Живага Анна (mycruises) wrote,
Живага Анна
mycruises

Category:

Пушкин. осень в Царском Селе



Посмотрели по карте, оказалось, в Пушкине есть интересные места и архитектурные объекты, которые мы ещё не видели. Обвели их в кружок, и отправились в город. Подъехали сначала навестить старые знакомые места. Это пруд Ковш, по одну сторону которого находится Фёдоровский городок, а по другую - Феодоровский Государев Собор. Подробно об этом участке писала здесь

01.jpg

Осенью 2019 года, именно об этом времени я говорю сейчас, Фёдоровский городок находился на реставрации. Появилась надежда, что скоро он откроется для посетителей в достойном обновлённом виде. Все снимки прошлых лет приходилось делать сквозь решётки закрытых ворот и калиток.

А вот вид на Феодоровский Государев Собор был открыт для обзора, так что мы погуляли вокруг пруда, и поснимали Собор в обрамлении осенней листвы.

02.jpg

Пока мы бродили вокруг пруда, свет нас вполне удовлетворял.

03.jpg

Солнце старалось изо всех сил, разрезая своими лучами подступающие со всех сторон облака.

04.jpg

Но вскоре эта игра света и тени солнечным лучам стала даваться с трудом.

05.jpg

Далее мы пошли не в Царскосельский Александровский парк, как обычно, а вдоль него по Фермской дороге к Государевой Ратной палате. Когда мы вступили на эту дорогу, на подмогу пушистым как вата облакам, подошла тяжёлая артиллерия в виде снежных насупленных туч. Тут свет пришлось уже ловить.

06.jpg

Название Фермская дорога возникло в Царском Селе в XIX веке и связано с тем, что дорога ведет к Императорской ферме. Первоначально на императорской ферме отбирали и разводили самый породистый скот для улучшения российского животноводства. Находится ферма прямо за Ратной палатой (комплекс из красного кирпича). Подробно опишу ансамбль в другом посте, после завершения реставрационных работ. Сейчас там пыль стоит столбом.

А мы приближаемся к Ратной палате.

07.jpg

В 1911 году Елена Андреевна Третьякова, вдова Сергея Михайловича Третьякова, родного брата основателя Третьяковской галереи Павла Михайловича, подарила императору Николаю II собрание изобразительных материалов и документов по истории русских войн, а также военных трофеев. Император распорядился на основе этой коллекции создать музей, для размещения которого в Царском Селе была построена «Государева Ратная палата». Здание воздвигалось на средства Е.А. Третьяковой.
Более двух десятилетий императорская семья жила в Александровском дворце Царского Села. Это неминуемо повышало статус небольшого городка, превращая его практически во вторую столицу государства.
Еще до начала Первой мировой войны по инициативе Государя здесь было начато широкомасштабное строительство административных и общественных зданий, куда вошли в том числе Феодоровский храм, Фёдоровский городок для духовенства, казармы Собственного Его Императорского Величества конвоя. Все эти постройки составили целый ансамбль, выдержанный в псевдорусском стиле. Частью этого комплекса и, пожалуй, главным, после соборов, духовным центром должна была стать Государева Ратная палата, заложенная в Высочайшем присутствии 3 мая 1913 года. Она была задумана как пантеон воинской славы Отечества – музей для хранения военных трофеев и исторических документов, иллюстрирующих успехи России в войнах с неприятелем с древних времен.

08.jpg

Особую часть коллекции, подаренной для будущего музея Е.А. Третьяковой, составили вещи, подобранные на полях брани сразу после окончания сражений. В их число входили карты, фотографии, документы, книги, предметы германской и австрийской амуниции и снаряжения, оружия и даже подбитый русскими войсками цеппелин.
В 1915 году начальник Царскосельского Дворцового правления князь М.С. Путятин согласно воле императора запросил в войсках материалы для музея. Мастера кисти создали около 500 портретов георгиевских кавалеров на холстах размерами 39×30 см по фотографиям и описаниям сослуживцев. В новый музей принимались портреты солдат и офицеров Русской императорской армии, заслуживших три или четыре георгиевских креста и полный бант (с 1-й по 4-ю степень) георгиевских медалей.
В феврале 1917 года было завершено возведение всего комплекса зданий и создана экспозиция. Народный Музей Великой войны 1914–1917 годов открыл свои двери для посетителей.
К сожалению, его работа продолжалась недолго, и в 1918 году музей был закрыт. В годы революционных свершений некоторые экспонаты музея были вывезены из Царского Села, рассредоточены по государственным хранилищам, некоторые уничтожены. Лишь в 2008 году здание Ратной Палаты было передано ГМЗ «Царское Село» для создания музея Первой мировой войны.

Вот теперь заходим на Царскосельскую территорию Александровского парка.
Оказываемся в самой дальней её части...

09.jpg

10.jpg

...но не безлюдной

11.jpg

Ровная, как струна парковая аллея выводит нас к павильону Арсенал.

12.jpg

До строительства Арсенала на этом месте находился «Монбижу» (с фр. — «моя драгоценность») — охотничий павильон, построенный в середине XVIII века по проекту архитектора Франческо Растрелли по заказу императрицы Елизаветы Петровны.
Архитектурный шедевр Монбижу, обветшавший к началу XIX века, подвергся полной перестройке. На смену барочной причудливости пришли простые строгие линии: автор проекта, Адам Менелас, задумал новое парковое строение в виде английского готического замка с элементами романского стиля.

13.jpg

Скончавшись в августе 1831 года, Менелас не довёл строительство до конца. В 1832 году проект перешёл под руководство архитектора Александра Тона, который его и завершил в 1834 году.
Само название здания, которое называлось теперь Арсенал, говорит о его функции: павильон использовался для хранения и показа коллекции средневекового, европейского и восточного оружия Николая I, которую император начал собирать ещё будучи великим князем.
Во время Великой Отечественной войны Арсенал был значительно поврежден. К началу XXI века здание пришло в аварийное состояние. В 2012 году началась реставрация, которая теперь полностью завершилась.

Ещё в более дальней дали парка можно увидеть только Ламские пруды и Ламский павильон.

14.jpg

Эту часть парка можно считать сейчас совершенно дикой. Она находится в запустении, а павильон «заморожен» и ждёт начала реставрации. Так что рассказ о нём напишу, когда появится возможность показать здание.
Вокруг прудов можно погулять и сейчас. Они окружены многочисленными живописными мостиками, которые образуют и сохраняют общий стиль всего парка. Ламские пруды питаются водами реки Кузьминки.

15.jpg

16.jpg

17.jpg

И тут внезапно пошёл снег. Первый снег того года. Это то, что мы видим туманным маревом заднего плана.

18.jpg

Несколько минут и всё прекратилось, как не бывало.

19.jpg

А мы тем временем выходим к павильону Шапель.

20.jpg

Павильон Шапель также находится на окраине Александровского парка и представляет собой искусственную руину в готическом стиле. Это ещё одна работа архитектора Адама Адамовича Менеласа.

21.jpg

Одна квадратная башня соединяется широкой аркой с другой, полуразрушенной башней. В окнах Шапели были установлены разноцветные витражи, изображающие сцены из Библии. В годы войны павильон сильно пострадал.

22.jpg

Полностью отреставрирован к 2018 году.

23.jpg

Китайская деревня

24.jpg

Малый Китайский мост

25.jpg

Крестовый мост

26.jpg

Вновь выглянуло солнце, заливая всё вокруг яркими красками.

27.jpg

28.jpg

Углубляясь уже в знакомую часть парка. Встречая на каждом шагу озеро, прудик, канал или любой другой источник воды, восторгаемся их рукотворностью. Да, да, именно так. Все они искусственные, созданы руками человека.
В Петровские времена место, где сегодня находится Екатерининский дворец, называлось Саарская мыза – невзрачная горка, со всех сторон окружённая болотами, лесами и многочисленными оврагами. Глаз радовали лишь вытекающая из болот речушка, да заросшее камышами скромное озерцо.
Когда дворец был построен, оказалось, что в ближайшей округе питьевой воды нет. Именно Екатерина II вплотную занялась этой проблемой. На помощь ей пришёл Бауер. Он нашёл ключевую воду в семнадцати километрах от Екатерининского дворца. Проект предусматривал перенос воды через две речки, потом два километра по болотам, причём так, чтобы воды не смешивались. Да ещё требовался семикилометровый тоннель через один из отрогов Кирхгофской гряды на глубине до семнадцати метров. В 1773 году начались работы по строительству водовода.

пруд «Озерки»

29.jpg

30.jpg

31.jpg

Верховой участок построили быстро. С низовым участком из-за неровностей рельефа провозились дольше. На особо заболоченных участках проложили деревянные трубы, изготовленные из цельных стволов. Деревянные конструкции засыпали землёй. Семикилометровый тоннель строили ещё 14 лет. Его окрестили в честь доблестных минёров, которые с помощью взрывчатки и стального бура прокладывали дорогу в каменистой породе. Тоннель назвали «Минная галерея». В 1787 году осуществляли пробный пуск воды по всей трассе Таицкого водовода. Случился конфуз. Вода пошла, но оказалось, что за время строительства Минной галереи все деревянные лотки и трубы как верхового, так и низового участков сгнили. Вода устремилась во все щели, размывая всё на своём пути. Неисправности устранили, и в конце 1787 года таицкая ключевая вода в самотечном режиме, наконец-то, пришла в Царское Село.

32.jpg

33.jpg

34.jpg

С приходом Таицкой воды у Екатерины II появилась возможность заняться водным оформлением царской резиденции. С её участием была придумана и построена уникальная система проточных прудов, связанных между собой хитроумными гидротехническими сооружениями.

35.jpg

Всего было создано четыре группы проточных прудов, каждая из которых имела своё назначение.

36.jpg

37.jpg

Так в самом начале путешествия мы погуляли вокруг пруда Ковш, а вместе с ним вот этот Крестовый канал, через который перекинуты Китайские мостки, и от которого образован пруд Озерки, да плюс Детский пруд, Александровская заводь, Ров у Белой башни - вся группа прудов была построена специально для детских развлечений любимого внука Екатерины II будущего императора Александра I. Одновременно пруды являлись украшением Александровского дворца.
Шапельный пруд и Ламские пруды предназначалась для аварийного сброса воды Таицкого водовода в речку Кузьминку, если по каким-то причинам требовалось осушить парковые водоёмы.

Остальные пруды находятся в Екатериненском парке, мы их сегодня не видели, но для наглядности помещу здесь схему. Вот она, система водоводов и прудов, созданная человеческими руками.

38.jpg

Первая группа прудов Екатерининского парка (Верхние прудки – Продолговатый пруд – Крестовый канал - Кухонный пруд – колодец «Иордань» - Самотечный водопровод по Царскому Селу - Колонистский пруд) являлась продолжением Таицкого водовода и обеспечивала транспортировку питьевой воды.
Вторая группа прудов (Верхние прудки – Лебединые прудки – Большой пруд – Рыбный канал – Малые каскады – Большие каскады – Колонистский пруд) служила для водных развлечений высокопоставленных особ и украшения Екатерининского дворца.

Разобраться в системе водоснабжения мне помогла статья:
Источники водоснабжения парковых водоёмов Царского Села

Эта запись будет убрана под общую кнопку Пушкин - город музей, где вы найдёте все записи о Царском Селе, которые я когда-либо помещала в своём блоге.

Tags: Государева Ратная палата, Санкт-Петербург, Феодоровский собор, Фермская дорога, Царское Село, водоснабжение, город Пушкин, канал, каналы, мосты, озеро, озёра, осень, павильон Арсенал, павильон Шапель, парк, пруд, пруды, реставрация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments