Живага Анна (mycruises) wrote,
Живага Анна
mycruises

Categories:

Ярославские храмовые комплексы в Коровниках и в Толчкове



Из Толгского монастыря мы отправились в Коровницкую слободу, что находится в закоторосльной части Ярославля.
Коровницкая слобода возникла в XIII веке в устье реки Которосли на противоположном берегу от Ярославского кремля. Ещё в 1584 году слобода была присоединена к Ярославлю, став частью посада. Название получила по основному занятию жителей — разведению крупного рогатого скота. В XVI—XVII веках Коровники были поставщиком сырья для ведущей отрасли мелкотоварного кожевенного производства Ярославля. А начиная с XVII века стала центром гончарного, кирпичного и изразцового производства, т.к. в окрестностях залегали хорошие глины. Так слобода обеспечивала развернувшееся в Ярославле каменное строительство. Изразцы работы местных мастеров украсили в то время многие храмы Ярославля.
Началось также строительство новых храмов самого Коровницкого прихода. В 1649-54 годах на средства прихожан — ярославских посадских людей Ивана и Федора Федоровичей Неждановских — построена холодная церковь во имя Иоанна Златоуста, отличавшаяся богатейшим изразцовым убранством и ставшая одним из лучших образцов ярославского зодчества XVII века. В 1669 году рядом возведена новая тёплая церковь во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери, в 1670-х — новая шатровая колокольня высотой 37 м. В 1735 году церкви были украшены великолепной росписью, выполненной артелью ярославских мастеров во главе с Алексеем Ивановым Сопляковым.

Вот на это чудо Коровницкой слободы мы и приехали посмотреть.

01.jpg

Сначала осматриваем ансамбль со всех сторон по периметру.
А изразцы, действительно, прекрасные. Напоминают роспись деревянного русского терема.

02.jpg

Этот современный забор с отражателем звука (на первой фотографии), кому только в голову пришло ставить здесь пластиковые щиты, которые загородили весь вид с внешней стороны, так вот этот забор увидела ещё в интернете, и очень боялась, что территория храмового ансамбля будет закрыта наглухо, и на самой территории будут вестись строительные работы, но опасения оказались напрасными. Просто вход пока устроен не через святые ворота, а с Златоустинской улицы, через хозяйственный проезд.

Вид на ансамбль церквей Иоанна Златоуста и Сретения Владимирской иконы Божией Матери.
Панорама из пяти кадров. По центру панорамы святые ворота.
А из-за спины фотографа протянулась тень от колокольни.

03.jpg

Теперь рассмотрим каждую из церквей в отдельности. Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери

04.jpg

Как это обычно бывает, тёплый храм строится поменьше, пониже и попроще. Главная претензия к зимнему храму - малое потребление дров и долгое сохранение тепла. Но если вы уже заметили, гармония всего храмового комплекса достигнута, благодаря симметрии. Симметрично расположение храмов по отношению к святым воротам, ровно по центру находится колокольня, по той же причине стремления к симметрии всего храмового ансамбля зимний храм не должен был слишком уступать в размерах стоявшему тогда уже летнему храму. Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери оказалась слишком высокой и отапливать её было совсем непросто. Позднее для удобства отопления храм поделили на 2 этажа: в нижнем проходили богослужения, а второй пустовал и использовался как чердак. Силуэт церкви в некотором роде повторяет Иоанновскую церковь, хотя выглядит намного проще, поскольку лишен галерей и приделов.

05.jpg

А вот церковь Иоанна Златоуста особенно хороша, как снаружи, так и внутри.

06.jpg

Композиция Иоанновского храма – симметричная, церковь имеет два шатровых придела по бокам, с трех сторон здание опоясывает галерея с высокими крыльцами. Такое архитектурное решение связано церковной реформой Патриарха Никона, которая помимо всего прочего устанавливала жесткие каноны церковного строительства. Благодаря этому храм Иоанна Златоуста получился строгим, но очень гармоничным. Основной объем церкви – не высок, поскольку у него нет подклета, но главы и барабаны храма устремлены вверх и устроены намного выше, чем в других, современных им храмах. Простое изначально крыльцо было перестроено в 1680-х гг. и было снабжено островерхими красивыми крышами. В то же время было изменено все внешнее убранство церкви в угоду новым вкусам: для лучшей освещенности на фасадах был прорублен ряд новых окон, на окнах появились более пышные наличники, а фасады были украшены полихромными роскошными изразцами. Особенно примечателен своей красотой наличник окна средней апсиды, мы его видели с вами выше, когда я сказала, что изразцы напоминают росписи деревянных теремов.

Сейчас мы взойдём на крыльцо, смотритель храма откроет скрипучий замок огромным старинным ключом, и мы окажемся в полумраке интерьеров. Я не сказала, что храмовый комплекс в 1992 году был передан старообрядческой общине. Для регулярных богослужений не используется.

07.jpg

В одной из галерей храма расположилась небольшая экспозиция на тему старообрядческого быта.

08.jpg

Но главная ценность, конечно, это сохранившиеся и расчищенные фрески.

09.jpg

Правда в советское время в храме Иоанна Златоуста находился соляной склад, по этой причине некоторые фрески, к сожалению, были утрачены безвозвратно. Довольствуемся пока оставшейся частью. Но храму нужна полноценная реставрация.

10.jpg

Сиротливо смотрится алтарная часть с пустыми глазницами иконостаса.

11.jpg

Но теперь это дело времени, а время как раз повернулось лицом к храму, и у храма появилось будущее.

12.jpg

Центром ансамбля и основной его вертикалью является шатровая колокольня, которая была сооружена в 1680-е г.г. Она изначально была задумана стоящей отдельно, и, расположенная на равном расстоянии от обоих храмов, связала их воедино. Пожалуй, немного в России колоколен, которые имеют собственное имя. Эта колокольня за свою высоту и стройность прозвана «ярославской свечой». Колокольня признана одной из самых стройных в России. Высота её 37 метров. «Ярославская свеча» стала композиционным центром комплекса. Глухой высокий восьмигранный столп, словно вырастающий из земли, служит опорой для богато декорированного шатра с ажурным ярусом звонов. Гладкие, почти лишенные украшений стены восьмерика контрастируют с богато декорированным верхом. От арок звона восьмерик отделен широким поясом из узорчатого кирпича с разноцветными изразцами. Высокие, богато профилированные арки украшены причудливыми кирпичными полуколонками и завершаются группами из трех кокошников. А над ними взметнулся ввысь стройный шатер с тремя рядами окошек-слухов, украшенных нарядными наличниками. Некогда на колокольне висели колокола, отлитые в Сибири на заводе Демидова.

Площадка со звоном сегодня

13.jpg

Было бы обидно не воспользоваться возможностью, осмотреть окрестности с высоты птичьего полёта. И раз уж не даны нам крылья, поднимемся на колокольню, чтобы оглядеть лежащие окрест дали.
Купола церкви Иоанна Златоуста и река Волга позади

14.jpg

Волга за храмовой оградой со святыми воротами

15.jpg

Купола церкви Сретения Владимирской иконы Божией Матери

16.jpg

Ещё раз бросаем взгляд на ансамбль. По задумке архитекторов завершённость всему комплексу должна придавать невысокая ограда. Святые ворота в ней были построены в конце 17 в., они выполнены в стиле «нарышкинского барокко». Ограда должна объединять композицию и в тоже время давать сквозной обзор. Современные щиты звукоизоляции подпортили немного вид.

17.jpg

А мы держим путь в Толчковскую слободу. Название Толчковой слободы, где также занимались кожевенным промыслом, безусловно, требует «перевода». Среди ярославских слобод Толчковская была самой большой и процветающей, занимая территорию от Зеленцовского ручья до Московского тракта. Секрет ее успеха, в общем-то, «лежал на поверхности»: именно он и был зашифрован в имени слободы. Название «Толчково» происходило от глагола «толочь» и объяснялось хитрой технологией кожевенного производства. При выделке кож ярославские мастера использовали истолченную в порошок древесную кору, содержащую дубильные вещества – танины. Шкуры, вымоченные в этом секретном составе, становились на удивление эластичными, а толчковская «красная юфть» (так называли этот мягкий сорт кожи) столетиями оставалась главным товаром «ярославского торгу».

Нас интересует вот эта церковь. Главная достопримечательность слободы. Церковь, знакомая всем россиянам.

18.jpg

Я надеюсь, вы ещё пользуетесь наличными деньгами? Тогда поройтесь в кошельке, вытащите оттуда однотысячную купюру и рассмотрите нарисованный храм на ней. Да, тот самый пятнадцатикупольный храм Иоанна Предтечи с тысячной купюры находится в Толчковской слободе. Но вот место, где он стоит, простите меня, мои друзья, я не хотела царапать ваш слух, но это полный трындец. Въезд под мост, обширная стоянка для машин, пустая на наше счастье, а то бы авто вообще весь вид перегородили, и вот он храм.

19.jpg

Ну и чем ты недовольна, спросите вы. А я вам отвечу: «Обзором, окружением. И так как храм притесняет промзона, рассмотреть это монументальное сооружение как следует не представляется возможным». Приходится тереться возле стен, задирать голову и стараться ступать только на вытоптанную тропинку. Шаг вправо, шаг влево грозит вам не только испорченным настроением, но и обувью. Нам приходилось ходить по заброшенным территориям заводов и другим сомнительным местам, но такого мрака возле знаменитой достопримечательности я не ожидала увидеть. Да будет стыдно тем, кто голосовал за вынесение силуэта церкви на всеобщее обозрение, сделал её известной каждому россиянину, но не позаботился о том, чтобы этот образ был благочестив. Хотя, что я говорю, святое замарать нельзя. Давайте любоваться архитектурой, стенами, изразцами, а потом пройдём внутрь храма.

20.jpg

Полное название - церковь во имя Усекновения Главы Святого Иоанна Предтечи. Строится с 1671 по 1687 гг. Это один из немногих ярославских памятников XVII века, возведённых «мирским строением», т.е. сообща. Храм изначально задумывался и строился как нечто особенное, «чего прежде никогда не было», поэтому с момента закладки сопровождался большим количеством вкладов и пожертвований, поражая богатством внутреннего убранства и количеством драгоценной утвари. Его грандиозные размеры позволяют ему до сих пор оставаться одной из самых заметных построек в городе.

21.jpg

По конструкции и композиции церковь Иоанна Предтечи является характерным памятником ярославской школы архитектуры XVII века. Это крестово-купольный, четырёхстолпный посадский храм соборного типа, отличающийся огромными размерами и завершающийся мощным пятиглавием. Храм имеет два придела (северный - Казанских Чудотворцев Гурия и Варсонофия и южный - Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) которые также завершаются тесно сдвинутыми пятиглавиями. Главная конструктивная особенность церкви Иоанна Предтечи заключается в высоте приделов - она равна высоте четверика центрального храма. Поэтому с востока церковь выглядит как огромный пятнадцатиглавый храм с пятьюапсидным алтарём.
С трёх сторон - севера, запада и юга - храм окружают одноярусные широкие низкие галереи с большими окнами, с восточной стороны упирающиеся в приделы. Церковь Иоанна Предтечи имеет три больших, прямоугольных в плане крыльца, перекрытых высокими двускатными щипцовыми кровлями.

22.jpg

Внешний вид храма поражает разнообразием декоративных форм. Здесь применены все основные приёмы декора русской архитектуры XVII века, среди которых главное место занимает лекальный формованный кирпич. Разнообразие его форм огромно - от скромных профилей до целых фигурных плит: это разнообразные бусины, розетки, валики, косички, колонки разных размеров и форм, дыньки, кокошники и т.д. Эта изощрённая каменная краснокирпичная «резьба» прекрасно сочетается с цветными изразцами.
Впервые здесь стены и барабаны глав украшены дорожками из изразцов, поставленных «на углы». Вся апсидная стена была расписана под «бриллиантовый руст» в три тона квадратами, а стоящие между апсидами колонны покрывал обвивающий их цветущий хмель. Сейчас эти мотивы лишь угадываются с восточного фасада церкви.

23.jpg

Полюбопытствуем, какие чудеса нас ждут внутри храма.

24.jpg

25.jpg

26.jpg

27.jpg

28.jpg

Монументальная живопись этого памятника относится к лучшим образцам русского искусства XVII века.

29.jpg

Храм расписывала ярославская артель из 16 художников с 5 июня 1694 года по 6 июля 1695 года. Руководили артелью известные ярославские мастера Дмитрий Григорьев и Фёдор Игнатьев. В 1700 году они продолжали роспись северного придела и паперти. Росписи Толчковского храма не имеют себе равных в мировом искусстве по количеству изображаемых сюжетов (более полутора тысяч).

30.jpg

Стены центрального храма разбиты на восемь ярусов, западная - на девять, при этом совершенно уникален по содержанию нижний ярус северной и южной стен, где изображены Минеи - все святые православной церкви. Росписи центрального храма посвящены евангельским событиям, а также иллюстрируют житие Иоанна Предтечи, «Песню Песней», на столпах размещаются Деяния Апостолов.

31.jpg

Росписи галереи - это бесконечные сцены из Ветхого Завета от сотворения мира до падения Иерихона. На западном крыльце размещаются подробные иллюстрации Апокалипсиса. Вдоль стен галерей расположены фигурные расписные каменные скамьи. Западный, северный и южный входы в центральный храм оформлены удивительной красоты порталами с богатым декором из расписного лекального кирпича.

32.jpg

Высокий шестиярусный иконостас центрального храма формировался несколько лет с 1687 года по 1701 год, постоянно наращивая ряд за рядом. Резьба иконостаса выполнена в стиле барокко неизвестными ярославскими мастерами. В настоящее время иконостас демонтирован , его детали и сохранившиеся иконы хранятся в фондах Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

33.jpg

Из многочисленных сюжетов особо привлекают внимание крупные изображения отдельных фигур, лики святых, одни - строгие и внимательные, другие - глубоко сострадательные. Участливые взоры их глаз направлены в вашу сторону, они хотят говорить только с вами, вас беречь и Вам помогать.

34.jpg

35.jpg

Пусть луч света не покидает это место.

Перебираемся на противоположный берег реки в центральную часть Ярославля, чтобы увидеть ещё один храмовый комплекс.
Стоит ансамбль церквей Николая Чудотворца (Николы Мокрого, пятикупольный) и Тихвинской иконы Божией Матери (на переднем плане) на низком берегу Которосли, в бывшей монастырской Спасской слободе. Автор фотографии Илья Бесхлебный.

36.jpg

По преданию, первая Никольская церковь была построена на берегу реки Которосли на ме­сте языческого капища, жертвоприношения в нём делались на голубом камне. При строи­тельстве каменной церкви (1665 года) камень был положен в её фундамент. Центр ансамбля – высокая, красивая церковь Николая Чудотворца (Николы Мокрого). Интересно обиходное название храма – Николы Мокрого, по одной версии, связанное с его месторасположением (между притоками реки Которосль – ручьями Ершовым и Паутовым), отчего в храме всегда было сыро, а по другой – с именем самого святителя Николая Чудотворца, являющегося помощником всем терпящим на воде бедствие. Как бы то ни было, посвящение храма самому известному святителю – Николаю Чудотворцу – народ трансформировал в название Николы Мокрого, под которым храм известен и в наши дни.
Замысел нового храма был грандиозен, он был призван соединить в себе лучшие черты храмов Иоанна Златоуста в Коровниках и Илии Пророка. Однако в полной мере замысел не удался, так как совмещение черт строго симметричной церкви в Коровниках и подчеркнуто асимметричной Ильинской − задача непростая. И все же храм получился очень интересным и необычным. Высокий, без подклета, он опоясан с трех сторон одноэтажными галереями, в концах которых были устроены два симметричных шатровых придела − Алексия, Митрополита Московского, и Великомученицы Варвары. В северо-западном углу галерей поставлена стройная шатровая колокольня. Галереи на зиму закрывались съемными деревянными рамами − это было новшество для Ярославля. Храм был расписан сразу после завершения строительных работ, в 1673 году. Необычайно пышные, многоцветные и разнообразные керамические изразцы украсили Никольский храм в конце XVII века, в 1680-1690-х годах.

Так выглядел ансамбль и местность вокруг в 1903 году

37.jpg

Таким это место мы увидели в августе 2020 года, та же точка съёмки.

38.jpg

39.jpg

Несколько ближе к Которосли была выстроена «кораблем» одноглавая теплая церковь Тихвинской Богоматери. Её хорошо видно на фотографии Ильи Бесхлебного, там она на переднем плане. Через несколько лет с западной стороны к этой церкви был пристроен шатровый притвор, сплошь покрытый многоцветным изразцовым ковром. По пышности изразцового декора церковь Тихвинской Богоматери не имеет равных среди храмов своего времени.
Это всё, что мы успели осмотреть в тот августовский тёплый день. В Ярославль стоит возвращаться ещё и ещё.

Все фотографии, кроме указанной, из моего личного архива.

Tags: Коровники, Толчково, Ярославль, архитектура, изразцы, купюра, пятнадцатикупольный храм, росписи, слобода, фрески, храм, церковь, ярославская майолика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments