Живага Анна (mycruises) wrote,
Живага Анна
mycruises

Торжок. Чуть только осень стала золотить деревья



Спустя два года поехали мы опять в Торжок. О предыдущей поездке писала здесь Но в этот раз уже ехали со знанием особенностей, характера, отличительных черт местности и, вписанной в ландшафт архитектуры, так что выбрали для поездки осенний солнечный день, он Торжку очень к лицу. Летом 2018 года для гармонии нам не хватило золотистых оттенков в палитре цветов. Добирались до города примерно тем же способом, что и в первый раз, только маршрутку от Твери ждать не стали, а вызвали такси до Торжка. Высадились в этот раз на улице Горького, возле церкви Николая Чудотворца.

01.jpg

Выбор с точкой начала пешей прогулки был не случайным. Церковь стоит на пересечении дорог: улицы Горкого и улицы Степана Разина. Во-первых, в 2018 году до этой церкви мы не дошли, и вблизи её не видели; во-вторых, даже отсюда видно (на нижней фотографии справа от церкви) возвышающиеся башенки Борисоглебского мужского монастыря. Он-то нам и нужен ранним утром. Между церковью, возле которой мы стоим, и монастырём протекает река Тверца. Осмотрим церковь Николая Чудотворца, а потом спустимся к реке, чтобы увидеть противоположный берег, где на высоком склоне в этот час просыпается монастырь, любуясь своим отражением в тихой воде.

02.jpg

И наоборот, такой вид на церковь Николая Чудотворца открывается от Борисоглебского мужского монастыря

03.jpg

Церковь Николая Чудотворца, вид с улицы Степана Разина

04.jpg

Ныне существующий храм, выстроенный в конце XVIII столетия, представляет собой кирпичную однокупольную церковь в стиле классицизм. Церковь, что стояла здесь ранее, была деревянная, но сгорела. От неё сохранилась только икона Святого Николая Чудотворца. По преданию, эта икона была принесена из Новгорода при великом князе Иоанне III, двумя братьями каменщиками, по фамилии Оксеновы (Романовы) и ими же была пожертвована в Никольскую церковь.

05.jpg

Очень приятная, живописная улочка. Тут нас обтявкали немного, как полагается.

06.jpg

Но мы не в претензии

07.jpg

Пока псинка не перебудила весь район, уж очень ей нравилось голосить ровно в открытую форточку, мы подались к реке. День обещал быть приятным. Низкое солнце выглядывало сквозь не рассеявшиеся ещё ночные облака, освещая всё вокруг мягким светом.

Вознесенская (Тихвинская) деревянная церковь

08.jpg

Борисоглебский мужской монастырь и отдельно стоящая Воскресенская церковь слева

09.jpg

Вот она, Воскресенская церковь, со стороны апсиды.
Другой ракурс мы увидим позже с другого берега.

10.jpg

А Борисоглебский монастырь завис в колеблющемся воздухе над рекой, и напоминал некий сказочный город.

11.jpg

Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.

12.jpg

Так я себе и представляла чудо-остров князя Гвидона.
А об истории Борисоглебского монастыря можно почитать в предыдущем посте по верхней ссылке.

13.jpg

Разрезая тишину

14.jpg

15.jpg

16.jpg

Борисоглебский мужской монастырь, вид от реки Тверца. Собор Бориса и Глеба и Свечная башня

17.jpg

Эй, вы, бывшие мальчишки и девчонки, взываю к вашему подсознанию, когда вы идёте мимо высокого забора, у вас не возникает желание, как в детстве, заглянуть в щель между досками, посмотреть, как там идут дела, не нужна ли ваша помощь? У меня, как у Дениски Кораблёва из рассказа Драгунского «Сверху вниз, наискосок», всегда возникает.

Вот он, этот забор.

18.jpg

Забор был даже выше мужа, но он нашёл глазок в заборе на месте выпавшего сучка, и стал рассматривать внутренний двор. Там шла реставрация, это я без подсматривания догадалась. «Здорово!», - заключил муж, не отрываясь от глазка. Я подпрыгнула, но ничего не увидела. Потопталась на месте, потом подёргала мужа за рубашку: «Как бы мне тоже посмотреть?» Молчание. Я подёргала настойчивее. Муж оторвался от глазка, смерил меня быстрым взглядом и авторитетно заявил: «Ничего не получится». Тогда я предложила ему сделать кадр на вытянутых руках над забором, а потом мы бы получше всё рассмотрели. «Ты что, нельзя!», - сказал муж. «Почему?», - не поняла я. «Как можно снимать вслепую? А замер экспозиции, а композиционное поле, а завал горизонта в конце концов?!» Это был камень в мой огород, это я так обычно ругаюсь. Но после короткой перебранки я всё-таки получила вот этот кадр.

Церковь Власия, епископа Севастийского

19.jpg

Возведена была в 1727 году. Перестраивалась в начале XIX века и в 1880-е годы. Свое название церковь получила от устроенного в ней придела в честь священномученика Власия. Главный престол посвящен Казанской Иконе Божией Матери, а всего в храме пять престолов. В Писцовых книгах 1625 года сказано, что в начале XVII века в Торжке существовала деревянная церковь в честь священномученика Власия. Вместо деревянной церкви в 1721 году (или 1733) была построена каменная. Храм закрыли в 1937−39 годах. В 2003 году передан приходу Никольской церкви. Ведется восстановление.
Хотелось написать дальше, что было бы интересно через несколько лет походить здесь, поискать ракурсы с обновлённым храмом. Но я реалист. Восстановление ведётся с 2003 года, т.е. семнадцать лет. Хорошо, купол закрыли, влага внутрь не попадает, и это всё. Даже никто не копошится на территории. Мы с вами увидим ещё не мало подобных «строек» в городе.

Получив зазаборный снимок, я выслушала целую лекцию про рост, расти и подрастать, как вырасти в росте, на все лады и во всех падежах. Приводились всё новые примеры из жизни; всё, что попадалось на глаза, становилось доводом. В очередной раз оглядевшись, муж сказал: «А баскетболисты, так те вообще...» И нажал на спусковую кнопку фотоаппарата.

20.jpg

Я же, улучив момент, отпрыгнула на три шага в сторону, так и не узнав, что там баскетболисты. Больно надо.

21.jpg

А то некоторые растут, растут, а потом в форточку не помещаются.

22.jpg

Близ бывшей Московской заставы стоит храм во имя святителя Василия Великого.

23.jpg

В средние века на этом месте существовал женский монастырь. Впервые он упоминается в 1372 г. в связи с разорением Торжка тверским князем Михаилом Aлександровичем. После литовского разорения в 1606 году монастырь вторично был возобновлён и обращён в мужской. В 1690 г. монастырь вновь стал женским, его приписали к Новоторжскому Воскресенскому девичьему монастырю. Первоначально церкви в монастыре были деревянными с деревянными же на столбах колокольнями. В 1733 г. была построена каменная церковь. В 1760 г. к ней была пристроена каменная колокольня и церковь была освящена во имя Успения Божией Матери с приделами евангелиста Василия Великого и св. Алексия, московского митрополита. В 1764 г. монастырь был обращён в приходскую церковь. В 1840 г. она была обновлена, придельные храмы расширены и перестроены. В начале ХХ в. левый придел храма был посвящён св. Василию Великому, правый - Божией Матери Скорбящих радости.

24.jpg

Кроме храма, до нас дошли также дом причта (середина, ХIX в.), монастырская сторожка (первая половина XIX в.), ограда с воротами (XIX в.). Они составляют единый архитектурный ансамбль XVIII-ХIX вв.
Ограда и впрямь очень хороша.

25.jpg

Церковь Воздвижения Честного Креста Господня

26.jpg

Закрыта с 1929 года. Каменное здание Воздвиженской церкви с колокольней было построено в 1750 году на месте деревянной церкви (упоминаемой в Писцовой книге Торжка 1625 года) на средства купца Морозова и других прихожан, в 1788 г. и 1842 г.. оно перестраивалось. В 1842 году храм был восстановлен, его обнесли каменной оградой с металлической кованой решеткой. В Крестовоздвиженской церкви свято чтилась память преподобного Трифона Печенгского (или Кольского), просветителя лопарей. По преданию, он был сыном священника этого храма.

Такой вид открывается на церковь с противоположного берега Тверцы, с Земляного вала.

27.jpg

И добираемся до Воскресенского женского монастыря. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи

28.jpg

Храм, возведенный по проекту губернского архитектора И. Ф. Львова в 1833-1840 годах - каменный двухпрестольный с главным престолом, освященным в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи и пророка Серафима Саровского, а второй (на хорах) - Сошествия Святого Духа на апостолов. Храмовая композиция в стиле классицизма представляет собой высокий цилиндрический объем, завершенный световой ротондой, увенчанной шлемовидным куполом и главкой. Здание украшено ионическими пилястрами и карнизами с кирпичным узором. Церковь закрыли как культовый объект в 1923-1931 годах и в настоящее время здание церкви заброшено. В плачевном состоянии находится вся территория. В прошлую поездку я уже показывала виды отсюда, очень надеялись, что за несколько лет что-то изменится, но увы.

Ещё одно здание монастыря, Собор Воскресения Христова (фрагмент). Его я очистила от проводов в ФотоШопе, очень хотелось представить, как будет выглядеть архитектура после реставрации в облагороженном виде.

29.jpg

Архитектурные элементы возле соборов

30.jpg

31.jpg

Так монастырь выглядит с противоположного берега. Украшение ландшафта. А мог бы выглядеть ещё лучше.

32.jpg

Выходим к набережной

33.jpg

Левый берег реки Тверцы, по которому мы ходили. Церковь Илии Пророка

34.jpg

Правый берег реки, куда мы теперь отправляемся.

35.jpg

Климентовская церковь

36.jpg

По сравнению с прошлой поездкой вокруг немного расчистили территорию... от деревьев.
А вот подножие церкви наоборот заросло сильнее.

Вид на церковь с улицы Луначарского.

37.jpg

Детали и фрагменты не относящиеся к делу. Просто интересные элементы этой улицы. Балкон

38.jpg

Ставни

39.jpg

40.jpg

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

41.jpg

В прошлый раз, в 2018 году мы не ожидали, что под стенами храма по выходным разворачивается активная торговля всякой всячиной, были ошарашены, и ничего здесь не поснимали. Теперь мы были морально подготовлены и уделили церкви должное внимание.

42.jpg

Здание является одной из главных архитектурных доминант центральной части города. Не действующая, видимо, не пришло время изгонять торговцев из храма.
Возведена в 1746 году на средства купцов Морозовых, на Борисоглебской стороне города к западу от торговой площади. Церковь перестраивали в 1814 году в стиле классицизма. Двухэтажная (нижняя - теплая «зимняя», верхняя - холодная «летняя»), кирпичная, оштукатуренная. Основной объем - трехсветный четверик, увенчанный пятью глухими барабанами с главками. От колокольни сохранились два нижних яруса. Успенская церковь была закрыта в ноябре 1929 года. Купола утрачены. В настоящее время в бывшем храмовом здании располагаются типография и редакция местной газеты.

43.jpg

Хотим дышать свободно! Надпись перед Городским домом культуры

44.jpg

45.jpg

Улица Торговые ряды

46.jpg

Улица Бакунина

47.jpg

48.jpg

Церковь Георгия Победоносца

49.jpg

Не действующая

50.jpg

51.jpg

Каменный храм построен в 1762 году на месте деревянного (нач. XVII в.). Композиция храма - одноэтажная, с двумя приделами, кирпичная, оштукатуренная, фасады церкви выстроены в стиле позднего классицизма. В 1799 году приделы были разобраны. Свой нынешний вид храм приобрел только в 1805 году, когда к нему был пристроен второй этаж. Объемная композиция включает высокий трехсветный четверик, увенчанный пятью глухими барабанами с главками. Верхний придел освящен во имя великомученика Георгия Победоносца, а нижний придел во имя преподобного Сергия Радонежского.

52.jpg

Георгиевская церковь — одна из главных вертикалей центра города. От названия церкви происходит прежнее наименование улицы, где находится храм - Георгиевская. В 1917 году, с приходом новой власти, храм был закрыт, а все церковные ценности изъяты. До наших дней сохранился иконостас храма, украшенный несколькими старинными иконами, в том числе храмовым образом великомученика Георгия Победоносца, древней иконой великомученицы Параскевы Пятницы и образом святителя Николая Чудотворца.

53.jpg

Церковь Параскевы Пятницы

54.jpg

Церковь Параскевы Великомученицы построена в 1779 году в стиле барокко из кирпича и белого камня.

55.jpg

Основной объем - четверик, увенчанный восьмигранным барабаном, с небольшой трапезной и ярусной колокольней. В 1830 году фасады церкви и трапезной реконструировали в стиле позднего классицизма. Церковь закрыли в 1937-1939 гг. В 1942 г. здание передали городской пожарной команде. После её переезда в новое здание Пятницкая церковь окончательно обветшала и превратилась в развалины.

56.jpg

В 2010-е годы началось возрождение храма. В 2011 году был установлен крест на куполе церкви.
В начале 2012 года отремонтирована колокольня, на которой также установлен крест.
То, что колокольня отремонтирована - это громко сказано. И потом, сегодня на дворе 2020 год, где все?

57.jpg

58.jpg

Воскресенская церковь

59.jpg

Показывала в начале прогулки вид с противоположного берега, со стороны апсиды. Это ракурс с Грузинской улицы. Церковь закрыта с 1930 года, находится в запустении. На заднем плане виден Борисоглебский монастырь, которым любовались ранним утром так же с противоположного берега. Сейчас мы пройдём на его территорию.

Собор Бориса и Глеба на территории Борисоглебского монастыря слева и Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы справа. Последняя считается самой древней церковью во всём городе.

60.jpg

На этой фотографии левее церквей расположена Свечная башня.

61.jpg

С неё были сделаны многие панорамные снимки города. Вы их уже видели. Покажу ещё несколько.

62.jpg

В 2018 году собор Бориса и Глеба стоял в строительных лесах. Сейчас посмотрели на него и сверху, и снизу: крыша, купола в хорошем состоянии, и только. К стенам, портикам, ступеням паперти никто не прикасался. Печально. Штукатурка осыпается на глазах.

63.jpg

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы на втором плане находится в похожем состоянии.

64.jpg

Воскресенская церковь, что за монастырём, с верхней точки смотрится величаво.
Скорее бы руки у мастеров до неё дошли.

65.jpg

Высокие проёмы окон, пилястры, световой купол, изящная главка на тонком барабане увеличивают зрительно вертикали. А как хорошо должно быть внутри от дневного заполняющего естественного света. Правее, совсем на дальнем плане, видны зелёные купала Вознесенской каменной церкви. Она ещё в лесах. Мы к ней в эту поездку не подходили, но в прошлый раз церковь находилась совсем в плачевном состоянии.

И ещё один вид со Свечной башни, теперь на реку Тверца.

66.jpg

С чем хорошо в городе, так это с сообщением через реку. Есть и пешеходный и проездной мост. А «дикие» берега с натуральной береговой линией, изрезанные природным током вод, так прекрасны в своём естестве.

Ещё одна улица, которая мне очень нравится своей натуральностью, и которую я постоянно фотографирую с одной и той же точки, это улица Старицкая, участок за монастырём. Не замурованная в асфальт, с колёсоотбойниками для телег. Что-то далёкое, но очень живое в ней чувствуется.

67.jpg

А мы уже возле храма Архангела Михаила.

68.jpg

С первого взгляда на храм возникло впечатление, что это главный собор города. Причина тому - его благолепие и ухоженность. Расположение тоже сыграло роль. Стоит храм на естественном возвышении, на холме, который в свою очередь является полуостровом, омываемым с трёх сторон ручьями. Правда ручьи в наше время убраны в трубы и протекают под землёй.
Чутьё меня не подвело. Из истории храма: «В 1937 году храм был закрыт и отдан под пекарню. Возобновились богослужения в обители уже в 1946 году и больше церковь не закрывалась. До 1995 года Михайло-Архангельская церковь оставалась единственным действующим храмом в Торжке».

Вечер.
Собака высматривает луну в своём тоскливо-лирическом настроении, но при нас так и не завела свою песню.

69.jpg

И ещё несколько кадров с Земляного вала Новоторжского кремля
Борисоглебский мужской монастырь

70.jpg

Общий вид левого берега Тверцы

71.jpg

Михаило-Архангельская церковь

72.jpg

73.jpg

74.jpg

Tags: Борисоглебский монастырь, Торжок, башни, история, купола, обзор, осень, река, реставрация, церкви
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments