Живага Анна (mycruises) wrote,
Живага Анна
mycruises

Categories:

Театр. Спектакль во дворце Белосельских-Белозерских



Как мы сюда попали
Мы последнее время в Петербурге много ходим по музеям, дворцам, квартирам, подъездам, и т.д. в поисках красивых интерьеров. Какие-то я Вам уже показывала, но многое ещё впереди. Сейчас я расскажу о дворце Белосельских-Белозерских, и о том, как нам туда удалось попасть. Для петербуржца это вообще не проблема, но для людей из других городов...

Дворец Белосельских-Белозерских находится на Невском проспекте в месте его пересечения с рекой Фонтанкой. Самое выделяющееся здание у Аничкова моста. В стиле нового барокко здание напоминает растреллиевские дворцы.

14.jpg

Княгиня А. Г. Белосельская приобрела у И. А. Нарышкина небольшой каменный дом ещё в 1797 году. Дом был снесён и на его месте в конце XVIII века архитектор Ф. И. Демерцов построил первый трёхэтажный дворец со скромным фасадом в классическом стиле. Спустя время, в 1847—1848 годах дворец был перестроен архитектором А. И. Штакеншнейдером, приобретя современный вид.
В отделке фасадов дворца широко использованы художественные приёмы русского барокко XVIII века. Для отделки дворца был приглашён скульптор Д. И. Иенсен. По его моделям были созданы фигуры атлантов и кариатид. Внутренняя отделка дворца была выполнена Штакеншнейдером, яркими примерами такой отделки стали широкая парадная лестница и мраморные камины. Вдоль лестницы стояли кариатиды и скульптуры, поддерживающие позолоченные канделябры, а в ажурной решётке перил автор поместил изящные вензеля из инициалов владельца. Великолепно была отделана библиотека Белосельских-Белозерских: стены обиты резными деревянными панелями и затянуты шёлком, камин украшен рельефным узором, огромное зеркало в позолоченной раме.

Зайти во дворец с оказией у простого смертного не получится, нужно заранее записаться на экскурсию. Экскурсий во дворец не так много, одна-две в месяц, и нет вероятности того, что Ваша поездка совпадёт с назначенными днями экскурсий. Так получалось и у нас. И вдруг всплыла информация, что в один из дней, когда мы будем в городе, в одном из залов дворца будет идти антрепризный спектакль. Я к антрепризам не очень хорошо отношусь, т.к. считаю, что у актёров это, как у тех же строителей, или людей других профессий, способ пошабашить. Но нам выбирать не приходилось. Или мы берём билеты на антрепризу, и тогда попадаем во дворец Белосельских-Белозерских, или никак по-другому. Естественно мы выбрали дворец с нагрузкой в виде антрепризы. А теперь я прошу прощения за все уже сказанные слова у тех, кто ставил спектакль и играл в нём. Мы не подозревали, что всё будет настолько хорошо.

И вот мы во дворце.

03.jpg

Парадная лестница

01.jpg

Несколько слов о дворце
Название «Белосельских-Белозерских» условно: один из наследников мясниковских миллионов (Иван Семёнович Мясников - купец, коллежский асессор, владелец горных заводов на Урале. Один из богатейших людей Российской империи XVIII века), генерал свиты князь Эспер Белосельский-Белозерский заказал здание в духе Растрелли Андрею Штакеншнейдеру, но скончался, когда рыли фундамент особняка, в 1846 году. Супруга Елена Павловна (урождённая Бибикова) переехала в его особняк на Литейном проспекте, выйдя замуж за князя Василия Кочубея. Дворец на Невском она не оставляла, используя его для проведения балов и светских вечеров. Он был расположен по соседству с императорским Аничковым дворцом, и сюда часто приходили царские особы.
В 1865 году Надежда Дмитриевна (урождённая Скобелева) вышла замуж за Константина Белосельского — флигель-адъютанта, сына Елены Павловны и поселилась во дворце. Дворец в ту эпоху продолжал считаться самым светским местом столицы, хозяева говорили на русском с лёгким английским акцентом — по последней моде 1880-х. В это время произошёл кризис — капитализация металлургических предприятий Урала — главных активов хозяина — стремительно снижалась: причиной тому стали неудачное управление, отсутствие инвестиций в основное производство. Князь Кочубей пытался выправить ситуацию, для этого набрал кредитов у государства, но не смог спасти положение, и в конце концов вынужден был рассчитаться с казной этим дворцом.

02.jpg

С 1884 года дворец связывался с именем великого князя Сергея Александровича - младшего брата Александра III, став в некотором роде свадебным подарком к его браку с Елизаветой Гессен-Дармштадтской (Елисаветой Федоровной). Дворец получил новое название — «Сергиевский».
С 1891 года великий князь стал генерал-губернатором Москвы и дворец пустовал.
В 1905 году Сергея Александровича убил эсер-боевик Иван Каляев, и в особняке всё изменилось: Елизавета стала монахиней, игуменьей московской Марфо-Мариинской обители. Сама она была бездетна, её приёмными детьми стали племянники мужа — Дмитрий и Мария.
Мария Павловна вышла замуж за шведского принца, а Дмитрий Павлович получил от тети её петербургский дворец на Невском. Дмитрий являлся любимцем последнего государя и покорителем женских сердец. Мастер джигитовки и выездки, он возглавлял российских конников на Олимпиаде 1912 года в Стокгольме, был автогонщиком. В последние годы империи он охладел к государю и государыне, с Феликсом Юсуповым осуществил покушение на Григория Распутина. После убийства «старца» последовала знаменитая царская резолюция: «В России убивать никому не дозволено», и он расстался с дворцом: Дмитрия Павловича выслали в Персию. Есть предположение, что ему удалось, находясь в ссылке, продать дворец Ивану Ивановичу Стахееву, владельцу крупной финансово-промышленной монополии, но документальных подтверждений этому нет.

04.jpg

Во время Первой мировой войны в Сергиевском дворце размещался Англо-русский военный госпиталь, торжественно открытый Британским Красным крестом в присутствии Императрицы 30 января 1916 г. и просуществовавший до января 1918 г. В госпитале работал английский персонал под руководством доктора Флемминга. За время своей работы в госпитале прошли лечение около 6000 русских солдат.

06.jpg

После октябрьской революции 1917 года дворец Белосельских-Белозерских, как и многие другие, был национализирован. С 1920 года здесь находился районный комитет партии Центрального, позже — Куйбышевского района. Дворец расстался с коллекцией картин, собранной Белосельскими-Белозерскими: она была перевезена частично в Эрмитаж, а частично в особняк на Крестовском острове, также принадлежавший этому семейству.

05.jpg

17.jpg

07.jpg

После провала августовского путча 1991 года райком КПСС закончил своё существование и в 1992-м году дворец Белосельских-Белозерских был передан Комитету по культуре мэрии Санкт-Петербурга и в нём было размещено государственное учреждение культуры «Петербургский культурный центр».
С середины 1990-х и до 2004 г. во дворце располагался Исторический музей восковых фигур.
C января 2003 г. здание передано по юрисдикцию Управления делами президента РФ. Большое внимание уделяется его техническому состоянию. Последние реставрационные работы были проведены в 2015 году. В ходе реставрации Зеркальному (концертному) залу и Парадной столовой были возвращены изначальные цветовые решения в оформлении, задуманные А. И. Штакеншнейдером, были отреставрированы все живописные полотна и панно, встроенные в стены Парадной столовой.

Столовая

09.jpg

08.jpg

10.jpg

15.jpg

16.jpg

Во дворце сохранились подлинные интерьеры, среди которых выделяются парадные залы на 2-ом этаже: Дубовый зал (бывшая библиотека), использовавшийся как малый концертный зал, Картинная галерея, Парадная столовая, Бежевая, Зелёная и Малиновая гостиные, Зеркальный (бальный) зал с прекрасной акустикой, который изначально предназначался для проведения концертов и до сих пор используется в этом качестве. Во всех этих и других залах сохранилась художественная отделка середины- конца XIX века: камины, светильники, лепнина, картины, зеркала, мебель и многое другое.

11.jpg

Зеркальный зал

12.jpg

И собственно о спектакле.
Спектакль «Школа Петербургского флирта» поставлен для двух актёров и целого зрительского зала, влюблённого в поэзию Серебряного века.
Двух современных людей, которые никогда не встретились бы в этой жизни, в силу разности привычек и характеров, свёл почти детективный случай. Она - архивный работник, эфемерное существо неприспособленное к современной жизни, любительница поэзии Серебряного века. Он - рок-музыкант, суровая натура в кожаной жилетке на голое тело и с беломориной в зубах, правда в творческом кризисе. Если коротко о детективной истории, то Героиня, как человек наивный и всему безоговорочно верящий, находит объявление «салона красоты», в котором обещается за солидную сумму из лягушки сделать царевну. Для чего такие кардинальные перемены? На днях женщине предстоит поход на вечер встречи выпускников, где жизненно необходимо сверкнуть звездой перед одной (одним) уплывающей планетой. Планета не раз уже была связана брачными узами, но сейчас свободна, и хотя нашей Героине никогда не посылала даже отражённого света, та лелеяла в душе слабую надежду. Гонорар в «салон красоты» перечислен, дата кардинальных перемен назначена, Героиня прибывает по адресу. Адрес, как вы догадались, фальшивый, деньги клиентки уплыли, а её саму здесь встречает старый подвал, переделанный в музыкальный клуб для репетиций, недружелюбный брутал, окутанный беломорным дымом, и полное отчаянье.

13.jpg

Так бы всё и закончилось, если бы суровый хозяин подвала не имел мягкого сердца. Он проникся историей Героини и взялся ей помочь, благо, за соседней закрытой дверью, от которой тут же нашёлся ключ, была костюмерная другой фирмы. А в костюмерной, - дальше детектив перерастает в сказку, иначе как бы лягушка превратилась в царевну, - в костюмерной находится платье времён Анны Ахматовой. Наша любительница поэзии Серебряного века считает этот случай фатальным. Стечение случайностей: Он, Она и эхом долетевшая история любви Ахматовой и Гумилёва - всё переплелось и завертелось. Подвал, два антипода, и только поэзия связывает их. Они перебрасываются стихотворными строчкам, словно жонглируют мячиками. Влюбляются, не верят сами себе, «играют в кошки-мышки». Она напоминает Ему кокетливо, что Гумилёв добивался руки Ахматовой 7 лет. Он в свою очередь парирует, что готов завоевать любимую за семь дней - надо учитывать, что век скоростей изменил правила «игры».

Недолгий сюжет подвёл нас в итоге к двухчасовому поэтическому вечеру. Спектакль назван «Самым Петербургским на сегодняшний день». Прошлое и настоящее причудливо переплелись в волшебном пространстве Петербурга. Спектакль динамичный, насыщен добрым юмором и оригинальной музыкой в исполнении з.а.России Михаила Разумовского. Роль скромного «синего чулка» исполняет з.а.России Татьяна Кузнецова.

саундтрек к спектаклю

Tags: Санкт-Петербург, архитектура, ахматова, гумилев, дворец Белосельских-Белозерских, кариатиды, спектакль, школа Петербургского флирта
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments