Живага Анна (mycruises) wrote,
Живага Анна
mycruises

Categories:

Ярославль. Свято-Введенский Толгский монастырь



Про Ярославль уже однажды писала. Но город большой, решила вернуться к этой теме. В этом году план путешествия составили так, чтобы не попадать в центр города, а осмотреть некоторые закоторосльные и заволжские бывшие слободы.
Первая остановка - Толгская обитель. Находится она недалеко от Ярославля, на левом берегу Волги, при впадении в эту реку небольшой речки Толгоболки или Толги. Слово «толга» происходит, видимо, из исчезнувшего языка древнего финно-угорского народа меря, проживавшего ранее на территории Ярославской области. «Толга» в родственных мерянскому языку мордовских и марийском языках означает «птичье перо».
Если даже не знать заранее, и даже если не встретить по пути ни одну из насельниц, ошибиться невозможно, - монастырь женский. Первое, что поразит вас в монастыре - это изобилие цветов всевозможных сортов и видов.

Как только входим на территорию, ошарашивает вид от Северной воротной башни на ограду монастыря и цветы.

01.jpg

Святые ворота с церковью Николая Чудотворца, монастырский пруд и цветы.

02.jpg

Главный собор монастыря. Введенский собор с колокольней и цветы.

03.jpg

И ещё цветы

04.jpg

Вот только не всегда так радужно было в этих местах. Случались времена чудесных видений, чудесных спасений, чудесных исцелений, сменялись они временами безбожия, глухого молчания. Но ложное и ошибочное убеждение, как правило, неустойчиво, хотя и не сразу определимо. Для истины нужно время, и вот пришло время возрождения. Но обо всём по порядку.
В стародавние времена, в 1314 году владыка Трифон, завершив осмотр обширной Ростовской епархии и возвращаясь водой с Белозерья, «за шесть верст не доехал до града Ярославля и стал на брегу на реке на Волге, на нагорной стране ночевати месяца августа в 8 день». В полночь владыка проснулся и увидел необыкновенный свет, тогда он взял посох, вышел из шатра. И тут «явися владыке за Волгою столп светле, от земля и до небеси неизречене, и мост явися ему чрез Волгу». Пораженный столь необыкновенным явлением, святитель взял посох свой и по чудному мосту перешел Волгу. Здесь увидел он, что свет исходит от иконы Божией Матери, «ни на древе, ни на земли, но на воздусе стоящ». Долго молился святитель перед иконой, наконец по тому же мосту возвратился в свой шатер. Перед отправлением преосвященного в Ярославль служители хватились его посоха, но «не найдоша нигде в стану его и известиша владыке, что с вечера посох был у него в шатре». Преосвященный, «восхоте Пречистой Богородицы образ чудотворный прославити», повелел служителям плыть за Волгу и взять там посох на месте, которое он указал своим перстом. Здесь обрели они икону Богоматери, стоящую «уже на земле в древнем лесе», между деревьями, и там же нашли посох.
И тогда епископ Трифон, оставив путь к Ростову, благословил построить на месте явления иконы деревянную церковь. Владыка и его спутники тут же и приступили к делу, начали лес рубить, место очищать, готовить брёвна на церковь небольшую. Дошла эта весть до Ярославля, и множество горожан и жителей окрестных деревень поспешили на помощь епископу в постройке храма , который и возвели за один день. В него перенесли обретенную икону. Тут епископ «братию собра и монастырь устрой и игумена в нем постави». Вот так без промедления всё в один день и свершилось. Изначально это был мужской монастырь.

Введенский собор с колокольней. Правее в кадр вошёл угол Крестовоздвиженской церкви (на реставрации)

05.jpg

Через несколько десятилетий после основания обители, в монастыре случился пожар, уничтоживший все документы и грамоты. А чудотворная икона была найдена после пожара целой и невредимой «в дубраве на дереве» около монастыря.
Обитель не прекратила своего существования после постигшего ее бедствия. Жизнь монастыря продолжилась.
А в 1553 году это место посетил царь Иван Грозный. В то время был он болен ногами и пожелал исцелиться, для чего совершил паломничество в северные земли и приехал «ко Пречистой Богородице в дом к чудотворному образу», чтобы далее уже ехать своей дорогой в радости и здравии. А в благодарность монарх повелел украсить святой образ золотом, серебром, бисером и камнями многоцветными. И ещё не мало средств дал на процветание монастыря и строительство каменного храма.

06.jpg

18 мая 1609 года Толгский монастырь подвергся жестокому испытанию — отряд поляков захватил обитель, осквернил и разграбил ее. Сорок шесть иноков, скрывшихся в храме, были перебиты. Их братскую могилу долгое время отмечал «раздвоенный» камень, и богомольцы брали сквозь его отверстие могильную землю, веруя, что она обладает целебной силой.

В 1893 году над местом захоронения иноков была сооружена часовня по проекту архитектора Н. И. Поздеева

07.jpg

В 1625 году на территории монастыря был построен Крестовоздвиженский храм. После упразднения монастыря Крестовоздвиженский храм оставался действующим до конца 1920-х годов. Затем его использовали под общежитие, столовую, школу. На втором этаже размещался клуб, в котором работали различные кружки, духовой оркестр и кукольный театр.
В 1937 году для демонстрации фильмов в нем установили новую широкоформатную аппаратуру. Просмотру кинофильмов мешали металлические стяжки, которые бросали тень на экран. Их срезали автогеном, и под давлением тяжелого купола на потолке стали появляться трещины. В 1960-х годах стяжки попытались восстановить. Но, недолго простояв, они лопнули, и произошло обрушение сводов. Размер рухнувшего перекрытия был 130/126 метров. Около пятидесяти лет храм простоял непокрытым.

Сейчас в церкви ведутся реставрационные работы. И опять же всё в цветах, даже во время строительных работ.

08.jpg

Крестовоздвиженский корпус и северная башня Святых ворот

09.jpg

Вскоре после революции положение в России резко изменилось. На территории ее центральной части установилась богоборческая власть. В октябре 1918 года была произведена опись всего имущества монастыря, составлено соглашение, содержание которого заключается в том, что насельники Толгского монастыря приняли все это имущество от Ярославского Совдепа в бессрочное, бесплатное пользование на определенных условиях.

10.jpg

Летом 1920 года в Толгу приехала группа учеников из Ярославля. Коммунистическая власть, чтобы как-то поддержать детей школьного возраста в голодное время, вынесла решение отправлять их в сельскую местность на летние школьные каникулы. В дальнейшем подобные выезды школьников стали проводиться каждое лето.

11.jpg

В 1923 году ярославские власти решили в Казанском девичьем монастыре открыть дом крестьянина. Все монахини, а их было тогда до 300 человек были выселены без предоставления какого-либо помещения. Многие разъехались по стране и немало их поселилось в Толгском монастыре, хотя он и был тогда мужским. Поселились они в монастырской гостинице, часть которой была занята богадельней и приезжавшей на лето вышеупомянутой школьной колонией. Монастырь продолжал жить и в этих условиях до 1928 года.

12.jpg

Поразила современная жизнь монастыря. Насельницы по территории разъезжают на электрокарах, одной рукой рулят, другой в мобильном телефоне страницы листают или по рации переговариваются. У монахини, проводившей экскурсию для одной из многочисленных групп, гарнитура с микрофоном и наушником из под платка выглядывала.

13.jpg

Меня, как ретрограда, это немного покоробило, но в то же время, кто сказал, что технический прогресс должен оставаться за стенами монастыря и на его территории запрещено пользоваться благами цивилизации?

14.jpg

15.jpg

Вернёмся ещё ненадолго в стародавние времена.
В 1681—1683 гг. Введенский собор был разобран и возведён заново, больших размеров.

16.jpg

Новый храм соединили переходом с колокольней и Крестовоздвиженской церковью.
Фасады собора, на мой взгляд, особенно оживляют расписные полукружия закомар. Эти одиннадцать икон с внешней стороны Введенского храма выполнены в технике мозаики в 2008 году бригадой одесских мастеров под руководством Андрея Маркина. Посмотрим некоторые из них.

Мозаика «Крещение Господне (Богоявление)» на тимпане закомары северо-западного фасада

17.jpg

Мозаика «Сретение Господне»

18.jpg

Мозаика «Успение» на тимпане закомары северо-западного фасада

19.jpg

Мы взошли на крыльцо Крестовоздвиженского храма и по галереям перешли в Введенский собор. Галерея.

20.jpg

Здесь можно заметить, что в традиционную программу росписи старыми мастерами были внесены изменения: вместо фигур святых и мучеников на столпах собора изобразили сюжеты из Деяний Апостолов. Введенский собор единственный храм на территории монастыря, в котором сохранилась монументальная живопись 1690 г. (большей частью восстановлена). Семь ярусов росписей поделены так: три верхних иллюстрируют жизнь Христа и притчи; четвертый посвящен заповедям блаженства и молитвам «Отче наш» и «Символ веры»; пятый описывает «Страсти Христовы», шестой и седьмой рассказывают историю монастыря в картинах на сюжеты из «Сказания... », т.е. живопись двух нижних ярусов посвящена истории создания обители и чудесам Толгской иконы Богоматери.

Интерьеры Введенского собора

21.jpg

В начале 30-х годов советское правительство решило построить в Ярославле на Волге, у села Воздвиженское гидроэлектростанцию. Плотина должна была перегородить Волгу в окрестностях Толгского монастыря.

22.jpg

В 1935 году научный работник музея Алехина, обследовав Толгский монастырь, писала: «Собор занят гидромеханической лабораторией, ранее находившейся в ведении Ярославского Средволгстроя, теперь переходящей в ведение НКВД. Внутри главного храма устроено перекрытие, делящее церковь на два этажа. У стены внизу храма проходят трубы с водой, которая подается специально поставленным насосом с двигателем в северные подклети храма (для чего были проломлены пол храма и стена фундамента). В центре устроен оцементированный лоток, который в скором времени наполнится водой. В подклетях под алтарем устроены вцементированные резервуары, также предназначенные для воды. В северной части главного храма, а также в северной части галерей поставлены специальные аппараты для научно-исследовательской работы. Фрески в этой части галерей закрашены. Южная галерея разделена на три части, где находятся: химическая лаборатория, кладовая и магазин. Фрески здесь поцарапаны, отбиты и частично закрашены».

23.jpg

Проведенные исследования грунта в Ярославле дали отрицательные результаты, и через четыре года строительство гидроэлектростанции было перенесено в Рыбинск. Но монастырь уже на долгие годы превратился в жилье для обычных горожан, не имевших по той или иной причине жилья. Занятыми под жилье оказались не только кельи, но и все крепостные башни. Здесь же с 1936 года находилась детская колония НКВД.

24.jpg

В 60-ые годы колония переселилась на вновь выстроенную рядом с монастырём территорию. Отдельно был возведён двухэтажный дом для персонала. Строился фундамент дома из могильного камня, взятого с уничтоженного монастырского кладбища.

25.jpg

К северо-востоку от Введенского собора находится церковь во имя Спаса Нерукотворного, начало XVIII века.

26.jpg

Отличительной чертой Спасской церкви, которая на данный момент вся в лесах, является необычное для Ярославля завершение в виде восьмигранного купола с восемью миниатюрными главками, являющегося основанием для ступенчатой композиции из двух уменьшающихся кверху восьмериков, увенчанных шарообразной главкой. С запада к зданию церкви примыкал одноэтажный больничный корпус, отчего сама церковь называлась также больничной.

28 июня 1883 года Толгский монастырь посетил наследник Всероссийского престола Николай II Александрович. По осмотре церкви и ризницы, цесаревич был потом в монастырском кедровом саду. Прогулка по кедровой роще так понравилась Его Высочеству, что, обращаясь к своему воспитателю, графу Сергею Григорьевичу Строганову, он воскликнул: «Граф! Я здесь ожил».
Посетили кедровую рощу и мы. Обычно кедровник закрыт, открывают его только один день в году 8/21 августа, на день иконы Толгской Богоматери. Вот так нам повезло. Заходим через Южные святые ворота в кедровую рощу.

27.jpg

Кедровая роща была посажена в XVI веке в память о чудесном обретении иконы после пожара. По преданию, именно из Сибири привез Ермак две огромные кедровые шишки в подарок Иоанну Грозному. Царь же пожаловал их монастырю в благодарность за чудесное исцеление. Получив необычный дар, монахи посадили за обителью более сотни таких кедров. В 1879 году кедровник пострадал от смерча. В восстановленной после бури роще иноки устроили оранжереи для выращивания цветов и винограда.
С годами к деревьям стали относиться как к святыне. Кедровые шишки продавали у стен как монастырскую реликвию. В безбожные времена их брали на память верующие, приезжавшие в Толгу. Рощу воспринимали как единственное неоскверненное место упраздненной обители. У большого пня на Пасху верующие оставляли крашенные яйца и кусочки куличей.

28.jpg

В советские годы, когда в монастыре разместилась колония, кедры начали погибать. Дренажная система, устроенная монахами, пришла в негодность. Пруды высохли, их пытались наполнять водой, но безуспешно - она уходила.
В 1970-х годах в роще высадили сто пятьдесят саженцев кедра, но из них прижились лишь двадцать четыре.
К моменту возвращения монастыря Православной Церкви в кедровнике сохранилось 27 двухсотлетних деревьев. Молитвами и стараниями насельниц сейчас у святых стен растут 193 дерева.

29.jpg

В 2004 году после археологических раскопок была возобновлена утраченная часовня, которая в XIV веке была устроена в честь второго обретения Толгского образа после пожара.

30.jpg

Никольский храм - Святые врата, обращенные к Волге, с одноглавой надвратной церковью, 1672 года постройки.

31.jpg

32.jpg

В 1691 году, когда артель художников расписывала Введенский собор, украсили живописью и стены ворот.

33.jpg

С конца 1920-х годов церковь использовалась для нужд новых хозяев монастыря, в 1930-х годах - под жилье. Проезд со стороны Волги был заложен кирпичом. В нем устроили гараж. Храм восстановлен в 90-е годы.

34.jpg

Росписи проездной галереи в Святых воротах. Проход к Волге.

35.jpg

Западная воротная башня

36.jpg

Вид на монастырь и Святые ворота с церковью Николая Чудотворца от реки.

37.jpg

38.jpg

39.jpg

40.jpg

41.jpg

42.jpg

Волга

43.jpg

Только к 1986-му году последние жители обители, жившие здесь десятки лет, были выселены. В декабре 1987 года Толгский монастырь был открыт, на его территории была учреждена первая в современной России женская обитель. Обитель в момент передачи Церкви находилась в состоянии крайней заброшенности.

44.jpg

По назначении на Толгу игумения Варвара с первых же дней начала поднимать монастырь из руин. За короткий срок оборудовано отопление, подведены водопровод, канализация, организованы столярная и слесарная мастерские, газовая котельная, гараж, отреставрированы или заново возведены каменные хозяйственные строения и кирпичные келейные здания, устроены овощехранилища, налажена работа трапезной, оборудован медицинский кабинет. Сегодня монастырь расцвёл в прямом и переносном смысле.

Tags: Волга, Толгский монастырь, Ярославль, ансамбль, инок, кедр, кедровник, кедровые сосны, комплекс, монах, монашенка, насельница, реставрация, росписи, сад, фрески, цветы, церковь, часовня
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments