Живага Анна (mycruises) wrote,
Живага Анна
mycruises

Categories:

Боровск. Часть II



В прошлый раз мы остановились на том, что в Мякишевской слободе находился деревянный храм во имя благоверных князей Бориса и Глеба, известный ещё с начала XVII века. Вокруг храма находился погост. Храм горел в 1610 году, был отстроен заново, и опять горел в 1685 году. Представьте, на погосте осталась стоять только одна колокольня, рубленная на восемь углов, с пятью небольшими колоколами на ней. В тот же год приходские люди из Мякишевской слободы Савелий Игнатьев, Ефим и Кирилл Девятые и Иван Якрвлев «с товарыщи» начали строить новую «древяную клецки поземную тёплую» церковь. Она возводилась как временная, поскольку согласно документам в 1704 году в слободе стоял уже кирпичный холодный храм.
В конце XVIII века четверик храма надстроили и украсили пятиглавием, с запада к трапезной пристроили четырёхъярусную колокольню, придав тем самым зданию церкви законченный вид.

01.jpg

В 1889 году в храме случился очередной пожар. Восстановленный храм, несмотря на все предпринятые старания, так и не достиг былого великолепия. Приход в 1916 году был небольшой, всего 16 домов. Старообрядцев на территории прихода числилось больше. В 1929 году храм закрыли, разместив здесь зернохранилище. Во время немецкой оккупации в здании храма находился склад снарядов и мин. В 1962 году здание находилось в ведении райпотребсоюза, разместившего здесь свои склады.

02.jpg

В начале 1980-х годов над храмом нависла угроза сноса. Как видите, там, где была слобода и погост, теперь проходит трасса, улица с громким названием Коммунистическая. Храм, получается, стоит не на месте, мешая безопасному движению автотранспорта. Спасло церковное здание то, что ещё с 1960 года ему был дан статус памятника федерального значения.

03.jpg

Идём в сторону центра, а высокое, стройное здание храма будет приветливо сиять нам, в какой бы точке города мы не находились.

Продолжаем наше путешествие, и тему второй части можно определить, как «Нью-Йорк — город контрастов!»
— Но я не был в Нью-Йорке...
— А где же Вы были?
— Я был в Стамбуле, в Марселе...
— Пожалуйста, «Боровск — город контрастов», какая разница. Объявление перепишем.
И Боровск, действительно, город контрастов, непостижимостей, противоречий.
Коммунистическая, Мира, Рабочая, Фабричная, Труда, Ленина, Калинина, Дзержинского - все эти улицы ведут, нет, не к мавзолеям, и не к райкомам, не к дворцам пионеров, и даже не к заводам; каждая из этих улиц начинается, заканчивается, а также содержит на протяжении всего своего пути множество храмов и маленьких церквушек. И вообще, оставив позади одно село, мы всё ещё не можем понять, это уже город, или ещё посёлок; здесь царит старообрядчество, или православие; это центр космоса, или космизма; город нарисованный, или живой? В Боровске столько всего соединилось! Но ясно одно, люди живут здесь творческие, город свой любят, а местами даже залюбили до смерти. Кто-то из градоначальников, не имея возможности по-другому помочь своему городу, у каждого столба каждой достопримечательности громогласно произнёс... ну там всё написано.

04.jpg

Не диво, что в таком городе, где изящная рукотворная красота, как в колыбели, покоится в красоте природной; где проживало не мало известных исторических личностей, и сейчас живут художники и поэты; где сам воздух способствует творчеству - серьёзный, занятый, деловой, далёкий от лирики чиновник вдруг захотел испытать свои таланты. Человек не побоялся вынести на всеобщий суд свои труды. Теперь каждый может сказать, мол, Ваше творение, мозолит глаз, отвлекает, загораживает или ещё хуже, - заплатка на расползающемся по швам памятнике архитектуры. Раскритиковать, осудить, обидеть художника может каждый. Это мы хорошо знаем.
А если серьёзно, деньги, пущенные на баннеры, которые развешаны по всему городу, могли бы спасти не один храм или особняк.

Карта города. Кстати, тоже баннер, размером... из космоса можно увидеть. Стыдливо загораживает руины здания.
Жмите на фото для более внимательного изучения

05.jpg

В старину половина населения Боровска были раскольниками. А всё почему? В Боровске содержали в заключении одного из ярчайших людей XVII века - учителя раскола, протопопа Аввакума. Он обладал таким даром слова, что сумел обратить в свою веру окрестных крестьян, монахов, и даже своих тюремщиков.
Также в Боровск сослали опальных Феодосию Прокопьевну Морозову, урожденную Соковнину, и ее сестру, княгиню Урусову. В холодной сырой земляной яме в валах города обе женщины провели около двух лет. Сестёр пытались увещевать, запугивали, мучили, а затем уморили голодом. Теперь же место ямы, где сидели сестры-раскольницы, отмечено белой часовней-памятником. Сюда приезжают на поклон современные последователи старообрядческой церкви.

В Боровске было несколько старообрядческих церквей. Самая грандиозная Покровская, 1912 года.

06.jpg

Объёмы храма, на которые замахнулись старообрядцы, оказались столь внушительными, что до 1917 года отделка его не была полностью завершена. Дальнейшим работам помешали революционные события. По решению новой власти имуществом храма должны были пользоваться по очереди две общины: самого Покровского собора и одноимённого единоверческого храма. Такое решение породило одни лишь споры, и в 1929 году собор закрыли. С 1930-х гг. в нём расположился автогараж, впоследствии выросший до крупного предприятия. Долгое время здание храма использовалось под стоянку автотехники предприятия, потом - под склад автозапчастей. Лишь усилия местных энтузиастов и неравнодушных к памятникам города людей способствовали освобождению и передаче храма в руки старообрядческой общины.
В 1998 году по решению городской администрации за общиной закрепили небольшой земельный участок вокруг церкви. В ноябре 2005 года по благословению и в соответствии с официальным распоряжением преосвященнейшего митрополита Московского и Всея Руси Корнилия Покровский собор был поручен попечению инокинь для возрождения в Боровске Покровского древлеправославного девичьего монастыря. Основу будущей общины составили бывшие насельницы Троицкого Белопесоцкого монастыря, перешедшие в старообрядчество в 2004 году.

На территории, занимаемой храмом, нашли вот такую конструкцию.
Метеорологическая станция? Предсказатель погоды? Нечто оставшееся от автобазы, скорее всего.

07.jpg

Вид на город и храмы во имя Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческий) и во имя благоверных князей Бориса и Глеба, о которых мы только что поговорили. Кстати, по одной из версий Боровск получил название от дремучего бора, окружавшего поселение. Как видите, он и теперь остаётся зелёным.

08.jpg

Улица Коммунистическая

09.jpg

10.jpg

Народное творчество

11.jpg

Не пойму, хозяин в доме что ли сменился? Решили зачем-то покрыть этот чудный дом псевдочерепицей, а фасад головного дома начали уже обшивать пластиковой евровагонкой. Но о культуре и вкусах мы ещё поговорим позже.

12.jpg

А впереди мы видим Кафедральный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы

13.jpg

Первые сведения о предшественниках нынешнего храма можно найти в одном из самых древних дошедших до нас источников - «Дозорной книге 1621 года». Рассказывая подробно о крепости Боровска, о посаде и слободах, «Дозорная книга» повествует о том, как в годы Смутного времени он подвергался нашествию войск Лжедмитрия II и польско-литовских интервентов. Есть там упоминание и о деревянной соборной Благовещенской церкви, возведённой вместе с укреплениями. До 1634 года церковь жила обычной жизнью, пока не случился большой пожар, и она сгорела. После пожара территория, на которой стоял сгоревший Благовещенский храм, долго пустовала. В первой трети ХVIII века на этом месте была возведена каменная церковь. В 1799 году была учреждена Калужская епархия, и Благовещенский храм получил статус кафедрального собора.
10 октября 1812 года в город вступили французские войска, и не встретили никакого сопротивления, т.к. город был покинут жителями. Наполеоновские вояки начинают бесчинствовать в опустевшем городе, мародёрствуют и устраивают поджоги. Покидая Боровск, французы осквернили и разграбили Благовещенский собор. После изгнания противника храм был восстановлен и процветал до сильного пожара, случившегося в Боровске в 1857 году. В результате обрушения конструкций, державших колокола и часы, произошло сдавливание сводов над папертью. Белокаменные карнизы собора тоже сильно пострадали и нуждались в обновлении. Вновь пришлось заниматься восстановлением собора, дабы вернуть ему прежний вид.
В течение первых нескольких лет после Октябрьской революции 1917 года больших изменений в жизни Благовещенского собора не произошло. Он не закрывался, интерьер не пострадал, службы продолжались. Связано это с тем, что собор был поставлен на учёт в отделе по делам музеев Главнауки Наркомата просвещения как памятник истории и архитектуры. Когда в Боровске и окрестных сёлах закрывали один за другим храмы, в Благовещенский собор отдавали на хранение изымаемые в них предметы церковной утвари и облачения.
В 1933 году власти Боровска, заручившись поддержкой работников фабрики «Красный Октябрь», выступили с инициативой закрыть собор и оборудовать в нём фабричный клуб. Объясняя ситуацию тем, что «Собор никого не обслуживает, кроме десятка контрреволюционно настроенных старушек». Верующими было подано обжалование данного постановления, и, о чудо, жалоба была удовлетворена, храм оставили в покое.

Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы (по центру у горизонта)

14.jpg

Во времена короткой фашистской оккупации с октября 1941 по январь 1942 года собору был нанесён немалый ущерб. После освобождения Боровска Красной армией в 1942 году собор до 1944 года стоял «без пения». После окончания Великой Отечественной войны прихожане и настоятели Благовещенского собора, в котором вновь возобновились службы и с тех пор ни разу не прерывались до наших дней, делали всё, чтобы сохранить и внешнюю привлекательность, и внутреннее великолепие соборного храма. И главное, донести до потомков духовную атмосферу, которая веками царила в этом святом месте.

Пока мы не ушли далеко от улицы Коммунистической, расскажу вам ещё об одной достопримечательности, благодаря которой город Боровск отличается от других городов - это самовольные картины, которые украшают фасады домов.

15.jpg

После выхода на пенсию в город Боровск на постоянное место жительства переехал инженер Овчинников со своей женой Эльвирой Частиковой. Заслуженный отдых подразумевает наличие огромного количества свободного времени, когда можно спокойно подумать о жизни, и почувствовать себя кем-то, кем хотел бы, но не был, в той, другой занятой своей жизни. Так инженер Овчинников ощутил в себе художника, после чего начал расписывать стены, заборы, и в одиночку расписал полгорода. Он уже создал более ста «фресок».

Вот перед вами Чебышёв, Пафнутий Львович. Славный муж земли Калужской. Родился в этих краях, в сельце Окатове, Калужской губернии. Величайший русский математик и механик XIX века, основоположник петербургской математической школы, академик Петербургской академии наук.

16.jpg

«Фреска» по большей части уже осыпалась, к сожалению, уличная картинная живопись недолговечна. Десять лет - её предел, при хорошем стечении обстоятельств.

Росписи Овчинникова всегда сопровождают стихи его жены.

17.jpg

Вот к примеру:
Будущее - голый мальчик -
Вертит ключиком в замке.
А земля летит, как мячик.
И века - все в кулачке.
По поводу стихов ничего не скажу. А вот сама Эльвира Частикова для мужа-художника является настоящей музой, для него она самая красивая, самая умная женщина на свете.

Этот дом знаменит не своими жильцами, а самой трудоёмкой и монументальной работой Овчинникова.

18.jpg

«Глобус Боровска», где нарисованы все достопримечательности и известные личности города.

19.jpg

Поскольку художник Овчинников создаёт «параллельную реальность», так он сам называет своё искусство, то рисует он на ряду с существующими храмами - разрушенные, а рядом с историческим персонажем Наполеоном, который ночевал в Боровске, - Козьму Пруткова.

20.jpg

Мурализм, так на самом деле называется монументальная живопись по-научному, так вот мурализм Овчинникова многим не нравятся. «Не Тинторетто!» В местной прессе его называли даже «творческим хулиганом». А он продолжает работать в манере, свойственной для примитивистов, самозабвенно, истово, дотошно.

21.jpg

Художник воспевает город, а жена - творчество художника:
Здесь всюду история, в дереве, в камне,
В подробностях быта, в несломленном духе.
Макая кисть в краску, я думаю, как мне
Забвенью не дать победить и разрухе.

Особняки потихонечку разрушаются, а художник без устали выносит на свет имена и образы их хозяев.
Семья Полежаевых

22.jpg

Боровская ткацкая мануфактура, крупнейшее производство во всей Калужской губернии, была основана старообрядцами братьями Полежаевыми. Они начинали с кустарных платков во дворе своей усадьбы. А уже через два десятка лет на их производстве работали 400 человек. Дом снаружи очень скромный, в этой семье было не принято выделяться.

Вообще надо сказать, что Боровск прославили люди необычные, не боящиеся отстаивать собственное мнение, непокорные, создающие вокруг себя параллельную реальность. Вот к примеру, во второй половине XIX века дело было, зимой горожане Боровска с удивлением наблюдали, как по замёрзшей реке, используя большой зонт, как парус, катится на коньках учитель их уездного училища. Это сегодня здоровый образ жизни приветствуется, а в XIX веке взрослые в провинции спортом не занимались. И на учителя Константина Циолковского смотрели, как на чудака. Но он не обращал внимание на окружающих и всё время что-нибудь придумывал: то огромные сани с рычагами, то воздушный шар. Мечтатель, выдумщик, а ведь это ему мы обязаны полётами в космос, как основоположнику теоретической космонавтики.

Вот и художник Овчинников мечтает.

23.jpg

Мечтает город сделать краше. В свои 76 лет борется с властями города за восстановление храмов, особняков. Если натыкается на бездушие, не видит людей вокруг, он их выдумывает, рисует в пустых глазницах окон на картоне. Тем самым оживляет город.

24.jpg

Пока мы не ушли далеко, хочу вам показать ещё одну церковь.
Храм во имя преображения Спаса на взгорье

25.jpg

Построен в 1804 году московским купцом Василием Степановичем Просвириным. Это был один из самых благоустроенных храмов города. В 1848 году при нем была выстроена каменная богадельня для женщин духовного звания.
В 30-е годы XX века храм был закрыт. В послевоенное время в нем была устроена мельница, частично сохранившаяся до нашего времени. В конце XX века храм использовался под склад торга. В здании богадельни в настоящее время проживают люди.
В 2001 году храм был передан епархии в безвозмездное пользование.
Патриархальный вид, безвременье, даже плакат всё затмивший, перегородивший, до того наивный, как из социалистического прошлого.

Кстати, мы сейчас находимся на центральной площади города, а ведь не подумаешь. И, как и положено центральной площади уездного города, она называется площадь Ленина. Всё тут смешалось и сплелось в один клубок. На площади памятник вождю пролетариата, а вокруг небольшие церкви, купеческие особняки, высоченные храмы. Мы в городе видели два памятника Ленину. Вот один из них.

26.jpg

Памятник добротный, на низком постаменте, чтобы быть ближе к народу. Сегодня можно услышать различные, порой диаметрально противоположные, точки зрения по поводу сохранения памятников. Мне нравятся такие высказывания боровчан: «Обычный советский памятник, в каждом городе есть подобный. История СССР хранится в каждом городе Российской Федерации». «В Боровске находится два памятника Ленину, один на ул. Ленина д. 12, другой в парке у Вечного огня, и в этом нет ничего плохого или зазорного, это часть нашей истории, нравится нам это или нет». Этим всё сказано, остаётся только согласиться, тем более, что я так и раньше думала.
А то придётся потом изучать свою историю только по картинкам и летописям.

Ещё немного народного творчества

27.jpg

28.jpg

Общий вид на город и церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, старообрядческий (красного кирпича, по центру).

29.jpg

Существующий храм был построен усилиями боровских старообрядцев-окружников, объединившихся в I-ю общину. Храм строился два года. Торжественное его освящение во имя Покрова Пресвятой Богородицы состоялось 18 декабря 1908 года. К началу 1914 года было завершено строительство колокольни. Закрыли храм, по одной версии, в 1938 году и расположили в нём больницу, по другой - в 1940 году и разместили здесь деревообделочную артель. Во время оккупации города немецко-фашистскими захватчиками храм вернули старообрядцам. Прихожане быстро сделали ремонт и с 30 ноября стали совершать в нём богослужения, продолжавшиеся до 7 декабря 1941 года. Однако распоряжением немецкого коменданта церковь вскоре отобрали у прихожан и приспособили её под тюрьму для пленных красноармейцев. После освобождения города от неприятельских войск здание церкви приспособили под промкомбинат. В 1945 году в храме устроили хранилище зерна и овощей, а позже - передали инкубаторной станции.
В 1989 году здание храма вернули старообрядческой общине Белокриницкого согласия. Освящение его в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы состоялось 4 апреля 1990 года.
Из архитектурных интересностей. Декоративное убранство фасадов церкви, согласно плану, выполнили в псевдорусском стиле, представляя в одной постройке весь спектр архитектурных приёмов русского зодчества ХVII-ХVIII вв.: кокошники, аркатурные пояса, ширинки, бочки у крылец, шатровое завершение колокольни.

А вот старинная улочка Боровска со старообрядческим храмом во имя Всех Святых на «фреске» Овчинникова, продолжающего бороться с удушьем и беспамятством.

30.jpg

Тут же он нам предлагает подумать над вопросом: «Что есть искусство?»

31.jpg

32.jpg

33.jpg

В конце экспозиционного ряда я вижу много фамилий. Значит человек не один, у него есть преемники, соратники, единомышленники. Но их должно быть ещё больше, чтобы победить бездушных чинуш.
Иначе, что получается? Улица Успенская (теперь это ул. Ленина), которую воспевает Овчинников, это старинная улочка, где расположены исторические постройки XVIII-XIX веков: дома купцов Большаковых ("дом Наполеона") и Меренковых; усадьба Шокиных; дом Полежаевых; офицерское собрание; купеческая усадьба XVIII века; усадьба Савиных; старообрядческая церковь Всех Святых. Дома интересные, но практически все находятся в весьма запущенном состоянии.
Мы пытались что-то пофотографировать здесь, но это сплошные слёзы.
Усадьба Шокиных или Кружевной дом неофициально носит титул «самого красивого дома» Боровска.

34.jpg

Так почему же на первый план выступают не деревянные кружева, а клубок запутанных электропроводов? Что вы думаете? Улицу, действительно, решили реконструировать, но подождите радоваться. Дома находятся под угрозой сноса. Один дом уже успели снесли и теперь тут пустырь, заваленный мусором. Общественность бьет тревогу. Аргументом для сноса послужило то, что, якобы, понадобилась автостоянка для школы.
Чем всё закончится, не понятно. Пока приходится снимать отдельные элементы. У меня ещё ни разу не было такого количества деталей в фотоархиве, но без общих планов.

Та же улица. Здесь расположен небольшой сквер с фонтаном, и всё подчинено единому стилю: автобусная остановка, павильоны магазинов, а на втором плане скромно переминаются с ноги на ногу старички-особнячки, но именно к ним тянется взгляд.

35.jpg

36.jpg

37.jpg

38.jpg

39.jpg

А мы сворачиваем с улицы Ленина на улицу Мира. И словно опять попадаем на сельскую дорогу.

40.jpg

41.jpg

42.jpg

43.jpg

Вот где жизнь, вот они, живые существа. И окна разрисовывать не надо.

44.jpg

45.jpg

46.jpg

Сворачиваем на улицу Рабочую. Наличники, словно ажурные воротнички и манжеты на платьях.

47.jpg

48.jpg

49.jpg

50.jpg

И вот мы у Храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы на Высоком.

51.jpg

На месте этого храма стоял некогда Высоко-Покровский монастырь, основанный в 1410 году боровским князем Симеоном Владимировичем. Одним из послушников в храме был восемнадцатилетний юноша Пафнутий. В 1434 году преподобный Пафнутий стал игуменом. 23 апреля 1444 года неожиданно для всех Пафнутий покинул обитель и поселился на реке Истерьме, где основал новый монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (о нём я писала в первой части). В Высоко-Покровском же монастыре, по преданию, были похоронены родители Пафнутия Иван и Фотиния.

52.jpg

В начале ХVII века в монастыре стояли два храма: один - каменный во имя Покрова Пресвятой Богородицы, второй - деревянный во имя Входа Господня в Иерусалим и деревянные кельи. В 1610 году обитель, как и сам город, сожгли и разорили «литовские люди и поляки». Жалованные грамоты царя Михаила Фёдоровича от 1615 и 1618 гг. обязывали Пафнутьев монастырь возродить Высоко-Покровскую обитель. Так в 1621 году появилась новая деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с трапезной, окружённая с трёх сторон галереями-гульбищами, колокольней над входом. Были выстроены и деревянные кельи. Храм украсили предметами церковной утвари из Пафнутьева монастыря. Кстати, из этого же монастыря сюда не раз привозили утерявшие красочность иконы и предметы церковной утвари более раннего происхождения. Возможно, что некоторые иконы принадлежали письму Дионисия либо мастерам его школы. Из Пафнутьева монастыря в Высоко-Покровский присылали жить и монахов. Известно, что в 1701 году сюда переехали иеромонах Пахомий да старец Герасим. Обитали они в двух кельях «о двух жильях верхних». В верхних кельях, в окнах стояли шесть «окончин стеклянных». В окнах «исподних келий», то есть нижних, стояли 13 «окончин», ещё ниже располагался деревянный погреб. Все монастырские строения в форме четырёхугольника окружал забор, в заборе имелись большие створчатые ворота, подле которых находилась большая калитка. Ворота и калитка были покрыты тёсом. «На воротах образы Деисуса, писаны на красках». По описанию 1763 года, деревянные глава и крест монастырского храма были обиты жестью, над главой колокольни, обитой «деревянной чешуёю», возвышался железный крест. На колокольне висели небольших три колокола. Стоявшие в монастыре две кельи при одних сенях были крыты тёсом, как и деревянный погреб, конюшня и кухня. Окружал монастырь забор длиной 150 саженей.
Во время церковной реформы 1764 года Высоко-Покровский монастырь был преобразован в приходской храм, приписанный к городской Крестовоздвиженской церкви, и значился таковым вплоть до 1917 года. Прилегающий к Покровскому храму участок земли с 1771 года стал служить кладбищем.

53.jpg

Во время оккупации Боровска наполеоновской армией в 1812 году деревянный Покровский храм чудом уцелел, в отличие от стоявшей неподалёку деревянной Сретенской церкви, сгоревшей вместе с иконами и предметами церковной утвари. Уцелела возле алтаря Покровской церкви и деревянная часовенка, поставленная на месте упокоения родителей преподобного Пафнутия. В 1868 году её заменили на кирпичную. Древний деревянный храм и располагавшаяся рядом часовня не подверглись поруганию и в первые годы революционных потрясений. Храм закрыли в 1932 году, но прихожане продолжали оберегать и его, и часовню, и всё, что находилось в их интерьерах. В период боевых действий октября 1941 - апреля 1942 гг.. в храм попал снаряд, но не взорвался, и церковь уцелела.
После Великой Отечественной войны храм приглянулся сельскохозяйственному ведомству. В 1950 году его передали балабановскому пункту «Заготзерно» под зернохранилище. Нового пользователя интересовало только одно - полезная площадь храма (7х12 кв.м.) и его ёмкость (75 тонн). Всё имущество церкви, в том числе и утварь, передали на ответственное хранение представителю верующих Н. А. Королёвой. Верующие сложили его в алтаре, закрыв дверь на замок. Пролежало оно там до распоряжения Областного управления культуры от 23 декабря 1961 года за №219, которое обязывало «все произведения искусства» вывезти из церкви в один из областных музеев.

Часовня над могилами родителей преподобного Панфнутия Боровского

54.jpg

Иконы из Покровского храма сегодня хранятся в Калужском областном художественном музее и в Государственном историческом музее Москвы, в числе которых - двусторонняя выносная икона первой половины - середины ХVII в. «Спас Нерукотворный» и Богоматерь «Знамение». В 1987 году к храму и городскому кладбищу была проложена асфальтированная дорога. Сама церковь была к тому времени разграблена: сняты входные двери, полы выломаны, разбиты окна, в помещении гулял лишь ветер, да всюду был виден птичий помёт с многочисленным мусором, разбросанным по зданию. Ограда пришла в негодность, на кладбище паслись козы и овцы возле засохших деревьев.

Мозаичный образ преп.Пафнутия Боровского на апсиде алтаря Покровской церкви

55.jpg

Первым шагом со стороны Боровской администрации и неравнодушных людей была замена ограды кладбища. Потом была законсервирована церковь, забиты двери и окна. Позже были восстановлены полы, мастера поправили маковку, починили фундаменты. Эти работы проводили реставратор из Москвы Владимир Георгиевич Дёмин и боровские мастера Александр Лавров и Анатолий Брицын. Позже была отремонтирована и кирпичная часовня, которая к тому времени катастрофически разрушалась. Работу по её восстановлению полностью выполнил Александр Лавров. Покровский храм был возвращён РПЦ в 1994 году. В 2008-2009 гг. производилась большая реставрация церкви, в результате которой были заменены пришедшие в негодность брёвна, пристроены существовавшие некогда галереи-гульбища (прежний облик которых, впрочем, доподлинно не известен) и подклет храма. После завершения реставрационных работ храм был 18 октября 2010 года освящён митрополитом Калужским и Боровским Климентом.
Храм и часовня являются действующими. Опекают их, как и ранее, монахи Пафнутьева-Боровского монастыря.

Вид на Боровск со спуска от храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы

56.jpg

Помощь в описании церквей неизменно оказывает сайт СОБОРЫ.РУ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments