Живага Анна (mycruises) wrote,
Живага Анна
mycruises

Category:

СПб, Английская набережная, дом 44, особняк Румянцева



В настоящее время «Особняк Румянцева» — филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
Если вернуться на второй этаж и пройти насквозь Музыкальный зал, то можно попасть на постоянную экспозицию музея истории Санкт-Петербурга. К 20-летию полного разгрома немецко-фашистских войск под Ленинградом в особняке открылась экспозиция «Ленинград в годы Великой Отечественной войны», основанная на подлинных документах и материалах.
Первая фотография, которая встречает нас у входа...

01.jpg

И на ум приходят строчки из Александра Розенбаума:
Фары сквозь снег горят,
Светят в открытый рот.
Ссохшийся Ленинград
Корочки хлебной ждёт.
Вспомни-ка простор
Шумных площадей,
Там теперь не то —
Съели сизарей.
Там теперь не смех,
Не столичный сброд —
По стене на снег
Падает народ —
Голод.
И то там, то тут
В саночках везут
Голых.

Метки и нашивки узников концлагеря. Нашивка на одежду узника с надписью «OST» (узников, попавших в трудовые концлагеря, называли остарбайтерами – рабочими с востока).

02.jpg

Самый известный дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой. Почти вся семья Тани погибла в период с декабря 1941 года по май 1942 года. В её дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей — матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Сама Таня умерла уже в эвакуации 1 июля 1944 года в возрасте 14 лет. В медицинской карточке было записано: «Цинга, дистрофия, нервное истощение, слепота…». Блокаду пережили только её старшие сестра Нина и брат Михаил, благодаря которым дневник Тани уцелел и стал одним из скорбных символов Великой Отечественной войны.

03.jpg

Брошюры по использованию дикорастущих трав
Учёные Ботанического института АН СССР, Витаминного и Сельскохозяйственного институтов определили 22 вида съедобных дикорастущих трав Ленинградской области, содержащих питательную клетчатку. Их заготовка и первичная обработка производилась фасовочно-пищевым комбинатом. Летом 1942 года в Ленинграде было заготовлено 400 тонн дикорастущих, съедобных трав. Они продавались в магазинах без карточек. Из них также выпускались консервы. Во многих районах города, на крупных промышленных предприятиях были организованы выставки съедобных дикорастущих растений, издавались десятки брошюр, публиковались сотни статей в газетах.

04.jpg

Письмо с пришитыми лепестками сушёного лука, присланное с «Большой земли»

05.jpg

125 грамм хлеба в сутки получали дети, служащие и иждивенцы в самые суровые дни Блокады

06.jpg

Когда муки становилось все меньше, хлеб приобретал блокадные черты: особый вкус и консистенцию, которая так запала в память всем ленинградцам, пережившим те суровые годы. «Стандартный» состав блокадного хлеба: ржаная мука (обойная или любая другая) – до 75%, целлюлоза пищевая – до 10%, жмых – до 10%, остальное – это обойная пыль, выбойки из мешков или хвоя. В ход могла пойти и лебеда, и древесная кора, и сосновый луб. Добавляли также лузгу, рисовую мучку, соевый шрот или отруби. Мука тоже часто менялась, использовалась любая – от ячменной до кукурузной. В целом рецепт хлеба мог меняться ежедневно. Говорят, что у блокадного хлеба не было ни вкуса, ни запаха. Вокруг пекарен не распространялся такой хорошо знакомый нам аромат от теплой свежеиспеченной буханки хлеба. Но у блокадников другое мнение: «До сих пор помню этот маленький, толщиной не более 3 см, черный, липкий кусочек. С удивительным запахом, от которого не оторваться и очень вкусный! Хотя знаю, муки в нем было мало, в основном разные примеси. Мне и сегодня не забыть тот волнующий запах». (из воспоминаний Зинаиды Павловны Овчаренко, жительницы Ленинграда, пережившей блокаду).

Фотографии на паспорт жительницы Ленинграда С.Н. Петровой - до войны, в период блокады и в послевоенное время. 1930 - 1940-е гг.

07.jpg

Платунов М.Г. (1887 - 1972). «Хлеб украл», 1942г.
В блокаду имел особое разрешение беспрепеятственного движения по улицам города, делал зарисовки. Создал 200 рисунков для серии гуашей «Ленинград в блокаде».

08.jpg

В блокадном городе художники продолжали запечатлевать повседневную жизнь

09.jpg

Слыщенко В.С. (1905 - 1990). Зарисовка «Ещё одна смерть», 1942г.
В.С. Слыщенко в годы блокады работал в окнах ТАСС, создавал сатирические плакаты и рисунки. В 1942 году с цингой и дистрофией был эвакуирован в Кемеровскую область, вернулся в 1944 году.

10.jpg

Закутин Георгий. Зарисовки блокадного города
1. Рисунок с изображением блокадного Ленинграда
2. Женский портрет
3. Фрагмент комнаты ленинградца

11.jpg

Рутковский Н.Х. (1892-1968) «Потерял карточки», 1942г.
В годы войны создавал огромные агитационные плакаты, оформлял спектакли «Русские люди», «Фронт», и др.

12.jpg

Ира Богданова была одной из тысячи детей, оставшихся в блокадном городе. Её история схожа с историей легендарной Тани Савичевой, но с той разницей, что Ира была найдена, спасена и осталась в живых.
Довоенная фотография 1940 г.

13.jpg

До войны она жила с мамой, бабушкой и маминой сестрой тётей Ниной на Петроградской стороне, на улице Бармалеева, д. 28, кв. 5., в большой коммунальной квартире. Ира была единственным ребёнком в семье и всеобщей любимицей. Детская память сохранила ощущение безоблачного детства: посещение зоопарка и кино, елку на маминой работе, игры с ребятами во дворе. Летом Ира с бабушкой ездили за город, на ст. Всеволожская, где жила с тремя сёстрами подруга бабушки по Смольному институту - тётя Соня. Там они проводили лето. Мама - Гюнтер Ксения Борисовна - работала в геологическом институте на Васильевском острове и часто уезжала в экспедиции. Иру рано научили читать и писать, и они с мамой переписывались.
Война застала девочку во Всеволожской, где они отдыхали с бабушкой. Эвакуироваться в назначенный день от места работы мамы, по трагическому стечению обстоятельств, им не удалось. Вся семья вынуждена была остаться в городе.
Вскоре началась блокада - артобстрелы, авианалёты, разрывы бомб. Время подходило к зиме, все запасы продуктов закончились. Мама работала в госпитале санитаркой, тётя Нина была военнообязанной и домой приходила редко. Ира оставалась дома с бабушкой. Все соседи эвакуировались. В квартире было холодно, скоро не стало воды, в окнах комнат были выбиты стёкла волной от разрыва снаряда. Жили в основном на кухне, за водой ходили на Карповку. В январе 1942 года у бабушки украли хлебные карточки. В течение 10 дней есть было совсем нечего. Иру отправили во Всеволожскую, чтобы спасти от голода. Но она очень скучала, плакала и просилась домой к маме и бабушке. Спустя некоторое время, младшая из сестёр бабушкиной подруги - тётя Валя, отвезла её в город на саночках - 23 километра по шпалам. Мама и бабушка были очень истощены. Тётя Нина, вернувшаяся на время с работы, 6 февраля умерла от истощения. Её завернули в одеяло и вынесли во двор, в прачечную - хоронить не было сил. Мама заболела и умерла 25 февраля, она так и осталась лежать в комнате. 8 марта умерла бабушка. Ира осталась одна.
Девочка была найдена спустя 10 дней - 18 марта 1942 года. Её спасителями были девушки из комсомольского бытового отряда Приморского района. Это был первый бытовой отряд в блокадном Ленинграде, созданный под руководством секретаря райкома ВЛКСМ Марии Прохоровой. Командиром отряда была Полина Догадаева, комиссаром - Надежда Гусева. Нашла Иру в пустой квартире вместе с трупами мамы и бабушки боец отряда Катя Маркова, которой в ту пору было 16 лет.
Ребёнок был настолько истощён, что пол и возраст определить сразу было трудно. Это видно из порядка заполнения бланка направления в детский дом №6.
В начале июля 1942 года Ира вместе с детским домом была эвакуирована в Ярославскую область. В селе Вахтино Даниловского района, в детском доме №47, она находилась до 1945 года.
В 1943 году Ира пишет письмо бабушкиным подругам во Всеволожскую. В нём она рассказывает о своей жизни в детском доме и вспоминает даты смерти своих родных. В 1945 году, после переписки с директором детского дома №47, сёстры из Всеволожской взяли её на воспитание. Девочка обрела новую семью.
Спустя 44 года Ирине Борисовне удалось разыскать людей, спасших её в страшную блокадную пору. В 1985 году она встретилась с Екатериной Андреевной Марковой, подарившей ей второе рождение.
В настоящее время Ирина Борисовна Иванова (Богданова) живёт во Всеволожске.

Рисунки детей блокадного Ленинграда 1941-1944 гг.

14.jpg

Пахомов А.Ф. «В детском доме»

15.jpg

Образцы довоенной и военной продукции ленинградских предприятий.
Табачная фабрика имени Урицкого

16.jpg

Во время войны выпускает мины «Кошка»; 76-мм артиллерийские снаряды

17.jpg

Кондитерская фабрика №1

18.jpg

Во время войны выпускает корпуса мин в форме булыжника.

19.jpg

Макет улицы блокадного города. Очередь за хлебом.

20.jpg

Макет улицы блокадного города. Люди, бредущие к проруби, за водой.

21.jpg

"Как никогда вошло радио в жизнь Ленинграда. В самые трудные дни блокады оно говорило с нами, как друг приносило вести с фронтов и с «большой земли», из-за кольца блокады. Доносило до нас голос Москвы, голос партии, предупреждало об опасностях мерным стуком метронома. Через линию фронта, через кольцо блокады оно обращалось ко всей стране: «Слушай нас родная страна! Говорит город Ленинград!»"

22.jpg

На той же фотографии метроном. Его удары звучали по радио. По частоте ударов метронома ленинградцы знали в любое время суток об обстановке в городе. 50-60 ударов в минуту означали спокойную обстановку, а 120-150 ударов - воздушную тревогу или артиллерийский обстрел.

Квартира ленинградца в дни блокады...

23.jpg

24.jpg

25.jpg

Александр Давидович Бениаминов (1903 - 1991). В 1937 -1979 гг. - актёр театра Комедии.

26.jpg

В 1941 году ушёл добровольцем в ополчение. По решению Политуправления Краснознамённого Балтийского флота создал «Фронтовой театр миниатюр» и стал его руководителем и актёром. Обладая выразительной мимикой, виртуозно используя приёмы гротеска и буффонады, добивался ярких комических эффектов.

27.jpg

Инбер Вера Михайловна (1890-1972) – поэтесса и прозаик.

28.jpg

Проведя три года в блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны, Инбер отобразила жизнь и борьбу жителей в стихах и прозе. Во время блокады в 1943 году стала членом ВКП(б). Третий её муж, профессор Илья Давидович Страшун, был ректором 1-го медицинского института в осаждённом городе.

Жизнь в городе не останавливалась ни на минуту, и театральная жизнь в том числе.

29.jpg

Помните историю исполнения Седьмой симфонии Шостаковича в осаждённом Ленинграде?
Солдат Николай Савков, артиллерист 42 армии, написал стихотворение во время секретной операции «шквал» 9 августа 1942 года, посвящённое премьере 7 симфонии и самой секретной операции.
................................
Симфонию мужества, город слушал,
Забыв о войне, и вспомнив войну...
И не знали они, что, когда в знак начала
Дирижерская палочка поднялась,
Над городом фронтом, как гром величаво,
Другая симфония раздалась.
Симфония наших гвардейских пушек,
Чтоб враг по городу бить не стал,
Чтоб город седьмую симфонию слушал,
И в зале шквал, и по фронту шквал.
А когда разошлись по квартирам люди,
Полны высоких и гордых чувств,
Бойцы опустили стволы орудий,
Защитив от обстрела площадь Искусств.

В первые недели Великой отечественной войны, которую Шостакович встретил в своём родном городе — Ленинграде, он начал писать Седьмую симфонию, ставшую одним из важнейших его произведений. Вместе с другими ленинградцами Дмитрий Дмитриевич участвовал в обороне города: работал на строительстве противотанковых укреплений, был бойцом противопожарной команды, по ночам дежурил на чердаках и крышах домов, тушил зажигательные бомбы. Симфонию приходилось писать урывками.
В середине октября 1941 г. из блокированного города он вместе с двумя малолетними детьми был эвакуирован в Куйбышев, где и продолжил работу над симфонией. В декабре была написана финальная часть.
В это время, зимой 1942 года, в Ленинграде было решено создать при радиокомитете симфонический оркестр. Его руководителем стал Карл Элиасберг. Струнную группу подобрали, а с духовой возникла проблема: люди просто физически не могли дуть в духовые инструменты. Некоторые падали в обморок прямо на репетиции. Пришлось искать по фронтам. Позже музыкантов прикрепили к столовой горсовета - один раз в день они получали горячий обед. Вскоре руководитель настолько ослаб, что не мог ходить от истощения. 9 февраля его привезли в стационар на детских саночках с диагнозом «алиментарная дистрофия 2-й степени». Но уже 9 апреля он провел репетицию созданного оркестра. Главный дирижёр Большого симфонического Оркестра Ленинградского радиокомитета К.И. Элиасберг стал инициатором и организатором исполнения Седьмой симфонии Шостаковича в осаждённом Ленинграде. В июле специальным самолётом партитура была доставлена в Ленинград, начались репетиции.
9 августа 1942 г. в переполненном зале Ленинградской филармонии состоялось исполнение Седьмой симфонии. 80 мин., пока звучала музыка, орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ командующего Ленинградским фронтом Л. А. Говорова — во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий. Операция огневого подавления вражеских батарей называлась «Шквал». Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей, вселило уверенность и придало силы защитникам города.

Копия эскиза декорации К.П. Пономарёва к спектаклю «Нашествие» 1942г.

30.jpg

Макет трамвая
Кустарное производство СССР 1930-1940 гг.

31.jpg

На стенде также можно увидеть фотографии первого трамвая на пр. 25-го Октября после восстановления трамвайного движения 15.04.1942г.
«С огромной радостью вспоминаю, как после всего этого ужаса пошел первый трамвай, — говорит Зинаида Игнатьевна Староверова, которой в 1942 году было 7 лет. — Всего один вагончик, но как он трезвонил! Люди радовались, плакали от счастья, целовали друг друга...».

Надо отметить, что смотрители музея с большим вдохновением относятся к особняку, его истории, музейным экспозициям, как к родному чаду. Увлечённые, они увлекают и вас. Попав внутрь, мы были радушно встречены и тут же окружены заботой. Смотрители залов с удовольствием отвечали на все наши вопросы, уточняли детали по каталогу, сами заостряли наше внимание на необычных вещах, чтобы мы ничего не упустили. Так мы совершенно случайно попали на экспозицию коммунальной квартиры, даже не знали, что она там есть. Слово за слово, и вдруг нам говорят, что дом-то расслелили не так давно, и «если хоите посмотреть коммуналку, то можно подняться по замечательной Дубовой лестнице». Кто же от такого откажется, тем более на первом этаже нас уже заинтриговали, что за потайными дверями скрывается эта самая лестница, но увидеть её можно только на уровне второго этажа, а пройтись по ней мы можем только мечтать.
В других залах нас подсаживали к экскурсиям, чтобы мы могли услышать больше, заводили в проекционные залы, где шли коротенькие документальные фильмы... И под конец к нам подошли с предложением, что постоянную экспозицию мы всю обошли, но у них есть ещё временная выставка «Утерянный город», и если хотим... Нужно было идти через все залы обратно в кассу за билетом, но нам приоткрыли служебную дверь на боковую лестницу, которая прямиком вела к кассам.

Так что вот ещё одна прекрасная лестница особняка

32.jpg

Если посмотреть вверх, там, как и на Дубовой лестнице, есть световой фонарь, только здесь он овальной формы.

33.jpg

И собственно сама выставка «Утерянный город»
На выставке представлены фотографии, литографии, гравюры, акварели из собрания ГМИ СПб, запечатлевшие утраченные памятники, ансамбли, храмы, жилые жома Санкт-Петербурга. В течение 300-лет лицо города постоянно менялось. С каждой новой эпохой уходили в небытие целые пласты петербуржской городской культуры. Особенно широко представлен период с 1880 по 1980 гг. Именно в это столетие произошли кардинальные изменения в облике города, связанные с революционными потрясениями и насаждением новой идеологии, сносом памятников и установкой монументов в духе новой власти, колоссальными разрушениями военного времени и вереницей перестроек и реконструкций.
Это путешествие во времени по императорскому Петербургу и советскому Ленинграду. Приметы времени в деталях.

Художник Егоркин Василий Иванович. Ленинград. Волховский пер., д.4 (1988 г.)

34.jpg

Ленинград. ул. Римского-Корсакова, д.57 (1988г.)

35.jpg

Ленинград. ул. Марата, д.51 (1988г.)

36.jpg

Ленинград. 18 линия ВО, д.47 (1988г.)

37.jpg

Ленинград. пр. Маклина, д.46 (1988г.)

38.jpg

39.jpg

- Все! Все, что нажито непосильным трудом... Все же погибло. 3 магнитофона, 3 кинокамеры заграничные, 3 портсигара отечественных, куртка замшевая (три куртки). И они еще борятся за почетное звание дома высокой культуры быта!

40.jpg

Таблички с названиями улиц

41.jpg

42.jpg

43.jpg

Ручка дверная середины XIX век (бронза, стекло).

44.jpg

Ручка дверная 1870-1880 гг. (металл)

45.jpg

Декор

46.jpg

Собор св. апостола и евангелиста Матфея и Покрова Пресвятой Богородицы (Матфеевская церковь)

47.jpg

Был расположен по адресу: Большая Пушкарская ул./Ленина ул. Храм был возведён 1800-1806 гг. по проекту архитектора Л.И. Миллера на месте ранее стоящей деревянной церкви. Несколько раз перестраивался. В 1932 году храм был снесён. На его месте находится Матвеевский сад.

Церковь Казанской иконы Божией Матери (Казанская церковь)

особняк Румянцева-77.jpg

Была расположена по адресу: Воронежская ул. Церковь, посвящённая 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года, была возведена в 1911-1913 гг. по проекту архитектора А.П. Аплаксина на месте деревянного храма. Церковь являлась подворьем Пекинской духовной миссии. Храм был закрыт в 1938 году, использовался под общежитие. Снесён в начале 1970-ых годов. На его месте расположено здание поликлиники.

Церковь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца и святого благоверного великого князя Александра Невского (Николо-Александровская церковь; Николо-Мирликийская церковь)

48.jpg

Была расположена по адресу: Бакунина пр./2-ая Советская ул. Церковь была построена в 1913-1915 гг. по проекту архитектора С.С. Кречинского. Одновременно с петербургским храмом по такому же проекту возводилась церковь в итальянском городе Бари, где находятся мощи святого Николая. В 1932 году Николо-Мирликийский храм был снесён. На его месте находится проезжая часть.

Смотрите также Особняк Румянцева. Часть I
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments