошел всю войну и в 1814 году возвратился в монастырь. В храме по сей день сохранились две старинные монастырские иконы.

Правее колокольни видна Знаменская церковь. Трапезная церковь Иконы Божией Матери «Знамение» была построена в 1625 году и реставрирована в 1963 г. А.Д.Варгановым.
Это простой невысокий храм с обширной трапезной палатой. Интерьер производит сильное впечатление своей простотой и внушительностью. С запада к трапезной примыкает келарская палата, выступающая во двор монастыря. На эту парадную сторону зодчий обратил особое внимание, поместив в центре фасада палаты портал входа, к которому вела со двора лестница каменного крыльца. Обращенные же к хозяйственной территории монастыря фасады сделаны с меньшим интересом к ним. Этот большой комплекс соединяется переходом с каменными архимандритским и братским корпусами, которые были выстроены в 1763 году.

Особый интерес представляет колокольня. По богатству пластической декоративной обработки она напоминает убранство колокольни Воскресенской церкви в Суздале, но без ее нарядной полихромии. Всё здание, от его общих сильных пропорций до деталей, проникнуто далеко не аскетическим монастырским настроением; сочная пластичность и богатство убора роднят юрьевскую колокольню с пышными купеческими постройками Мурома XVII века, говорят о всё сильнее наполняющих церковное зодчество «мирских» народных вкусах.
Мой неизменный помощник в поисках дат и описаний - сайт СОБОРЫ.РУ

Теперь через этот низкий проход поднимемся на колокольню.
Наклоняясь и втискиваясь в дверной проём, я представила себя Винни-Пухом в гостях у Кролика.

53.jpg

Каменные плиты пола в самой колокольне представляют не меньший интерес.

54.jpg

Надвратная церковь Иоанна Богослова 1670 года постройки со Святыми воротами в нижнем ярусе, которые построены чуть раньше, в 1654 году. Расположена церковь в западной линии ограды. Вид на церковные главы с колокольни.

55.jpg

Поснимать эту церковь нам не удалось, т.к. она находилась на реставрации. А описывать невидимый предмет я не хочу, оставим это до лучших времён. Скажу только, что тесно посаженные главы на тонких барабанах придают храму устремленность ввысь. Впрочем, и этого сейчас не видно.

Вид на монастырскую ограду и город в последних лучах солнца на сегодня.
Временное прояснение сменилось новым натиском грозных туч.

56.jpg

Церковь Георгия Победоносца из села Егорье. Обещанный ракурс

57.jpg

Монастырский огород. Прелестно смотрится, как лоскутное одеяло.

58.jpg

Собор Михаила Архангела

59.jpg

Не так далеко от кремля мы увидели интересный ансамбль и решили подойти поближе.

60.jpg

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

61.jpg

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Юрьев-Польском была построена в 1769 году. Храм на этом месте известен с 1712 года. Его построил монах Михайло-Архангельского монастыря Кирилл, да не просто построил, а возвел рядом несколько деревянных келий для нового девичьего Покровского монастыря. Однако долго монастырь тут не просуществовал, четыре инокини были переведены в Введенский монастырь, а церковь осталась стоять на берегу Колокши не у дел.
В прошении юрьевского повытчика Григория Меньшикова к Святейшему Синоду спрашивается о дозволении «перенести из города Юрьева упразднившуюся Покровскую церковь с колокольнею, утварью и находящимися при ней кельями за город к церкви святых апостолов Петра и Павла, построенной на месте бывшего Петропавловского монастыря, и о переделке ее, по перенесению, в теплую». Но это ходатайство Меньшикова почему-то не было уважено Святейшим Синодом, и Покровская церковь осталась на прежнем месте.
Деревянная Покровская церковь была вскоре превращена в приходскую. В 1768 году храм «по недосмотру пономаря и дьячка» полностью сгорел. Год спустя прихожане перестроили свой храм в камне. Это здание и сохранилось до наших дней. Колокольня при церкви и ограда - каменные.

62.jpg

Декор колокольни

63.jpg

64.jpg

Церковь Никиты мученика

65.jpg

Рядом с церковью Покрова Пресвятой Богородицы усердием прихожан в 1796 году была построена, отдельно стоящая каменная церковь в стиле классицизм, с одним престолом в честь святого мученика Никиты. Храм известен своим превосходным освещением, благодаря высокому барабану с рядами узких и высоких окон.

Церкви Покрова Пресвятой Богородицы и Никиты мученика

66.jpg

Храмовый комплекс виден издалека и красиво возвышается над деревянными домиками.

67.jpg

Поверите, что эта собака облаяла нас, когда мы проходили мимо частных домов? Но она так и сделала. А когда мы обратили на неё внимание, сразу как-то неуклюже шлёпнулась на попу, прижалась к стене и стала «наивно улыбаться». Скучно на цепи...

68.jpg

Окна, крыши и разноцветные двери гаражей.

69.jpg

Последняя карточка напомнила поиски сюжетов в Юрьев-Польском Валерия Пчелинцева (московский фотограф, жанровик). Он любил этот город, и говорил, что в Юрьев-Польский надо ездить со стремянкой, т.к. всё самое интересное происходит за высокими заборами.
Его уже нет, и фотографий Валерия в сети почти не осталось.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments