Живага Анна (mycruises) wrote,
Живага Анна
mycruises

Categories:

ВДНХ: эпоха реставрации. Павильоны республик и областей



За последние несколько лет скопилось немало фотографий по ВДНХ, и я решила вернуться к этой теме. Как известно, с 2016 года началась глобальная реставрация и реконструкция Выставки. Вначале для непосвящённых это выглядело более чем странно. Первым делом положили новый асфальт по всей территории, а это не много, не мало 237,5 га общей площади. Наскоро побелили часть павильонов. На другой год вскрыли весь асфальт, вырыли траншеи для проводки новых труб к насосным станциям, питающим фонтаны. Большая часть павильонов, в том числе и те, что были побелены годом ранее, закрылись заборами. Грохот, пыль столбом, рвы и колдобины - ВДНХ превратилась в театр военных действий.

Поразила вот эта картина 2017 года

01.jpg

Ну, мы-то по делам приехали, свой фотоотчёт пополнять. А вот зачем здесь женщины с младенцами и велотуристы - здоровой голове не понять. И ладно бы гулять негде было, но эта часть Выставки прилегает к Ботаническому саду, где чисто, свежо, много гладких велодорожек, прохладная тень и не отравленный строительной пылью воздух, а молодая мамаша отважно штурмует окопы, направляя детскую коляску, как танк, на цементную стену пыли.

Ещё одна распространённая картина лета 2017 года на ВДНХ. Скрытые за заборами павильоны, а так выглядела вся территория Выставки, сильно раздражала, но остроумный дизайн рекламных баннеров на строительных площадках угадывал мысли посетителей, «кто всё это устроил?», и смягчал ситуацию.

02.jpg

Потихоньку дым и гарь стали рассеиваться, открылись новые перспективы, а с ними обновлённые павильоны. Больше не мозолят глаз торговые палатки, лотки, мангалы с шашлыками - всё это было сметено с территории ВДНХ, как портящее вид. Появилось много цветов, из репродукторов полилась музыка, которая, по всей видимости, звучала на Выставке в былые годы, ещё для самых первых её гостей. Мы даже специально летом стали приезжать сюда к девяти часам, когда только, только по аллеям проезжают поливальные машины, площади пусты от посетителей, а по радио слышатся песни Вертинского.

А теперь подробнее о том, что же сделано с 2016 года.
Обещано, что неизменной останется вписанная в реестр объектов культурного наследия объемно-планировочная структура выставки: площади и аллеи, даже дорожки, их протяженность и направление. В основе этой структуры лежит план первой ВСХВ, нарисованный еще в 1935 году Олтаржевским. Изменятся, и кардинально, зонирование и функции комплекса. «Когда закончат (реставрацию и реконструкцию), это будет самая большая площадка для образовательных и развлекательных программ в мире, потому что уже решено присоединить к ВДНХ Останкинский парк и Ботанический сад», — заявил в феврале 2018 года мэр столицы Сергей Собянин.
Я постараюсь больше говорить о том, что сделано, но иногда придётся ссылаться на то, что планируется сделать, потому что часть планов вызывает опасение. Так, например, сейчас площади здорово очистились от торгашей, что увеличило визуально территорию, открыло красивые виды. Панорамы растянуты до горизонта, и на горизонте практически нет вертикалей-новостроек, портящих впечатление от рассматриваемых картин. Ощущение, что ВДНХ оторвана от города, повисает в воздухе, да вообще - это другая планета.
Слева от парадной части, сконцентрированной вокруг Центральной аллеи (61,6 га), появится тематический парк аттракционов (35 га) и 140-метровое колесо обозрения. Новое колесо будет в разы выше 65-метрового старого, и его высота на 5 м будет превышать верхнюю отметку лондонского аттракциона «Око». Патологическая советская гигантомания, которую вполне олицетворяет собой ВДНХ. Но не приземлит ли это колесо ныне воздушную территорию Выставки?

Сразу от Главного входа начинается Центральная аллея ВДНХ - на ней недавно запустили 14 отреставрированных фонтанов.

03.jpg

Фонтаны окружают богатые цветники, рисунок которых тоже был воссоздан по старым фотографиям - по периметру высадили более 4 тысяч роз, а между чашами зацвели еще 12 тысяч разных цветов от белых аллиумов до синего шалфея.
Центральная аллея с 14 чугунными фонтанами подводит нас к павильону «Центральный», который окружён с двух сторон также цветниками: Южный и Северный розарий. Шалфей. Его очень много в Москве в этом году.

04.jpg

05.jpg

06.jpg

До апреля 2014 года в павильоне «Центральный» находился музей телепрограммы «Поле чудес».
В 2014 году при разборе поздних выставочных конструкций Центрального павильона под фальшстеной был обнаружен Горельеф «Знаменосцу мира - советскому народу слава!» (1954) скульптора Евгения Вучетича. В 1956 году из-за политической обстановки горельеф спрятали за щитом. В 90-е на этом месте появился ларек, а утерянный, как считалось, горельеф, всё это время находился рядом, за тонкой перегородкой. Теперь композиция отреставрирована и находится на своём законном месте.
Во время противоаварийных работ в том же 2014 году в цокольном этаже павильона был обнаружен барабан внушительных размеров с намотанным живописным холстом. Это оказалось уникальное живописное полотно размером 6,75 х 11 м, созданное в 1953 году авторским коллективом под руководством Александра Герасимова. На картине изображены делегаты второго Всесоюзного съезда колхозников и ударников труда, предложившие в феврале 1935 г. организовать в Москве Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Живописный шедевр многие годы считался безвозвратно утраченным.
Недавно павильон открылся после реставрации. Реставраторы провели уникальную работу по воссозданию медальонов с изображениями герба Карело-Финской ССР, которые украшали фасады первого яруса здания до 1956 года. Более 60 лет назад изображения герба были сбиты, а медальоны замазаны цементным раствором.
Шесть из семи подлинных дверей 1954 года не требовали замены, и специалисты смогли вернуть им прежний вид, сохранив функциональность. Однако одна дверь обветшала настолько, что была заменена на воссозданную по оригинальным эскизам и сохранившимся аналогам копию. Полностью заменить на воссозданные пришлось и все 88 окон.

Другим своим фасадом павильон «Центральный» выходит на площадь Дружбы Народов, где находятся павильоны республик и областей. Сам фасад смотрит прямо на фонтан Дружбы народов, также недавно обновлённый.

07.jpg

Отреставрировали впервые за 65 лет эксплуатации. Работы начали в октябре 2018 года, а закончили в апреле 2019-го. Напомню, фонтан «Дружба народов» представляет собой сложную систему из 784 струй, высота которых достигает 20 метров. Площадь бассейна фонтана составляет 3,8 тысячи квадратных метров. Золотые фигуры 16 девушек, расположенные по кругу, символизируют республики бывшего СССР.

08.jpg

Со скульптур полностью удалили остатки старой позолоты, расчистили поверхность до бронзы, покрыли каждую фигуру несколькими подготовительными слоями сурика и лака и только после этого перешли к золочению. Мастерам потребовалось около пяти килограммов сусального золота.
Также специалисты отреставрировали 16 чугунных раковин на каскаде фонтана, воссоздали утраченные медные скульптуры — 15 рыб и семь дельфинов, а также отреставрировали две сохранившиеся. Восстановлена гранитная облицовка фонтана из полированного и колотого красного гранита.

09.jpg

10.jpg

До ремонта работу фонтана обеспечивало лишь четыре насоса. Специалисты установили девять современных гидравлических машин. Это позволило увеличить высоту струй фонтана до исторических 20 метров, тогда как до этого она едва достигала 10 метров.

11.jpg

По обе стороны от павильона «Центральный» расходятся павильоны республик. Я уже писала о том, как павильоны демонтировались, видоизменялись, переименовывались во времена перехода ВДНХ на отраслевой принцип. Теперь в проекте хотят вернуть павильонам бывших республик первоначальный внешний вид по возможности.

Осмотрим вначале павильоны, окружившие фонтан «Дружба Народов».
По одну сторону от павильона «Центральный» - это павильон «РСФСР», павильон «Армения», павильон «Карелия» и павильон «Узбекистан». (на фото справа налево, только павильон «Армения» спрятался за снопом фонтана)

12.jpg

Павильон «РСФСР»

13.jpg

После реставрации в павильоне открылся Дворец госуслуг. Во Дворце госуслуг на ВДНХ находится Музейно-выставочный комплекс истории государственной службы. Он посвящен трем основным направлениям – истории чиновничества в России, становлению и развитию письменности и письменных принадлежностей, а также эволюции делопроизводства в нашей стране.

Павильон «Армения»

14.jpg

С 2003 года в этом павильоне работает выставочно-коммерческий центр Республики Армения, где проходят тематические вечера и национальные праздники.

Фонтан «Дружба Народов» до реставрации, цветочный партер и павильоны «Карелия» (слева), «Армения» (справа) на дальнем плане.

15.jpg

Тот же вид, но уже с обновлённым фонтаном.

16.jpg

С павильоном «Карелия» не всё благополучно. Какие-то реставрационные работы проводились, одно время павильон находился в строительных лесах, но надпись «Карелия» с фронтона в 2018 году исчезла. В павильоне сейчас от случая к случаю проходят различные мероприятия, но они никак не связаны с Карелией.

17.jpg

Павильон «Узбекистан»
Уже в августе нынешнего года павильон «Узбекская ССР» снова станет узбекским. Такое решение было принято на встрече глав правительств РФ и Узбекистана в Ургенче и закреплено в договоре между мэрией Москвы и хокимиятом Ташкента.
Бессрочная аренда будет стоить Узбекистану 1 рубль в год – на тех же условиях, что и для других бывших советских республик, решивших восстановить свое представительство на ВДНХ.
Предмет особой гордости этого комплекса – исторические деревянные двери. Объемная резьба, сложный рисунок. Уникальный орнамент в середине 1950-х вырезали двое мастеров из Узбекистана специально для павильона. На время ремонта и реставрации их пока сняли.
Летом было обещано открыть обновлённую беседку-ротонду павильона и каскадные фонтаны по сторонам фасада.

По другую сторону от павильона «Центральный» фонтан «Дружба народов» окружают павильоны:
«Северный Кавказ»

18.jpg

В 1967 павильон работал по тематике «Народное образование». Сегодня этот павильон называется «Робостанция». Здесь можно увидеть уникальных роботов из Южной Кореи, Японии, Китая, Америки, Европы и России и узнать, куда движется робототехнический прогресс.

19.jpg

20.jpg

«Эстонская ССР», «Латвийская ССР», «Литовская ССР» - композиция сквера Прибалтийских республик.

21.jpg

Во времена перехода с регионального на отраслевой принцип павильоны назывались «Биология», «Физика», «Химия».
После завершения реставрационных работ в здании «Эстонская ССР» (позднее название «Биология») будет работать торгово-выставочный центр Кыргызской Республики.

22.jpg

Внешне он уже готов к открытию

23.jpg"

Раннее утро после поливки улиц

24.jpg

В здании «Латвийская ССР» (позднее название «Физика»), этот павильон занимает центральное место в композиции сквера, разместится музей ЖКХ. В здании «Литовская ССР» (позднее название «Химия») откроется торгово-выставочный центр Республики Абхазия.
В августе 2017 года при проведении реставрационных работ в павильоне «Литовская ССР» за кирпичной кладкой были обнаружены хорошо сохранившиеся барельефы доярки и свинарки. Прежде считалось, что барельефы полностью утрачены, т.к. в 1964 году при смене «специализации» павильона сельскохозяйственные барельефы не вписались в тематику. Но, как оказалось, в 1969 году просто были заложены кирпичом.

«Молдавская ССР» (позднее название павильон «Стандарты»)

25.jpg

В 2011 году павильон снова возвращает старое имя, передан в аренду на 50 лет Молдавии.

26.jpg

Центральное место в композиции площади Дружба Народов занимает цветочный партер.

27.jpg

В мае мы любуемся тюльпанами всех сортов и видов, а к концу июня сменяется экспозиция - цветочный партер становится похож на яркий восточный ковёр, сотканный искусными мастерами.

28.jpg

29.jpg

30.jpg

Если повернуться к павильону «Центральный» и фонтану «Дружба Народов» спиной, открывается вид на всю площадь. Сегодня она не в пример пустынна. Первый день после карантина.

31.jpg

Прямо за цветочным партером, на противоположной стороне площади Дружба Народов находится павильон «Украинская ССР» (позднее название «Земледелие») и фонтан «Каменный цветок» перед его фасадом.

32.jpg

33.jpg

Вдоль цветочного партера к павильону «Украинская ССР» тянутся по одной стороне павильоны: «Казахская ССР», «Профсоюзы», «Армянская ССР», «Азербайджанская ССР», «Поволжье».

34.jpg

С этими павильонами произошли наибольшие метаморфозы за время реставрации.
Павильон «Казахская ССР» во времена отраслевого принципа показа был одет в металлические щиты-жалюзи, и поменял название на павильон «Металлургия». Выглядело это до недавнего времени так.

35.jpg

В 2011 году было принято решение о передаче павильона в аренду Казахстану для будущего размещения там национальной экспозиции.
В августе 2017 года в ходе реставрационных работ на фасаде павильона реставраторы обнаружили барельефы 1954 года на тему земледелия Казахстана. Автор барельефов - скульптор Х. Н. Аскар-Сарыджа. Барельефы были спрятаны под более поздним навесным фасадом, надстроенным при смене экспозиции.
В результате проведенных работ был восстановлен исторический облик здания 1954 года. Специалисты воссоздали фасады, стеклянный купол со шпилем, национальный узор из цветной майолики, гранитную лестницу главного входа, а также скульптуры рабочего-сталевара и колхозницы.

36.jpg

Теперь это один из выдающихся павильонов в линейке других, отреставрированных.

37.jpg

Павильону «Грузинская ССР» во времена перехода на отраслевой принцип показа не повезло, его просто снесли в 1965 году. А на освободившемся месте в 1987 году возвели серый, бетонный куб. И хотя он облицован светлым и темным мрамором, и этот мрамор, если быть честной, не всегда серый, а при разном освещении даёт интересные оттенки, всё равно формой павильон напоминает какой-то мавзолей или пантеон. Павильон назывался «Выставочный центр профсоюзов».

38.jpg

Следом шёл изуродованный отраслевым принципом павильон «Здравоохранение»

39.jpg

В 2014 году во время первоочередных реставрационных работ главный фасад расчистили от поздних пристроек 1990-х годов и разобрали металлические конструкции 1967 года. Под всем этим безобразием скрывался павильон «Армянская ССР».

40.jpg

Новое наполнение павильона - филиал Государственного музея искусства народов Востока.

41.jpg

Рядом мы видим павильон «Азербайджан», который до недавнего времени именовался «Вычислительная техника»

42.jpg

Под своим панцирем вычислительной техники павильон выглядел так

43.jpg

В апреле 2014 г. фальш-фасад демонтировали, отреставрированы элементы декора на исторических фасадах здания. Специалисты восстановили свод портала главного входа, гранитную парадную лестницу, цоколь, штукатурный слой стен, плафоны на потолке, фонари и мраморные облицовки цоколя.

44.jpg

Обновлены витражи шебеке – это аутентичные азербайджанские решетки из орехового дерева. По сохранившимся авторским слепкам из фонда азербайджанского Национального музея искусств были восстановлены скульптуры «Чабан» и «Азербайджанка».

45.jpg

Павильон «Поволжье» пока находится на реставрации. В апреле 2014 года фальш-фасад демонтирован, ведутся работы по возвращению исторического облика павильона.
Во времена отраслевого принципа показа это был павильон «Радиоэлектроника и связь»

46.jpg

В самом плохом состоянии из открытых исторических фасадов оказалось «лицо» бывшего «Поволжья». В те годы, когда на смену сталинскому ампиру пришел советский архитектурный модернизм со стремлением к лаконичности и урбанистичному облику зданий, декор павильона, колонны и витражи признали излишествами. Здание лишилось скульптур, портиков с квадратными колоннами, также частично срубили барельефы, изменили конструкцию крыши. Теперь реставраторам предстоит, на основе исторических фотографий и архивных документов, воссоздать утраченные элементы и весь внешний облик павильона.
Здание передано Олимпийскому комитету.

И уже в самый торец павильона «Украина» смотрит павильон «Белоруссия» (позднее название «Электротехника»).

47.jpg

Историко-архитектурная справка. Послевоенное здание, построенное в 1954 году, представляет собой выразительное архитектурное сооружение, завершённое бельведером (от итал. belvedere — «прекрасный вид»), увенчанное скульптурой «Родина» - по сути фигура колхозницы, облицованная золотой смальтой.
Фасад представлял собой монументальную колоннаду из двух рядов, увенчанную резными гирляндами, имитирующими белорусские вышитые рушники с цветами национального флага республики ― жёлтого и зелёного. За колоннадой находился внутренний полукруглый дворик, вымощенный керамической мозаичной плиткой. Дворик украшали фрески «Народ Белоруссии построил социализм» и скульптурная группа белорусских партизан (не сохранилась).

Теперь и мы можем лицезреть павильон в том виде, в котором он предстал в 1954 году перед своими первыми посетителями.

48.jpg

Павильон «Республика Беларусь». Ротонду по-прежнему венчает скульптура «Родина».

49.jpg

Перед ротондой на крыше установлены копии скульптурной композиции «Труженики Белоруссии»: «Доярка», «Агроном», «Колхозница», «Охотник» и «Механизатор». Исторические фигуры, которые находились в аварийном состоянии, законсервировали.

50.jpg

Фреска «Социалистическая Беларусь» над парадным входом в павильон, настоящий шедевр монументальной живописи, больше тридцати лет была наглухо забита фанерными листами, замазана толстым слоем штукатурки.

51.jpg

В послевоенное время эта роспись считалась обычной, а теперь - шедевр.

52.jpg

«А там, где гуси, на левой стороне, и колхозник с мешками картошки - на правой, изображение полностью уничтожили, прорубив оконные проемы. Состояние было ужасное», - рассказывает Игорь Езерский, глава реставрационной фирмы, проводившей работы.

53.jpg

54.jpg

С майоликой на колоннах также пришлось изрядно поработать. Во многих местах она была варварски сбита. Но, к счастью, все узоры сохранились очень хорошо. По ним мастера больше года восстанавливали исчезнувшие фрагменты, используя технологию холодного обжига.

55.jpg

Колонны, обвитые красочными гирляндами плодов – визитная карточка павильона «Республика Беларусь».
Этот павильон по сердцу не только нашим, но и иностранным туристам. Здесь часто можно встретить экскурсионные группы из других стран. Вот присел отдохнуть от переизбытка информации гражданин из Италии.

56.jpg

Павильон «Республика Беларусь» от фонтана «Каменный Цветок». Детали

57.jpg

По другую сторону от цветника и фонтана к павильону «Украина» подступает павильон «Ленинград и Северо-запад РСФСР»

58.jpg

Поздняя экспозиция и название павильона - «Оптика»
На сегодняшний день павильон находится на реставрации, в будущем здесь планируется организация музейно-выставочной деятельности.

59.jpg

Вид на павильон от фонтана «Каменный Цветок».
Первый день после отмены самоизоляции в Москве. Фонтаны ещё не работали.

60.jpg

Вид на фонтан «Каменный Цветок». За ним слева направо павильоны «Украина», «Московская, Тульская и Рязанская области» и «Ленинград и Северо-запад РСФСР»

61.jpg

Павильон «Украинская ССР»

62.jpg

В 2010 году павильон предполагалось передать в аренду на 50 лет Правительству Украины для создания здесь торгово-выставочного центра «Украина», однако Верховная Рада так и не ратифицировала соглашение и процедура передачи была прекращена.

63.jpg

Входная группа, скульптура «Стахановцы сельского хозяйства»

64.jpg

Входная группа, скульптура «Стахановцы промышленности»

65.jpg

Воссозданы интерьеры, фасады, кровля, входные группы, витражи, световой фонарь, позолоченный шпиль с венчающей его звездой и другие элементы. Удалось вернуть исторический облик выложенному смальтой гербу, который украшает вход в павильон, и витражу «Переяславская рада».

66.jpg

В отреставрированном павильоне откроется Музей славянской письменности - музейно-просветительский и образовательный проект ВДНХ, посвященный истории, настоящему и будущему кириллической письменности.

Фонтан «Каменный Цветок»

67.jpg

68.jpg

Цветочный бордюр вокруг фонтана

69.jpg

Центр композиции фонтана «Каменный цветок», состоящего почти из 988 струй, — чаша в виде цветка, распускающегося среди самоцветов. На гранитных постаментах, украшенных чугунными волютами, установлено 16 бронзовых композиций-натюрмортов с дарами природы союзных республик.

70.jpg

В большой чаше расположены малые фонтанчики — чугунные осетры и бронзовые гуси.

71.jpg

Обновили 48 бронзовых фигур гусей, воссоздали 23 утраченные и отреставрировали одну скульптуру осетров из чугуна, отремонтировали 16 чугунных чаш-ракушек и восстановили мозаичный декор.

72.jpg

Пока в первый день после отмены самоизоляции фонтан не работал, но большая чаша уже была заполнена водой, удобно было рассмотреть восстановленную композицию фонтана.

Цветок, вырастающий из кристаллов и самоцветов.
«Кто увидит хоть раз этот цветок у Хозяйки Медной горы, тот навсегда покой потеряет».

73.jpg

И работающий фонтан. Раннее утро.

74.jpg

Полностью отремонтирована «техническая начинка» фонтана. Вместо пяти старых насосов установлено 11 современных агрегатов. Это позволило поднять высоту струй фонтана с семи-восьми до исторических 15 метров.

75.jpg

А самоцветы так и играют на солнце

76.jpg

Между павильоном «Украина» и фонтаном «Каменный Цветок» проходит Сиреневая аллея. Аллея оправдывает своё название, сирень разных сортов и цвета всегда здесь цветёт вовремя и в срок.

77.jpg

78.jpg

На этой Сиреневой аллее в одну линию с павильоном «Украина» стоит павильон «Московская, Тульская и Рязанская области» (павильон справа)

79.jpg

После завершения работ по реставрации здесь будет организована музейно-выставочная деятельность.

Следом, на той же аллее расположен Тимирязевский сквер, а на него выходит фасад павильона «Центральные черноземные области»

80.jpg

Полуциркульная колоннада входной группы и бельведер, украшенный золотым венком с ажурной декоративной композицией, придают ему особую торжественность.
Архитектура павильона выдержана в формах неоклассики, гармонично дополненной орнаментами в русском стиле.
Одно время здесь был ресторан, похоже, вовсе не в русском стиле. По утрам, пока посетителей не наблюдалось, хозяин проходу нам не давал, обещая накормить кошерно.
Сейчас здесь идёт реставрация.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments